Найти в Дзене

Как сравнить число и логарифм?

Оглавление

Эта тема уже не первый год вызывает трудности у моих учеников, которые готовятся к ЕГЭ. Ребята меняются, а проблема остаётся 😄

Поэтому я написала памятку о том, как необходимо сравнивать "число и логарифм", как говорят ребята)

Как сравнить число и логарифм?
Как сравнить число и логарифм?

В задании №13 ЕГЭ по математике в пункте Б необходимо осуществлять отбор корней. И нередки бывают случаи, когда границы промежутка заданы через логарифмы, а корни, принадлежность к промежутку которых необходимо определить, являются рациональными числами. И в таких случаях необходимо сравнить число и логарифм, чтобы расположить эти числа в правильном порядке на числовой прямой.

Покажу один из возможных вариантов сравнения числа и логарифма.

Пример №1

-2

Возьмём для примера пару чисел 2 и логарифм от 34 по основанию 5. Чтобы сравнить эти числа между собой, нужно двойку привести к логарифму с основанием 5. И вот один из вариантов, как это можно сделать:

-3

Двойку необходимо домножить на единицу, представленную в виде логарифма с одинаковым основанием и подлогарифмическим выражением. Далее необходимо воспользоваться свойством логарифма и перенести двойку в степень подлогарифмического выражения.

Теперь удобно сравнивать исходные числа:

-4

Так как основания логарифмов равны и больше единицы, то нужно сравнить подлогарифмические выражения и поставить соответствующий знак.

Но как быть, если необходимо сравнить отрицательное число и логарифм?

Пример №2

-5

Некоторые ученики сразу ставят знак меньше, потому что рассуждают следующим образом: раз логарифм без минуса, значит, он положительный, а значит, точно больше отрицательного числа. Но это неправда!

Напомню, что логарифм - это степень, а степень может быть отрицательной.

Чтобы не допустить ошибку, в случае сравнения логарифма с отрицательным числом, также следует представить отрицательное число в виде логарифма.

-6

Теперь сравниваем исходные числа, с учётом того, что основания логарифмов равны и больше единицы:

-7

Есть ещё и третья группа примеров, в который школьники часто допускают ошибки. И это сравнение числа и логарифма с основанием меньше единицы.

Пример №3

-8

Как-то на уроке в группе ни у кого не возникло даже малейшего сомнения, касаемо этого примера. 🤷🏻‍♀️ Никто из учеников не стал сомневаться, и все уверенно поставили знак меньше... Ведь 0,0017 уж точно меньше 625) Только вот на основание никто не посмотрел🙈 И один ученик даже сказал, что можно и посложнее примеры давать😄

Каково же было удивление ребят, когда пример оказался не таким простым, как им показалось на первый взгляд, и вот почему.

Приведём сначала логарифм к основанию, большему единицы:

-9

Теперь нужно сравнить такие два числа, и тут уже не всё так очевидно:

-10

Преобразуем логарифм дальше:

-11

И получаем результат😁

-12

🔵 Больше полезного в ТГ-канале 🔵

ТГ-канал
ТГ-канал

Было полезно? Ставь 👍 и не забудь подписаться!

Также может быть интересно:
✅статья про построение графика с суммой модулей🎓
✅статья про параметры в квадратичных функциях 🎓
✅статья про иррациональные неравенства из ДВИ МГУ 🎓