Найти в Дзене
Автокультура

Редчайший Peugeot 205 T16 на дорогах Италии (Petrolicious, 2022)

Можно с уверенностью утверждать, что любители классического ралли без труда распознают силуэт этого автомобиля из сотен и тысяч других. Всё просто: 205 Turbo 16 был одной из главных фигур в уже набившей оскомину словом "легендарной", но фактически ей и являющейся группе B. Как мы все знаем, омологационных вариантов 205 T16 было изготовлено всего 200 единиц, и герой этого обзора ценен и интересен вдвойне, а может, и втройне: данный экземпляр, окрашенный в белоснежно-белый цвет, — один из четырёх автомобилей, предназначенных для самых высших фигур в иерархии Peugeot. А о каких людях идёт речь, вы сможете узнать из самой статьи.

Статья: The 1980s Are In Vogue Again, But I Remember When The Peugeot 205 Turbo 16 Was A New Car

Автор: Федерико Фаббри

Фото: Розарио Либерти

Дата оригинальной публикации в Petrolicious: 15 марта 2022

Когда я был маленьким, я часами пролистывал автомобильные журналы, зазубривая технические характеристики и вырезая любимые фотографии – разумеется, я в этом плане не одинок. Наверное, мне было шесть или семь лет, когда я по-настоящему «вкатился в движуху», но тогда я, в основном, ограничивался пожертвованиями от местных. Я посещал газетный киоск в моей родной деревне на берегу озера Комо, где я закупался любимыми мной ведущими автомобильными изданиями Италии, но время от времени мою коллекцию пополнял и мой папа. Конечно, я и без того радовался, когда он переступал через порог, возвращаясь из командировки, но мне всегда было интересно, какой автожурнал он подобрал для меня по пути.

Один из самых первых моментов, связанных с автомобилями, которые я могу вспомнить – это то, как я просматриваю страницы испанского журнала под названием Automovil. Это был его 96-й выпуск, датированный январём 1986 года. Я до сих пор помню запах той бумаги, расположение фотографий, шрифт.

Передняя обложка была разбита напополам: внизу красовался белый Ford Sierra RS Cosworth 4x4, а над ним – три автомобиля и слово «comporativo». Не обязательно бегло владеть испанским, чтобы понять суть. Везучие журналисты, ответственные за этот очерк, в последние дни эпохи группы B сопоставили три омологационных автомобиля: красную Lancia Delta S4 Stradale из Италии, тёмно-зелёную Audi Sport Quattro из Германии и тёмно-серый Peugeot 205 Turbo 16 из Франции.

К тому моменту в моей коллекции масштабных моделей был Peugeot Turbo 16 Grand Raid в ливрее Camel, который взял «золото» на марафоне Париж-Дакар 1987 года: Лянч и Audi у меня не было. Так что нетрудно догадаться, за какую машину я топил в сравнительном тесте.

Если кратко, то история T16 начинается в 1981 году, когда Жан Тодт прибыл на пресс-конференцию в Лондон с кое-какими новостями: Peugeot Talbot Sport разработает автомобиль, который к 1985 году возьмёт чемпионство в чемпионате мира по ралли. Они сдержали слово и представили автомобиль, который практически доминировал в последние годы эпохи группы B в 1985 и 1986 годах – Lancia оказала сопротивление, но Peugeot последовательно взяли титулы как в личном зачёте, так и в зачёте производителей. Его рядный четырёхцилиндровый двигатель объёмом 1779 куб. см с турбонаддувом развивал от 350 до 550 л.с. в зависимости от настройки «улитки» Garrett T31. Масса? Между 910-1000 кг. Иными словами: очень быстрая машина.

Как и в случае с остальными автомобилями группы B, для омологации своего скромного хэтчбека 205, Peugeot пришлось выпустить 200 экземпляров для дорог общего пользования, на которых и основаны гоночные болиды. Мотор был сдвинут в середину и приводил в действие все четыре колеса, а не только два передних. Да и в целом, они лишь немного напоминали 205.

Все эти специальные автомобили выпускались на заводе PSA в Сошо в антрацитово-сером цвете, и лишь четыре особенно редких экземпляра были покрыты особым жемчужно-белым лаком. Эти автомобили были зарезервированы для особенно важных фигур в истории T16: самого Жана Тодта, Жана Буйо (тогдашнего президента Peugeot, который считается «отцом» 205), Андре де Кортанзе (технического директора Peugeot Talbot Sport) и гонщика Дидье Пирони.

Этот французский «единорог» развивает около 200 л.с., что значительно меньше, чем у конкурентов, но более, чем достаточно, чтобы его пассажиры могли немного почувствовать себя Юхой Канккуненом. Двигатель и коробка передач установлены поперечно, масса сосредоточена почти точно посередине между кокпитом водителя и задней осью. Однако двигатель сильно смещён вправо, так что он и коробка передач могли располагаться по обеим сторонам от продольного карданного вала. Чтобы компенсировать вес двигателя, аккумулятор и интеркулер устанавливались с противоположной стороны. Эта лёгкая машинка, несмотря на отсутствие гидроусилителя руля и твёрдое, как камень, рулевое колесо, по-прежнему проста в управлении в городе и доставляет море удовольствия от вождения на просёлочных дорогах за его пределами благодаря чудной склонности к избыточной поворачиваемости.

Двери, ветровое стекло, фары и решётка радиатора полностью унифицированы с базовым 205, которые дюжинами встречались на французских стоянках 80-х. Всё остальное, не считая кучки тумблеров и переключателей тут и там – есть только на T16.

Место, которое на обычном 205 являло собой багажник для загрузки ваших продуктов, в T16 совершенно непригодно для хранения вашей «заморозки». Автомобиль был спроектирован в угоду чистой функциональности, с лёгким доступом к мотору и полноприводной трансмиссии, поэтому и внутри может быть жарковато. В переднем багажнике находятся «запаска», вспомогательные инструменты и крышка заливной горловины. Хотя Peugeot немного поработали над шумоизоляцией в кокпите, вы мало что сможете сделать, когда двигатель находится примерно в футе у вас за головой.

Тем не менее, разве не этого вам хочется от подобного автомобиля? Свист турбокомпрессора – столь желанный перерыв от посторонних мыслей, которые могут у вас в это время возникнуть, и любую жару или вибрации, которые становятся всё более ощутимыми, следует рассматривать как новые впечатления, а не как дискомфорт.

Благодаря фотографиям Розарио, я теперь ещё яснее вспоминаю фотографии из того испанского журнала. Если эта машина тронула вас так же, как и меня, то этот сверхредкий жемчужно-белый экземпляр в настоящее время выставлен на продажу и ждёт вас в Ruote da Sogno, в самом сердце автомобильной долины Италии. Поскольку время не оставляет иного выбора, кроме как двигаться ещё дальше от времён группы B, на мой взгляд, эти машины особенно важно держать в центре внимания. Да, если вы читаете статью об омологационном французском хэтчбеке 80-х, то вы наверняка что-то да знаете об этом автомобиле, но вы удивитесь, когда узнаете, сколько т.н. «фанатов» ралли вспоминают только об Audi Quattro, когда заходит речь о группе B. Безусловно, Audi изменили правила игры, но учитывая, что Peugeot T16 продолжила выигрывать один чемпионат мира за другим, а следом – ещё и возглавила общий зачёт «Дакара», на мой взгляд, именно Peugeot вышел из этой игры победителем.

-10

Мы в соцсетях:
YouTube:
www.youtube.com/@autoculture_media
VK:
vk.com/autoculture_media (эксклюзивные видео, фильмы и интересные статьи)
Telegram:
t.me/autoculture_media (ненапряжный красивый контент + лайв)
Нельзяграм: autoculture.media
Дзен:
dzen.ru/autoculture_media

Также вы можете поддержать проект по QR-коду:

-11