Новогодние праздники приятно волнуют большинство российских семей, а дед Мороз со Снегурочкой с детства наши любимые персонажи. Даже когда мы перестаем верить в волшебного деда и его внучку, все равно Новогодняя ночь - это время подарков, ожидание чуда.
Праздник елки, и его главные герои появились по историческим меркам совсем недавно, в девятнадцатом веке. Однако не все так просто, ведь недаром говорят, что все новое - это хорошо забытое старое.
Дед Мороз и Снегурочка, как персонажи зимних праздников, стали известными во второй половине позапрошлого века.
Но сначала в богатых российских домах возник обычай ставить в рождественские праздники наряженную елку. Украшениями служили шишки, грибочки, зверюшки.
Одной из елочных игрушек стал старик в шубе, и с мешком в руках. Мало-помалу, он, увеличившийся в размерах, был возведен в ранг главной рождественской игрушки. И поставлен под елку. С того времени, пока еще без имени, игрушечный старик стал неизменным атрибутом празднования Рождества. Популярность старика увеличилась, когда его образ взяли на вооружение торговцы.
Следуя правилу реклама-двигатель торговли", владельцы дорогих магазинов использовали новую игрушку в оформлении витрин. Рождественские старики, эффектно обсыпанные инеем, выставлялись в сияющих окнах кондитерских и игрушечных магазинов. В рождественские праздничные дни по улицам столицы затопали ряженые старики, повторяющие елочную игрушку. Старик и елка стали неразлучной парой праздника.
У этого явления был существенный изъян. Как и елка, рождественский старик был доступен только богатому, "лучшему" сословию. Простой люд мог любоваться на великолепные символы праздника разве что издалека. Что касается Православной Церкви, то она вообще запрещала праздник елки.
Несмотря на отрицательное отношение Церкви, постепенно рождественский дед приобрел не только популярность, но и имя, под которым мы знаем его сейчас. А еще Дед Мороз обзавелся внучкой Снегурочкой.
Откуда же пришли любимые герои праздника?
В 1840 году знаменитый писатель Владимир Одоевский опубликовал книгу "Детские сказки дедушки Иринея". В сказке "Мороз Иванович" Одоевский впервые представил читателю персонажа русского народного творчества и языческих обрядов.
Мороз языческий был довольно неприятным типом. Он опасный, жестокий, ходит с клюкой в царстве суровой зимы и угрожает всему живому.
Пожалуй, Некрасов именно его имел в виду, когда описывал "Мороза-воеводу".
Люблю я в глубоких могилах
Покойников в иней рядить,
И кровь вымораживать в жилах,
И мозг в голове леденить.
На горе недоброму вору,
На страх седоку и коню,
Люблю я в вечернюю пору
Затеять в лесу трескотню.
Бабенки, пеняя на леших,
Домой удирают скорей.
А пьяных, и конных, и пеших
Дурачить еще веселей.
Без мелу всю выбелю рожу,
А нос запылает огнем,
И бороду так приморожу
К вожжам — хоть руби топором!
У Одоевского же Мороз Иванович превратился во вполне положительного двойника языческого Мороза. Его главная забота - обеспечить хорошую погоду, сотворить зимние волшебства, чтобы дети могли гулять и веселиться.
Мороз Иванович Одоевского еще не был нашим знакомым Дедом Морозом. Во-первых, он являлся людям не зимой, а весной. Во-вторых, не он приходил к детям, а дети приходили к несу. И подарки Мороза Ивановича не бескорыстны, это плата за службу.
Только представьте, что наши современный детки стоят перед выбором - служить какому-то лесному старику, или не служить! Ну, а двести лет назад такой сюжет дети воспринимали весьма спокойно.
Так или иначе, узнаваемый образ Деда Мороза уже проясняется. Мороз Иванович добрый, седой-седой, как "тряхнет головой - от волос иней сыплется", живет в ледяном доме, спит на перине из пушистого снега.
Мороз Иванович заботится о природе, покрывает снегом поля, чтобы не замерзли озимые. Опекает и людей, стучит в окна, чтобы "не забывали печей топить". И при этом не забывает о необходимости "нищеньким помогать".
Так зловещий персонаж из языческих обрядов, превратился в доброго, но справедливого волшебника.
К елке Мороз Иванович присоединился не сразу. Они из разных миров. Мороз изначально выходец из древнеславянских поселений, а елочная традиция перешла в Россию от немецких бюргеров.
Елка и Дед Мороз стали неразлучными через два десятилетия, когда сказка Одоевского стала основой "елочных" стихов и песенок.
Что касается Снегурочки, то ее появление в новогодней сказке сопровождалось не просто сложностями, но и большим скандалом.
Имя Снегурочки стала известно публике по одноименной пьесе Островского. В 1873 год он получил заказ Комиссии управления Императорскими Московскими театрами, и сочинил для оперной и балетной трупп Большого и Малого театров спектакль-феерию в стихах, пригодных для пения. Музыку к пьесе написал молодой композитор Петр Чайковский.
Островский поставил на карту весь свой авторитет драматурга. От удачи или неудачи спектакля зависело многое. Автор тщательно искал размеры стихов, консультировался с историками, археологами, знатоками старины, искал исторические материалы, и даже изучал "Слову о полку Игореве". В надежде на успех писал: "Я... в этом произведении выхожу на новую дорогу".
Чайковский тоже возлагал большие надежды на сотрудничество с Островским: "Я уже около месяца не вставая сижу за работой; пишу музыку к волшебной пьесе Островского „Снегурочка“". Пьесу он называл жемчужиной творений Островского. Музыку, по словам композитора, он написал "в три недели, без всякого усилия".
На создание образов героев "Снегурочки" Островского вдохновил знаменитый исследователь славянских мифов Александр Афанасьев.
Афанасьев много лет собирал древние предания, верования и обычаи. К 1960 году он издал многотомный труд о фольклоре предков "Поэтические воззрения славян на природу".
Но и Афанасьев не был первооткрывателем Снегурочки. Впервые, в 1832 году, историю о Снегурке записал Владимир Иванович Даль. В той сказке Снегурку от беды спасала собака Жучка. Через 37 лет Афанасьев опубликовал сказку о снежной девочке, как "отголосок предания о происхождении облачных духов из тающих весною льдов и снега".
Снегурочка, как и ее "дедушка", пришла к нам из темных языческих времен. Само ее имя связано со старинным народными прозвищами февраля. Снегосей - снега сеет без конца и края, Снежень - пышные снежные сугробы в изобилии.
Афанасьев приводил две версии происхождения Снегурочки. В первой - облачная нимфа появилась из снежка, положенного на печь бездетными стариками. Во второй - у бездетных крестьян ожило вылепленное из снега дитя, за зиму выросшее в 13-летнюю девочку, которая "завсегда добрая, послушная, приветливая, а собой белая-белая, как снег". В каждой версии некое божество помогает появлению потомства у бездетных.
Прожила волшебная девочка недолго. На Иванов день, прыгая через костер, Снегурка потянулась вверх "легким паром, свилась в тонкое облачко и унеслась в поднебесье". Эта история совпадает с древними поверьями о природных духах, которые погибают во время смены времен года.
Погибла и пьеса "Снегурочка". Вопреки ожиданиям, творческий эксперимент Островского оказался неудачным,. Синхронизировать все элементы спектакля не получилось, а образ Снегурочки поверг публику в шок.
Сам драматург не пришел на премьеру, что само по себе уже скандал.. Газеты разразились критикой. Негодовал Некрасов. Положительную рецензию на пьесу дал только один журнал "Гражданин", который редактировал Федор Михайлович Достоевский.
После девяти спектаклей "Снегурочку" сняли с постановки. В сентябре 1873 года "Снегурочку" напечатал журнал "Вестник Европы", но и читатели не оценили Островского-сказочника. "Переиздание" мифического персонажа в авторское ноу-хау потерпело сокрушительное фиаско.
И все же это был еще не конец снежной истории. Через 17 лет Н. А. Римский-Корсаков начал работу над своей версией "Снегурочки". Черновики новой оперы показал Островскому, от которого получил экземпляр драмы, и разрешение писать собственное либретто.
Римский-Корсаков представил зрителю совсем другую Снегурочку. Трогательная сцена таяния Снегурочки, ее светлое прощание с миром восхитило всех признанных корифеев российского музыкального мира.
Прошло еще немного времени, отшумели споры, дискуссии и скандалы. Волей людей, Снегурочка стала внучкой Деда Мороза, и неотъемлемой частью новогодних праздников.
И мы каждый год ждем, когда они придут и принесут подарки - веселая симпатичная девушка с длинными косами, и добрый дед с белой бородой.