В преддверии Нового года в Музее фотографии на Большой Морской, 35, покажут вечную красоту зимнего Петербурга. 24 декабря в РОСФОТО открывается выставка с названием-цитатой из репертуара группы «Кино» «…но зима здесь слишком длинна».
Эту строчку из песни Виктора Цоя сегодня помнят немногие, но настроение выставки она передает довольно точно. Снегопады и заснеженные набережные, прогулки по льду и длинные вечера на фотографиях известных ленинградских-петербургских авторов. Каждый из них в своём творчестве по-разному раскрывает личное отношение к городу и его зимнему настроению. Хронологически основная часть экспозиции охватывает период 1970–90-х годов. Фотографии 60–70-х отличают выверенные и строгие композиции, в работах 80-х появляется больше неожиданных сюжетов, ближе к 90-м авторы экспериментируют с композицией и техниками печати.
Среди представленных авторов (а их больше двадцати!) особенно трогательными представляются зимние фотоведуты Леонида Богданова, Бориса Смелова, Александра Китаева и Владимира Егоровского. Однако любой зритель наверняка найдет на выставке именно свой собственный Петербург, резонирующий с внутренним, глубоко личным ощущением. Кому-то близки ритмически выверенные строгие пропорции фотографий Владимира Антощенкова: кроме фотографа, он был еще и архитектором, это чувствуется в его пейзажах. Валерий Дегтярёв предлагает зрителю абсолютно иной взгляд на городскую среду: лирично-философский настрой его вещей, уверен, также найдет своего зрителя.
В двух залах, помимо уже упомянутых мастеров, кураторам удалось уместно показать и сопоставить друг с другом работы Дмитрия Виленского, Валентина Голубовского, Вадима Егоровского (еще один фотограф-архитектор! случайно ли?), Сергея Подгоркова и Олега Полещука… Можно долго перечислять, но для всех фотографов образ Петербурга — один из лейтмотивов их творчества. В этом смысле фотографирование зимой — еще одна из возможностей увидеть город, найти и запомнить проходящее, по-другому посмотреть на каноны съемки и классические сюжеты. И несмотря на явные различия, все работы объединяет присутствие в каждом листе той особой красоты зимнего Петербурга, на которую мы, возможно, не всегда обращаем внимание, пробираясь сквозь мороз и ветер, думая о том, что «зима здесь слишком длинна».
В общем, непременно стоит увидеть выставку целиком, ведь именно настоящая, подлинная фотография способна запечатлевать мельчайшие изменения, фиксировать мимолетные события, акцентировать контрасты и улавливать атмосферу.
Текст: Артём Классен, коллекционер, историк фотографии
#этонадовидеть