Мотоциклы времён Великой Отечественной войны.
После окончания Первой мировой войны страны участницы, осознав потенциал мототехники в ведении военных действий, приступили к созданию новых моделей мотоциклов.
В Германии
Довоенные модели BMW и Zundapp зарекомендовали себя с наилучшей стороны, к 1940 году В Германии командование поставило перед производителями задачу создать совершенно новый тип тяжелых мотоциклов.
Первыми и единственными в своем роде стали две модели: BMW R75 и Zundapp KS750. Эти мотоциклы были разработаны специально для передвижения по пересеченной местности. Они были оснащены приводом на колеса коляски и имели особую конструкцию, позволяющую преодолевать бездорожье. Обе модели показали себя с наилучшей стороны.
BMW R75 и его конкурент Zündapp KS 750 широко использовались вермахтом во время войны в России и Северной Африке. Однако после проведения испытаний стало очевидно, что Zündapp KS 750 является более совершенным мотоциклом.
В августе 1942 года, по настоянию армии, Zündapp и BMW договорились о стандартизации деталей для обеих моделей. Это было необходимо для создания гибрида Zündapp-BMW, получившего обозначение BW 43. В этом гибриде коляска BMW 286/1 присоединялась к мотоциклу Zündapp KS 750.
Было также решено, что производство R75 будет прекращено после выпуска 20 200 единиц. После этого BMW и Zündapp сосредоточатся исключительно на производстве гибрида, выпуская по 20 000 единиц в год.
Однако цель по производству 20 200 BMW R75 не была достигнута, и мотоцикл оставался в производстве до тех пор, пока завод в Айзенахе не был сильно повреждён бомбардировками союзников в 1944 году. Производство было окончательно прекращено. Ещё 98 мотоциклов были собраны в 1946 году в качестве репараций.
Тем не менее, программа стандартизации позволила достичь 70%-ного соответствия деталей мотоциклов BMW и Zündapp. Это значительно упростило поставку запасных частей для этих машин, многие из которых до сих пор находятся в руках любителей старинных мотоциклов.
В СССР
Существует легенда о том, как в советской армии появился первый полноценный мотоцикл.
В 1940 году на рассмотрение комитета по бронетанковым войскам были представлены новейшие разработки в области мототехники из разных стран. Начальством был задан вопрос: «На чём наступают немцы?»
В ответ был показан мотоцикл BMW R71, и с этого момента началась разработка мотоцикла М72.
Первая партия этих мотоциклов сошла с конвейера в июле 1941 года, уже после того, как немецкие войска вторглись на территорию СССР.
М72 был похож на R71. Он имел простую конструкцию с оппозитным нижнеклапанным двигателем, который обеспечивал низкий центр тяжести и мощность 22 л. с. Также у него была дуплексная трубчатая рама с трубами переменного сечения, передняя вилка с гидравлическими амортизаторами, карданный привод заднего колеса и питание каждого цилиндра от отдельного карбюратора.
Хотя мотоцикл не был быстрым (максимальная скорость М72 составляла 90 км/ч), у него был высокий крутящий момент, что было важным преимуществом для военной машины.
США
БМВ R71 произвел впечатление и на Американцев.
Двухцилиндровый двигатель R71 с четырехступенчатой коробкой передач и приводом карданным валом на заднее колесо, разработанный BMW, был адаптирован ими для использования на мотоциклах Harley-Davidson. Результатом этой работы стал мотоцикл Harley-Davidson 42HA, который производился в США.
В основном этот мотоцикл использовался в Северной Африке. В то же время на конвейер встал и Harley-Davidson WLA42.
Военный мотоцикл WLA42 был создан на основе гражданского Harley-Davidson WL. Он отличался от своего «мирного брата» усиленными крыльями, воздушным фильтром с масляной ванной и другими сапунами картера, которые предотвращали попадание грязи в двигатель. Также на мотоцикле были установлены багажник, кожаные кофры и кобура для автомата Thompson M1A1.
Внутри мотоцикла находился V-образный двухцилиндровый двигатель объемом 740 кубических сантиметров, который позволял развивать скорость до 110 км/ч.
WLA42 поставлялся в советскую армию, где на него часто устанавливали коляску от отечественных моделей. Однако американцы также поставляли в союзные армии другие мотоциклы, такие как Indian, модели 741 Military Scott и Harley-Davidson WLA45.
В Советский Союз по программе ленд-лиза было поставлено 26270 единиц модели Harley-Davidson WLA 42.
Большинство из этих мотоциклов было собрано на заводах в Москве и Серпухове, где они были дополнительно оснащены отечественной мотоколяской М-72 и дополнительным задним сиденьем.
Мотоцикл Indian 741B поставлено в СССР по Ленд Лизу 5000шт.
Модель 741В, разработанная для военных нужд, не нашла широкого применения ни в армии союзников, ни в СССР. К ней предъявлялись претензии из-за высоких требований к качеству топлива.
Англия
BSA M20 — это мотоцикл, который ранее выпускался компанией Birmingham Small Arms Company (BSA) на заводе в Смолл-Хит, Бирмингем. В 1936 году военное министерство считало его почти провальным проектом, но M20 стал одним из самых надёжных мотоциклов в истории британского военного ведомства. Он также стал самым массовым типом мотоцикла, выпущенным во время Второй мировой войны — всего было произведено 126 000 единиц.
Мотоцикл BSA G-14
В период с 1936 по 1940 год компания «Birmingham Small Arms Company» выпускала мотоциклы BSA G-14 как с коляской, так и без неё. Рама мотоцикла была выполнена из труб и имела решётчатую конструкцию. Передняя подвеска была параллелограммной и оснащалась пружинными амортизаторами.
Всего было произведено 425 тысяч мотоциклов, которые поставлялись в Голландию, Ирландию, Индию, Южную Африку и Швецию.
Основные характеристики мотоцикла:
ширина без коляски — 0,7 м;колёсная база — 1,6 м;дорожный просвет — 120 мм;масса — 191 кг; двигатель — двухцилиндровый, V-образный, нижнеклапанный; объём двигателя — 986 см³; мощность двигателя — 25 л.с.;коробка передач — 4-ступенчатая; объём бензобака — 17 л;максимальная скорость — 104 км/ч;
тормоза — барабанные.
Мотоцикл Norton 16H — это обозначение, которое было присвоено британским мотоциклам, производившимся с 1911 по 1954 год в различных модификациях.
Мотоцикл оснащён одноцилиндровым двигателем объёмом 490 куб. см с боковым расположением клапанов. Диаметр цилиндра и ход поршня составляют 79 x 100 мм. Буква H в названии модели указывает на то, что это модель для внутреннего рынка, в отличие от экспортной модели Colonial.
Компания Norton была основным поставщиком военных мотоциклов до Второй мировой войны и одним из основных поставщиков мотоциклов для британской армии во время Второй мировой войны. Всего было произведено почти 100 000 мотоциклов. Британская армия также поставляла мотоциклы Norton в войска Содружества, такие как австралийские, новозеландские, индийские и канадские.
Мотоцикл Triumph BD-250-W
В период с 1939 по 1943 год на базе гражданской модели «Triumph BD-250» выпускалась армейская версия мотоцикла.
Технические характеристики:
Длина — 2 метра; ширина — 0,8 метра; высота седла — 0,7 метра; колёсная база — 1,3 метра; масса — 140 кг; двигатель — одноцилиндровый, двухтактный; объём двигателя — 248 см³; мощность двигателя — 12 лошадиных сил; коробка передач — 4-скоростная;ёмкость бензобака — 11,3 литра; расход топлива — 2,6 литра на 100 километров; максимальная скорость — 105 километров в час; тормоза — барабанные.
В период с 1937 по 1940 год выпускался армейский мотоцикл, часть моделей которого была оснащена бронированным щитом, превращавшим его в импровизированный дот. Для обеспечения баланса веса на противоположной стороне от щита, рядом с задним колесом, устанавливался ящик с инструментами, который весил 25 кг. С той же целью, рядом с передним колесом крепился ящик с боеприпасами. Всего было произведено 5400 таких мотоциклов.
Характеристики мотоцикла:длина — 2,1 м; ширина — 0,8 м; высота — 1 м; колёсная база — 1,3 м; вес — 144 кг, с бронёй — 270 кг; двигатель — одноцилиндровый, четырёхтактный; объём двигателя — 343 см³; мощность двигателя — 10 л.с.; коробка передач — 4-ступенчатая;максимальная скорость — 80 км/ч.
В Союз также привозили и другие модели мотоциклов, но их было немного. Например, десантные скутеры — Welbike.
Складной мотоцикл Welbike-98
Этот мотоцикл производился компанией «Excelsior Motor Co.» в период с 1942 по 1945 год для использования в разведывательных и диверсионных операциях. Двигатель располагался между трубами рамы, за топливным баком. Руль и сиденье складывались, что позволяло поместить мотоцикл в контейнер для десантирования. Всего было изготовлено 3900 таких машин.
Технические характеристики мотоцикла:
Масса — 32 кг; двигатель — одноцилиндровый; объём двигателя — 98 см³;мощность двигателя — 1,5 л.с.; объём топливного бака — 3,7 л.; коробка передач — двухскоростная; максимальная скорость — 50 км/ч.; запас хода — 145 км.