Найти в Дзене

Артиллерийские железнодорожные транспортеры форта "Красная Горка".

Оглавление

В июне 1915 года на форту "Красная Горка" ("Алексеевский") Кронштадской крепости испытывалась первая русская береговая башенная установка. Так, береговая артиллерия получила на вооружение новые "обуховские" 12-дм пушки в башенных установках. Испытания прошли успешно: все механизмы действовали без замечаний, щиты-мишени были разбиты. Офицеры, которые присутствовали на испытаниях, поздравляли 43-летнего мужчину в строгом чёрном костюме. Это был технический директор - главный инженер - Петроградского Металлического завода Александр Григорьевич Дукельский. Он руководил проектированием и изготовлением береговых 2-х орудийных башен для фортов "Алексеевский" и "Николаевский" ("Ино") 

Александр Григорьевич Дукельский (1872-1948гг.)
Александр Григорьевич Дукельский (1872-1948гг.)

Инженер, которого можно поставить в один ряд с Круппой, Армстронгом, Виккерсом, создатель корабельных и береговых артиллерийских установок крупного калибра, а также первых отечественных артиллерийских железнодорожных транспортеров, он до сих пор известен узкому кругу специалистов. 

Особое место в биографии А. Г. Дукельского занимает железнодорожная артиллерия. Ее создание в России - заслуга Александра Григорьевича. 

В конце 1916 года Морское ведомство заказало Металлическому заводу 2 железнодорожных транспортера с 10-дм орудиями. Это был первый опыт проектирования подобных систем в России. Дукельский проделал большую работу по изучению железнодорожных артиллерийских установок, уже широко использовавшихся в Западной Европе. 

В качестве прототипа Дукельский выбрал 240-мм французский транспортер. В 1917 году первые русские транспортеры были испытаны и отправлены на фронт. 

49 лет напряжённой работы позволили присвоить Дукельскому ученую степень доктора технических наук без защиты диссертации, а также звание профессора по кафедре в Артиллерийской академии имени Ф.Э. Дзержинского. 

14 ноября 1948 года в зените славы, но известный лишь узкому кругу специалистов, А.Г. Дукельский умер. 

Более 50 лет Александр Григорьевич проектировал и строил корабельные и береговые артиллерийские системы. Созданные им установки участвовали в пяти войнах (Русско-японская, Первая мировая, Гражданская, Финская, Великая Отечественная). 

На форту "Красная Горка" стоят два железнодорожных артиллерийских транспортера, в память об этом выдающемся человеке. 

Сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система ТМ-3-12. 

ТМ-3-12 (транспортер морского типа 3 калибра 12 дюймов), 305-мм железнодорожное артиллерийское орудие образца 1938 года (само орудие 1911 года). Эта железнодорожная сверхтяжёлая артиллерийская система была оснащена некоторымы частями и механизмами, снятыми с башен линкора "Императрица Мария", затонувшего 20 октября 1916 года. 

ТМ-3-12.
ТМ-3-12.

Были выпущены 3 экземпляра ТМ-3-12, объединенные в девятый отдельный артиллерийский железнодорожный дивизион, в составе которого принимали участие в Советско-финской войне. Эти артиллерийские установки использовались для обстрела мощных защитных сооружений линии Маннергейма, а также обстреливали Выборг. Огонь вёлся с огневой позиции "объект 100" или "Алютина" вблизи посёлка Гора-Валдай. 

После завершения войны установки были переправлены на полуостров Ханко, который СССР получил от Финляндии в аренду на 30 лет по условиям заключенного мирного соглашения. Здесь была создана первая для Советского Союза зарубежная военно-морская база. 

Именно здесь установки встретили начало Великой Отечественной войны Своим артиллерийским огнём ТМ-3-12 подавляли финские огневые точки, расположенные на близлежащих островах, а также не давали возможности боевым кораблям Финляндии вести обстрел полуострова Ханко. 

-3

За время оборонительных боёв (с 22 июня по 2 декабря 1941 года) они произвели 108 стрельб по противнику, израсходовав примерно 570 снарядов. Эвакуировать эти громоздкие установки с полуострова в условиях войны не представлялось возможным, поэтому перед эвакуацией базы их частично демонтировали, частично они были уничтожены личным составом путём организации подрывов. 

Финская сторона восстановила все три транспортера и заменила повреждённые стволы на снятые с линкора "Императора Александра III", стоявшего в тунисской Безерте со времени прихода туда флота Врангеля. 

После заключения перемирия с Финляндией ТМ-3-12 были возвращены в Советский Союз, где вошли в состав первой гвардейской морской железнодорожной Красносельской Краснознамённой артиллерийской бригады. Состояли на вооружении до 1961 года, после чего были отправлены на консервацию. 

Стрельбовой блок представляет собой бетонный массив габаритами 16 на 16 метров и 3 метра толщиной, заглубленный под рельсами. В центре этой площадки располагается опорная плита или посадочный узел. Вокруг посадочного узла укладывается металлический кольцевой погон - кольцо диаметром около 13 метров и шириной порядка 300 миллиметров. Транспортер закатывается на огневую так, чтобы возимое основание установки расположилось точно над опорной плитой, после этого они стыкуются, далее с помощью домкратов железнодорожные тележки отдаляются от главной балки и транспортёр превращается в классическое береговое орудие на центральном штыре. 

Путевые устройства обеспечивают независимый подход каждого транспортёра с погребами с основной магистрали к основанию, установку и снятие с него, смену вагонов с боезапасом и паровозов, не требуя перемещений раннее установленных. Вокруг каждого основания создаётся бетонированная дорожка для движения автокаров с боезапасом от погребов к орудию. 

Был у артиллерийской установки и дополнительный метод стрельбы - непосредственно с колёс. Так как угол горизонтального наведения 305-мм орудия на железнодорожной установке не превышал 5 градусов, стрельба обычно осуществлялась со специально построенных железнодорожных веток, которые назывались "усами". Радиус закругления усов составлял 500 метров. Для того, чтобы изменить угол горизонтального наведения орудия на 10 градусов, транспортер ТМ-3-12 должен был проехать по ветке несколько десятков метров вперёд или назад. 

До наших дней сохранились все 3 построенных установки ТМ-3-12: одна находится в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., вторая в музее Железнодорожной техники имени В. В. Чубарова на бывшем Варшавском вокзале Санкт-Петербурга, третья на территории форта "Красная Горка".

Железнодорожная артиллерийская установка ТМ-1-180. 

В России одни из первых проектов артиллерийских железнодорожных установок были созданы еще в конце XIX века. Однако в тот период артиллерийский комитет отклонил их, и до 1917 г. работы по созданию тяжелых железнодорожных артиллерийских систем в России не велись. Это объяснялось не только техническими трудностями, но и тем, что их посчитали низкоэффективными в будущей войне. 

Новый импульс развитию железнодорожной артиллерии дала Гражданская война. И хотя ни "красная" ни " белая" стороны в те годы не имели возможности изготавливать новые сверхтяжёлые артиллерийские установки, широко применялся метод, при котором на железнодорожные платформы ставились десятки образцов отечественных и зарубежных полевых, крепостных и морских орудий. 

В январе 1927 года инженер Ленинградского металлического завода А. Г. Дукельский предложил установить 356- мм орудия, оставшиеся на складах от недостроенных линейных крейсеров типа "Измаил", на железнодорожных платформах. Проект получил одобрение. 

В октябре 1930 г. было образовано Центральное конструкторское бюро судостроения под руководством А.Г. Дукельского. 

В 1931 г. в Советском Союзе начались работы по созданию 180-мм железнодорожной артиллерийской установки, способной вести круговой обстрел с любой точки железнодорожного пути. Установки такого типа предназначались для использования в системе береговой обороны и для решения широкого круга задач в интересах сухопутных войск. 

ТМ-1-180.
ТМ-1-180.

Разработка технического проекта железнодорожной установки нового типа осуществлялась специалистами конструкторского бюро Ленинградского металлического завода. На этом же заводе были изготовлены и первые 4 установки, получившие название ТМ-1-180 (транспортёр морской, тип 1, калибр 180-мм).

Конструкция 180-мм железнодорожной установки принципиально отличалась от разработанных ранее установок более крупного калибра - 305 и 356-мм. Вращающаяся часть, в которой была установлена пушка Б-1-П, взята с мелкими изменениями от береговой щитовой установки МО-1-180. В частности, были уменьшены её габариты и толщина бронелистов. Было также уменьшено число опорных ног до восьми, что позволило добиться кругового обстрела при стрельбе с рельсов. Фактически это была установка на центральном штыре, смонтированная на железнодорожной платформе. 

Для обеспечения скрытности стрельбы железнодорожных артиллерийских установок сотрудники Ленинградского Научно-исследовательского морского артиллерийского полигона разработали беспламенные заряды, которые готовились на базе обычных пламенных пироксилиновых порохов путём введения специальных добавок. Поскольку выстрел не давал ярких вспышек, разведка противника практически лишилась возможности засекать стреляющие установки. 

-5

В декабре 1934 г. одна из установок прошла испытания на Научно-исследовательском морском артиллерийском полигоне. В январе-марте 1935 г. туда же были переданы и оставшиеся три 180-мм установки. Испытания прошли успешно, что позволило уже в 1936 г. сформировать первую батарею, вооружённую ими. 

К началу Великой Отечественной войны было выпущено 20 установок ТМ-1-180. В годы войны в составе Ленинградского фронта действовали три батареи 180-мм установок ТМ-1-180: 12-я, 18-я и 19-я. 16-я батарея в самом начале войны убыла на Чёрное море. 17-я батарея была заблокирована на полуострове Ханко и при эвакуации гарнизона ее транспортеры пришлось вывести из строя. 

В послевоенные годы установки ТМ-1-180 еще долго оставались на вооружении Советской Армии. Так, на 1 января 1984 г. в составе военно-морского флота их было 13. Из них на Черноморском флоте имелось восемь ТМ-1-180, на Ленинградской военной морской базе три ТМ-1-180. 

-6

-7