Неаполь взбесился. И всё из-за одного человека: Диего Армандо Марадоны
В 1984 году за коренастого аргентинского вундеркинда «Наполи» заплатил испанской «Барселоне» 14 миллиардов лир ($7.6 миллиона долларов), что стало рекордным трансфером и несказанной удачей для города и клуба.
Утром своего первого полноценного дня в Неаполе Марадона позировал для фотографий, раздавал автографы и отвечал на множество вопросов на череде пресс-конференций. Затем он появился на стадионе «Сан-Паоло», чтобы принять участие в товарищеском матче, наспех организованном между местными молодёжными командами. Удивительно, но 70 000 зрителей заплатили, чтобы увидеть, как их новый герой коснется мяча всего один раз!
Марадоновская лихорадка не знала границ. Футболки с изображением Диего продавались тысячами. Одна сообразительная фирма выпустила костюмы для собак с фото аргентинца и десятым номером – половина животных Неаполя вмиг оказалась облачена в них. На каждом углу города стояли предприимчивые торговцы и продавали парики с кудрявыми волосами а-ля Марадона. Над городом кружили легкие самолёты, за которыми тянулись ленты с надписью «Добро пожаловать!». А еще в первый день пребывания аргентинца в Неаполе 30 младенцев получили имя Диего Армандо.
Трансфер, окутанный тайной
Тем временем остаётся загадкой, как «Наполи» так быстро собрал основную часть суммы за трансфер Марадоны. Французского журналиста, который спросил игрока, что он знает о деньгах мафии в итальянском футболе, клубные чиновники поспешно вывели на улицу по указанию президента Коррадо Ферлайно.
Не всем нравился этот переход. «Архентинос Хуниорс», первый клуб Марадоны, был обеспокоен тем, что никогда не получит деньги, причитающиеся по условиям трансфера Диего в 1982 году из его второго клуба «Бока Хуниорс» в «Барселону». Руководство «Архентинос Хуниорс» угрожало подать жалобу в ФИФА и потребовать отстранить футболиста от международных матчей, если они не получат свои деньги. Это объясняет, почему «Барселона» с самого начала настаивала на том, чтобы «Наполи» большую часть суммы внес сразу, а не разбил на сопоставимые части на несколько лет.
По оценкам, несмотря на рекордную сумму трансфера, «Барселона» осталась в минусе более чем на $2 миллиона долларов по итогам пребывания Марадоны в клубе. Учитывались выплаты за переход, заработная плата и премии, медицинские расходы и другие затраты. До последнего президент каталонцев Хосе Луис Нуньес не хотел продавать аргентинца, но давление со стороны других функционеров клуба, игрока и его агента Хорхе Цитершпилера возобладало.
«Для меня лучше всего покинуть «Барселону» не поднимая шума и не говоря ничего критического. Однако я должен сказать, что только потому, что мы все цивилизованные люди, на одной из встреч с руководством «Барселоны» мы не перешли к драке. Я знал, что как только все начнут здраво и серьёзно оценивать ситуацию, мы сможем прийти к удовлетворительному соглашению».
«Барселона» так и не смогла по достоинству оценить Марадону. Он провёл в каталонской столице два года и практически половину этого времени был травмирован или дисквалифицирован. В конце своего первого сезона «Барса» выиграла Кубок Испании и Кубок лиги. Во втором сезоне вышла в финал Кубка Испании, полуфинал Кубка лиги и четвертьфинал Кубка обладателей кубков. Но мечта о возвращении чемпионского титула (последний был в сезоне 73/74) осталась неосуществлённой.
Охлаждение отношений Марадоны и «Барсы»
24 сентября 1983 года «Барселона» встречалась с «Атлетиком» и выиграла 4:0, но Марадона получил тяжёлую травму: Андони Гойкоэчеа, весь матч охотившийся за аргентинцем, на 59-й минуте встречи сломал ему лодыжку. Из-за этого эпизода на поле началась драка, в которой приняли участие все представители команд. Озвученный срок возвращения – 6 месяцев.
Однако Диего вышел на поле уже 8 января 1984 года в матче с «Севильей» и сделал два голевых паса, а «Барса» победила 3:1. Несмотря на удачное возвращение, после нескольких невыразительных матчей публика, помнившая игру до травмы, начала его освистывать, в ответ на это Диего погрозил ей кулаком, что очень не понравилось фанатам «сине-гранатовых».
В матче против «Манчестер Юнайтед» в Кубке обладателей кубков Марадона мало что сделал. Он ещё не был полностью готов, но тренер выпустил его, ведь аргентинец был из тех, кто способен в одиночку выиграть игру. Но разъярённые фанаты не хотели оправданий, они вступили в драку с членами окружения Диего, а затем модный ночной клуб «Барселоны» добавил остроты ситуации, когда Марадону и его телохранителей выставили за дверь.
Диего был удалён в дерби против «Эспаньола», а затем стал центральной фигурой в беспорядках, последовавших за поражением от «Атлетика» в финале кубка. Гойкоэчеа и товарищи вновь не щадили Марадону, который сразу после игры напал с кулаками на игрока «Атлетика» Солу, в результате на поле завязалась драка с участием почти всех игроков команд.
Результатом стал пятимесячный запрет на участие в национальных соревнованиях. Критики Марадоны — а их в тот момент в Испании было очень много — говорили, что у футболиста скандальный характер и что «Барса» «создала себе проблемы», избаловав его. Пошли инсайды из клуба: «Если Диего хотел съездить домой в Аргентину, «Барселона» отпускала его; если он хотел получить деньги в качестве аванса за деловую сделку, он их получал; если он хотел воспользоваться услугами какого-то конкретного врача, «Барселона» оплачивала счёт».
Решающую роль в саге о Марадоне сыграл Менотти. Его решение покинуть пост главного тренера клуба в конце сезона встревожило футболиста. Не было никакой личной неприязни к назначению Терри Венейблса, но Диего и Цитершпилер чувствовали, что более дисциплинированный английский подход к управлению командой плюс англо-аргентинские трения могут сделать ситуацию невыносимой. Кроме того, Марадона был оскорблён, узнав, что руководство «Барселоны» попросило Менотти тайно оценить физическую форму игрока, его общее физическое состояние и склонность к набору веса.
Из-за травмы Марадона пропустил поездку клуба в Удине в конце сезона на товарищеский матч, в котором он должен был сразиться с бразильцем Зико. Но Менотти, зная о замешательстве Диего, воспользовался возможностью намекнуть на возможный разрыв между игроком и клубом. «Наполи» сразу же заглотил наживку и связался с Цитершпилером.
За два дня до того, как Марадона и «Барселона» должны были вылететь в Нью-Йорк на турнир Transatlantic Cup, представители «Наполи» встретились с Диего у него дома. На следующий день Марадона представил «Барселоне» подробности первого предложения «Наполи» и сообщил о своём желании перейти в другой клуб. Дополнительным рычагом стало фото Марадоны, которое он сделал в футболке «Наполи». С этого момента общественное мнение разделилось: испанцы были против него, итальянцы — за.
«Сейчас я хочу только одного — начать играть в футбол за «Наполи». Это то, что я умею делать лучше всего».
Новая глава
Нуньес и «Барселона» играли с «Наполи» в кошки-мышки во время переговоров о трансфере и в последний момент, накануне дедлайна в Италии, едва не переиграли сами себя. В итоге, когда оставалось два часа, «Наполи» отправил в итальянскую федерацию телекс (международная сеть абонентского телеграфирования для оперативной передачи информации) от «Барселоны», подтверждающий детали плана выплат.
После двух потерянных лет Марадона начал свою карьеру заново. Омар Сивори, соотечественник Марадоны, игравший в Италии в конце 1950-х — начале 1960-х годов за «Ювентус» и «Наполи», после перехода Диего сказал: «Италия — это не Испания. Это сложно, не поймите меня неправильно. Но хотя Марадона столкнётся с огромными трудностями, никто больше не сможет отрицать его талант».
Сивори оказался прав: в Неаполе Марадона стал настоящим божеством и своей игрой заслужил право называться одним из лучших футболистов в истории.
* * *