Найти в Дзене
Моя исторія

Сенна: сериал вышел. Мои впечатления

1 мая 1994 года я в последний раз посмотрела гонку Ф1.

Молодой удачливый Шумахер, недоработанная машина у Сенны в новом для него Вильямсе - интрига назревала нешуточная. Всем отчаянно не хватало Алена Проста, его отставка и переход в эксперты - теперь он будет говорить гадости о заклятом друге Сенне из кабины комментатора - исключали дуэль двух самых знаменитых пилотов на трассе, но кто помешает им подраться в гараже?

Европейский сезон традиционно открывался в итальянской Имоле. Автодром имени Энцо и Дино Феррари прославился своим плохим покрытием и опасными шиканами. В гран при Италии автодром не прижился, и тогда предприимчивые управляющие сообразили предложить маленькому, но амбициозному государству Сан Марино, расположенному неподалеку, проводить на нем этап мирового первенства в Ф1. Гордые «маринески» подумав, согласились, почувствовав себя такими же избранными, как монегаски, уже принимавшие этап Ф1 в своем крохотном княжестве Монако.

Трасса в Имоле имела репутацию так себе - сверхскоростные участки сменялись резкими поворотами, ужасная бетонная стена, защищавшая ручей от трассы, оставляла слишком мало места на ухабистом покрытии при прохождении поворота на высокой скорости, шиканы были слишком извилистыми, а зрители не были надежно защищены от опасности попасть под град обломков в случае аварии на трассе.

Неприятности начались ещё в пятницу уикенда, названного впоследствии самым трагичным с истории Ф1.

Протеже Сенны Рубенс Баррикелло, бразилец и на болиде команды Джордан, в практике врезался в бордюр и загорелся, чудом отделавшись легкими ожогами и ушибами. В субботу во время квалификации австриец Роланд Ратценбергер на скорости в 314 км/час в лоб влетел в стену в повороте Вильнев. Гонщик погиб, как полагают, на месте, но руководство Ф1 объявило о смерти в больнице, а не на трассе, чтобы не отменять этап.

Пилоты роптали против продолжения этапа, безопасность вызывала слишком много вопросов, но руководство было непреклонно - шоу должно продолжаться.

Череда кошмаров в воскресенье закончилась страшной трагедией и навсегда оставила в прошлом Ф1, какой её любили и знали миллионы любителей автоспорта.

Гонка в Имоле началась с аварии. Не первом же круге столкнулись болиды Педро Лами и Йоханнеса Лехта.

-2

Разлетевшиеся обломки болидов серьезно помяли нескольких зрителей, но заезд и на этот раз не был отменен. Чтобы снизить скорость болидов, пока разбирались с последствиями аварии, организаторы поставили во главе гонки обычный автомобиль Опель Вектра. Семейный седан еле-еле полз по трассе, у него перегрелись тормоза, и из-за низкой скорости температура и давление в шинах болидов упали, что было опасно. Пять кругов машины еле тащились за аварийным Опелем, и их шины совсем остыли.

-3

Сенна требовал прибавить скорость и был серьезно раздражен опасной ситуацией. Великий Волшебник и так был недоволен своим болидом, который из-за нехватки времени инженеры Вильямса не успели довести до ума. Сенна привык быть с машиной единым целым, а его новый Вильямс был неудобным, недоработанным, чужим. Нервозность нарастала с каждой минутой.

Шестой круг машины начали уже на нормальной гоночной скорости.

А седьмой круг стал до Сенны роковым - на скорости более 300 км он резко сбросил скорость на Тамбурелло. Впоследствии Шумахер, чья машина мчалась следом, рассказал, что болид Сенны дернулся на бугристом покрытии - трасса в этом месте была слишком узкой- и влетел в бетонную стену. Правое переднее колесе оторвало с куском стойки, пробило шлем и убило пилота не месте.

Сенна
Сенна

Легенду Ф1 не сразу вынули из обломков болида, ожидая врачей.

Над обломками машины кружил вертолет, и весь мир в прямом эфире с ужасом и надеждой наблюдал за неподвижно сидящим в кресле человеком в желтом шлеме. Вдруг голова гонщика немного повернулась - и мир замер в ожидании чуда. Из-под шлема сочилась кровь и мозговая жидкость, вдавленная рана на лбу не оставляла надежды, но пилота на вертолете все же доставили в клинику Болоньи, надеясь на чудо и громадную силу воли Сенны, которая вошла в легенду. Однако все было кончено. Не считая раны на голове, у Сенны не было ни одного ушиба. Пройди обломок стойки чуть выше, Сенна выбрался бы из-под обломков своего болида и ушел бы в гараж.

Гонку продолжили, и в ней победил Шумахер. Но это уже было безразлично многим из тех, кто видел в прямом эфире, как погиб величайший гонщик всех времен.

После гибели Сенны Ф1 закончилась не только для меня, миллионы поклонников навсегда утратили интерес к этому спорту. Наблюдать, как Шумахер побеждает сам себя на болидах с принудительными усовершенствованными мерами безопасности стало скучно. Со смертью Волшебника и волшебство закончилось.

Ну чем не великолепнейшая идея для фильма или сериала? Каков сюжет!

Жизнь и карьера самого известного и любимого всеми пилота Ф1 безусловно заслуживала самого талантливого сценария. Справился ли сериал Сенна от Нетфликс с задачей создать достойное приношение величайшему пилоту Ф1, на которое надеялись миллионы фанатов Сенны? Тем более в год 30-летия безвременной гибели легенды?

Что ж ответить? Безусловно, авторы отнеслись к памяти Сенны с глубоким уважением и постарались отдать ему должное. Но есть нюансы.

Мне видится, что ошибкой сериала был выбор документальной манеры повествования. Авторы чрезвычайно близко подобрались к фактуре биографии Сенны, и постарались просто проиллюстрировать её. И все бы получилось, на мой взгляд, если бы не полный провал с выбором актера на главную роль. Габриэль Леон мало напоминает Сенну - у молодого артиста нет главного- харизмы Сенны, благодаря которой он и стал единственной и неповторимой легендой и Волшебником.

Леон
Леон

Пухленький смазливый латинос, наверное, украсил бы своей игрой любое многосерийное мыла, но в образ великого героя не попал даже приблизительно.

Мне кажется, что авторы сериала переборщили с белой краской - их прямолинейно положительный, без оттенков, Сенна прямо просится в комиссию по канонизации, а ведь он был очень разным. При всей религиозности Сенна не избегал и скандалов, и потасовок, да и задеть в запале мог за самое живое - любил позлить врага намеком на связь с его супругой, и не нашлось ни одного, кто усомнился бы, что эта связь действительно могла быть. Самый известный пилот элитарного спорта, светский герой с внешностью кино звезды- таков был Сенна.

-6

Молодой актер и близко не дотянулся до образа уникально одаренного пилота и мужчины, от которого теряли голову первые красавицы. Мы же не думаем, что ТинаТернер пела свою знаменитую песню нашему герою только в восхищении от его умения переключать передачи?

Одним словом, сериал получился пресным. Ни в какое сравнение он не идет с отличным документальным фильмом с аналогичным названием. Одни кадры Алена Проста, рыдающего над гробом великого Айртона Сенны, трогают до слез. Ничего подобного сериалу добиться не удалось, а ведь сценаристы могли драматизировать какие-то моменты для достижения большего эффекта.

Мемориал Сенны в Имоле
Мемориал Сенны в Имоле

Хотя отмечу, что кадры гонок сняты и смонтированы отменно, авторы использовали документальные съемки тех лет с удовольствием и не стесняясь.

Сериал на мой взгляд в иных моментах затянут, и вымученно выходит на шестисерийный формат.

Если бы нашелся бюджет на полный метр с обширным кастингом на главную роль, впечатление было бы совсем другим. Жаль. Мой голос - однозначно документальной картине, сериальный суррогат подлинного Сенну мне не заменил.

А вот моя статья о том, как я видела бы мой фильм об Айртоне Сенне, которую написала 4 гола назад.