Найти в Дзене
Mechanica Robots

Мотоциклы на Войне.

Оглавление

Мотоциклы времён Великой Отечественной войны.

После окончания Первой мировой войны страны участницы, осознав потенциал мототехники в ведении военных действий, приступили к созданию новых моделей мотоциклов.

В Германии

BMW 12 фото I-net
BMW 12 фото I-net

Довоенные модели BMW и Zundapp зарекомендовали себя с наилучшей стороны, к 1940 году В Германии командование поставило перед производителями задачу создать совершенно новый тип тяжелых мотоциклов.

Первыми и единственными в своем роде стали две модели: BMW R75 и Zundapp KS750. Эти мотоциклы были разработаны специально для передвижения по пересеченной местности. Они были оснащены приводом на колеса коляски и имели особую конструкцию, позволяющую преодолевать бездорожье. Обе модели показали себя с наилучшей стороны.

Цундапп кс 750
Цундапп кс 750

BMW R75 и его конкурент Zündapp KS 750 широко использовались вермахтом во время войны в России и Северной Африке. Однако после проведения испытаний стало очевидно, что Zündapp KS 750 является более совершенным мотоциклом.

БМВ 75 Африка фото Inet
БМВ 75 Африка фото Inet

В августе 1942 года, по настоянию армии, Zündapp и BMW договорились о стандартизации деталей для обеих моделей. Это было необходимо для создания гибрида Zündapp-BMW, получившего обозначение BW 43. В этом гибриде коляска BMW 286/1 присоединялась к мотоциклу Zündapp KS 750.

Цундапп 750 фото интернет
Цундапп 750 фото интернет
БМВ R35
БМВ R35

Было также решено, что производство R75 будет прекращено после выпуска 20 200 единиц. После этого BMW и Zündapp сосредоточатся исключительно на производстве гибрида, выпуская по 20 000 единиц в год.

Цундапп 750, танк Тигр т-6 фото интернет
Цундапп 750, танк Тигр т-6 фото интернет
мотоцикл Триумпф
мотоцикл Триумпф

Однако цель по производству 20 200 BMW R75 не была достигнута, и мотоцикл оставался в производстве до тех пор, пока завод в Айзенахе не был сильно повреждён бомбардировками союзников в 1944 году. Производство было окончательно прекращено. Ещё 98 мотоциклов были собраны в 1946 году в качестве репараций.

Цундапп 750
Цундапп 750

Тем не менее, программа стандартизации позволила достичь 70%-ного соответствия деталей мотоциклов BMW и Zündapp. Это значительно упростило поставку запасных частей для этих машин, многие из которых до сих пор находятся в руках любителей старинных мотоциклов.

Цундапп 750 Харьков
Цундапп 750 Харьков
Цундапп кс 600
Цундапп кс 600

В СССР

Существует легенда о том, как в советской армии появился первый полноценный мотоцикл.

В 1940 году на рассмотрение комитета по бронетанковым войскам были представлены новейшие разработки в области мототехники из разных стран. Начальством был задан вопрос: «На чём наступают немцы?»

В ответ был показан мотоцикл BMW R71, и с этого момента началась разработка мотоцикла М72.

М 72 Ирбитский завод фото i-net
М 72 Ирбитский завод фото i-net

Первая партия этих мотоциклов сошла с конвейера в июле 1941 года, уже после того, как немецкие войска вторглись на территорию СССР.

М72 был похож на R71. Он имел простую конструкцию с оппозитным нижнеклапанным двигателем, который обеспечивал низкий центр тяжести и мощность 22 л. с. Также у него была дуплексная трубчатая рама с трубами переменного сечения, передняя вилка с гидравлическими амортизаторами, карданный привод заднего колеса и питание каждого цилиндра от отдельного карбюратора.

Хотя мотоцикл не был быстрым (максимальная скорость М72 составляла 90 км/ч), у него был высокий крутящий момент, что было важным преимуществом для военной машины.

США

БМВ R71 произвел впечатление и на Американцев.

БМВ 75 фото i-net
БМВ 75 фото i-net

Двухцилиндровый двигатель R71 с четырехступенчатой коробкой передач и приводом карданным валом на заднее колесо, разработанный BMW, был адаптирован ими для использования на мотоциклах Harley-Davidson. Результатом этой работы стал мотоцикл Harley-Davidson 42HA, который производился в США.

В основном этот мотоцикл использовался в Северной Африке. В то же время на конвейер встал и Harley-Davidson WLA42.

Harley-Davidson WLA42
Harley-Davidson WLA42

Военный мотоцикл WLA42 был создан на основе гражданского Harley-Davidson WL. Он отличался от своего «мирного брата» усиленными крыльями, воздушным фильтром с масляной ванной и другими сапунами картера, которые предотвращали попадание грязи в двигатель. Также на мотоцикле были установлены багажник, кожаные кофры и кобура для автомата Thompson M1A1.

Harley-Davidson WLA 42
Harley-Davidson WLA 42

Внутри мотоцикла находился V-образный двухцилиндровый двигатель объемом 740 кубических сантиметров, который позволял развивать скорость до 110 км/ч.

Harley-Davidson WLA 42
Harley-Davidson WLA 42

WLA42 поставлялся в советскую армию, где на него часто устанавливали коляску от отечественных моделей. Однако американцы также поставляли в союзные армии другие мотоциклы, такие как Indian, модели 741 Military Scott и Harley-Davidson WLA45.

В Советский Союз по программе ленд-лиза было поставлено 26270 единиц модели Harley-Davidson WLA 42.

Девушка на Харлее
Девушка на Харлее

Большинство из этих мотоциклов было собрано на заводах в Москве и Серпухове, где они были дополнительно оснащены отечественной мотоколяской М-72 и дополнительным задним сиденьем.

Indian 741B фото I-net
Indian 741B фото I-net

Мотоцикл Indian 741B поставлено в СССР по Ленд Лизу 5000шт.

Модель 741В, разработанная для военных нужд, не нашла широкого применения ни в армии союзников, ни в СССР. К ней предъявлялись претензии из-за высоких требований к качеству топлива.

Англия

BSA G-14 фото inet
BSA G-14 фото inet

BSA M-20
BSA M-20

BSA M20 — это мотоцикл, который ранее выпускался компанией Birmingham Small Arms Company (BSA) на заводе в Смолл-Хит, Бирмингем. В 1936 году военное министерство считало его почти провальным проектом, но M20 стал одним из самых надёжных мотоциклов в истории британского военного ведомства. Он также стал самым массовым типом мотоцикла, выпущенным во время Второй мировой войны — всего было произведено 126 000 единиц.

Мотоцикл BSA G-14

В период с 1936 по 1940 год компания «Birmingham Small Arms Company» выпускала мотоциклы BSA G-14 как с коляской, так и без неё. Рама мотоцикла была выполнена из труб и имела решётчатую конструкцию. Передняя подвеска была параллелограммной и оснащалась пружинными амортизаторами.

Всего было произведено 425 тысяч мотоциклов, которые поставлялись в Голландию, Ирландию, Индию, Южную Африку и Швецию.

Основные характеристики мотоцикла:

ширина без коляски — 0,7 м;колёсная база — 1,6 м;дорожный просвет — 120 мм;масса — 191 кг; двигатель — двухцилиндровый, V-образный, нижнеклапанный; объём двигателя — 986 см³; мощность двигателя — 25 л.с.;коробка передач — 4-ступенчатая; объём бензобака — 17 л;максимальная скорость — 104 км/ч;

тормоза — барабанные.

Norton 16H
Norton 16H

Мотоцикл Norton 16H — это обозначение, которое было присвоено британским мотоциклам, производившимся с 1911 по 1954 год в различных модификациях.

Мотоцикл оснащён одноцилиндровым двигателем объёмом 490 куб. см с боковым расположением клапанов. Диаметр цилиндра и ход поршня составляют 79 x 100 мм. Буква H в названии модели указывает на то, что это модель для внутреннего рынка, в отличие от экспортной модели Colonial.

Norton
Norton

Компания Norton была основным поставщиком военных мотоциклов до Второй мировой войны и одним из основных поставщиков мотоциклов для британской армии во время Второй мировой войны. Всего было произведено почти 100 000 мотоциклов. Британская армия также поставляла мотоциклы Norton в войска Содружества, такие как австралийские, новозеландские, индийские и канадские.

Triumph BD-250-W
Triumph BD-250-W

Мотоцикл Triumph BD-250-W

В период с 1939 по 1943 год на базе гражданской модели «Triumph BD-250» выпускалась армейская версия мотоцикла.

Технические характеристики:

Длина — 2 метра; ширина — 0,8 метра; высота седла — 0,7 метра; колёсная база — 1,3 метра; масса — 140 кг; двигатель — одноцилиндровый, двухтактный; объём двигателя — 248 см³; мощность двигателя — 12 лошадиных сил; коробка передач — 4-скоростная;ёмкость бензобака — 11,3 литра; расход топлива — 2,6 литра на 100 километров; максимальная скорость — 105 километров в час; тормоза — барабанные.

Мотоцикл Triumph 350-3SW
Мотоцикл Triumph 350-3SW

В период с 1937 по 1940 год выпускался армейский мотоцикл, часть моделей которого была оснащена бронированным щитом, превращавшим его в импровизированный дот. Для обеспечения баланса веса на противоположной стороне от щита, рядом с задним колесом, устанавливался ящик с инструментами, который весил 25 кг. С той же целью, рядом с передним колесом крепился ящик с боеприпасами. Всего было произведено 5400 таких мотоциклов.

Triumph 350
Triumph 350

Характеристики мотоцикла:длина — 2,1 м; ширина — 0,8 м; высота — 1 м; колёсная база — 1,3 м; вес — 144 кг, с бронёй — 270 кг; двигатель — одноцилиндровый, четырёхтактный; объём двигателя — 343 см³; мощность двигателя — 10 л.с.; коробка передач — 4-ступенчатая;максимальная скорость — 80 км/ч.

В Союз также привозили и другие модели мотоциклов, но их было немного. Например, десантные скутеры — Welbike.

Welbike-98
Welbike-98

Складной мотоцикл Welbike-98

Этот мотоцикл производился компанией «Excelsior Motor Co.» в период с 1942 по 1945 год для использования в разведывательных и диверсионных операциях. Двигатель располагался между трубами рамы, за топливным баком. Руль и сиденье складывались, что позволяло поместить мотоцикл в контейнер для десантирования. Всего было изготовлено 3900 таких машин.

Welbike-98
Welbike-98

Технические характеристики мотоцикла:

Масса — 32 кг; двигатель — одноцилиндровый; объём двигателя — 98 см³;мощность двигателя — 1,5 л.с.; объём топливного бака — 3,7 л.; коробка передач — двухскоростная; максимальная скорость — 50 км/ч.; запас хода — 145 км.

Welbike-98
Welbike-98

Veloceette maf350 Англия
Veloceette maf350 Англия