Найти в Дзене

Как адаптировать разные виды искусства для тактильного осмотра

Двухмерное изображение. Живопись, графика, фотография, плакат

Двухмерные изображения могут быть адаптированы для тактильного осмотра двумя способами - тактильная графика и рельефное изображение.

Кроме самой модели, можно продемонстрировать материалы и инструменты, которые использовались для её создания: кисти, мастихины, краски, холст, различные виды бумаги и так далее. Или же выделить крупный фрагмент с ключевым элементом произведения.

Изобразительное искусство часто использует перспективу как выразительное средство, поэтому важно передать её на тактильной модели.

Тактильная модель картины Надежды Удальцовой «Натюрморт с лимоном», фарфоровая чашка, аромат-ассоциация. Музей русского импрессионизма.
Тактильная модель картины Надежды Удальцовой «Натюрморт с лимоном», фарфоровая чашка, аромат-ассоциация. Музей русского импрессионизма.

Архитектура

Архитектурные объекты лучше всего демонстрировать с помощью трёхмерного макета. Но есть и более доступный вариант — создать макет фасада здания, чтобы показать его силуэт хотя бы с одной стороны. Это позволит начать обсуждение архитектуры и того факта, что она не ограничивается домиками с двускатной крышей. Существуют различные стили и виды декора.

Чтобы подчеркнуть масштаб архитектурного объекта, рядом с макетом можно разместить фигурку человека или другой элемент в подходящем масштабе. Также полезно продемонстрировать примеры материалов, из которых построено здание: кирпич, черепица, фрагмент камня, декоративный предмет убранства в натуральную величину.

Если планируется создать тактильную модель архитектурного объекта вместе с ландшафтом, то элементы ландшафта (например, дорожки) лучше выделить с помощью контраста и тактильных средств.

Тактильная станция, внутренняя модель Покровского собора с примерами материалов - камень, кирпич, черепица. Государственный исторический музей.
Тактильная станция, внутренняя модель Покровского собора с примерами материалов - камень, кирпич, черепица. Государственный исторический музей.

Скульптура

Оптимальный способ работы со скульптурой — использовать 3D-сканирование, чтобы затем перевести изображение в пластик, металл или дерево. Это позволяет создать точную копию произведения. Однако стоит учитывать, что множество мелких деталей при небольшом размере может быть трудно воспринять незрячему человеку. Возможно, после сканирования потребуется доработка и адаптация модели.

При работе с древними скульптурами, имеющими утраты, важно определить, какую информацию вы хотите передать незрячим посетителям. Показать им текущее состояние предмета или рассказать о том, как время повлияло на него? Или же восстановить утраты, чтобы продемонстрировать исторический вид объекта и обсудить его предназначение?

Маски традиционного индонезийского театра ваянг топенг - Буга Чакил и Панджи, Индонезия. Государственный музей искусства народов Востока.
Маски традиционного индонезийского театра ваянг топенг - Буга Чакил и Панджи, Индонезия. Государственный музей искусства народов Востока.

Инсталляции и конструкции

При работе со сложными инсталляциями и конструкциями может понадобиться адаптация.

Луиз Буржуа «Last Climb». Тактильная модель инсталляции с выставки Луиз Буржуа, материалы: дерево, металл, стекло. Музей современного искусства «Гараж».
Луиз Буржуа «Last Climb». Тактильная модель инсталляции с выставки Луиз Буржуа, материалы: дерево, металл, стекло. Музей современного искусства «Гараж».

Копии музейных предметов

Тактильные модели можно сделать для любых музейных предметов. Это может быть даже копия оружия или предмета одежды.

Обычно производители тактильных моделей привлекаются в последнюю очередь при подготовке выставки. Создание качественной тактильной модели требует времени. Тактильная графика может быть создана за 2–4 недели в зависимости от количества, если есть хорошие исходные материалы. Рельефы могут изготавливаться от 3 недель до нескольких месяцев, в зависимости от их размера, сложности и количества. Больше всего времени уходит на создание моделей архитектурных памятников, так как они могут содержать множество деталей, а чертежи и фотографии могут быть недоступны. В таких случаях только сбор материалов и проектирование могут занять несколько месяцев.

Тактильная модель скульптуры «Жар-птица». Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Тактильная модель скульптуры «Жар-птица». Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Характеристики тактильных моделей:

  1. Внешний вид
  2. Безопасность
  3. Прочность
  4. Устойчивость к загрязнениям

Источник: Учебно-методическое пособие "Доступный музей для незрячих посетителей".