В шоурум AVnirvana попал очень интересный аппарат – удостоенный самых престижных наград в отрасли флагманский видеопроцессор madVR Envy Extreme mk2 от компании madVR Labs.
Для начала нужно, наверное, кратко объяснить – а зачем, собственно, это устройство нужно? Казалось бы – есть источник сигнала, есть дисплей – не важно телевизор или проектор. Записанный на оптическом или жестком диске, или транслируемый на стриминге фильм и так должен выглядеть прекрасно, если, конечно, его издание соответствует современным представлениям о качестве. Но все не так просто.
Процессинг изображения что в плеере, что в дисплее включает в себя ряд обязательных и факультативных манипуляций с картинкой. К первым можно отнести масштабирование изображения под те разрешение, динамический диапазон, яркость, формат и глубину цветности, частоту кадров, что способен отобразить дисплей, и синхронизацию прочих характеристик, позволяющих обеспечить максимальное качество подаваемого на дисплей изображения.
Особое место в этом отношении занимает процесс обработки видео в формате HDR. Дело в том, что требования этого стандарта к яркостным возможностям устройств отображения настолько высоки, что требуют обязательного соотнесения с характеристиками дисплея, в противном случае мы получим либо бледное, плоское и безжизненное изображение, либо наоборот «пережаренное» без какой-либо детализации в теневых и ярких участках.
Причем производить такую адаптацию нужно в идеале динамически для каждого кадра, ибо яркостный диапазон на протяжении фильма меняется постоянно. Все это особенно важно применительно к проекторам для домашнего кинотеатра. Даже самый яркий из них, например, такой, как Sony GTZ380 с яркостью 10.000 ANSI люмен на экране шириной 3,5 метра может выдать только 500 нит, что вдвое меньше минимально требуемых по стандарту HDR 1000 нит.
Значит, для корректного отображения такого контента необходимо грамотная тональная компрессия – тонмаппинг, чтобы изображение было ярким, сочным и не теряло деталей на обоих краях динамического диапазона. Но, увы, обычно в проекторах, уровень реализации таких систем оставляет желать лучшего. Исключением являются лишь современные проекторы JVC с их фирменным алгоритмом Frame Adapt HDR.
Но, помимо тонмаппинга HDR, можно дополнительно улучшить картинку – снизить или вовсе удалить шумы, артефакты компрессии и бандинг, повысить четкость и глубину цвета, произвести пересчёт частоты кадров и выполнить обработку движения и т.д. Все это сделает видеопроцессор madVR Envy, при использовании которого даже самый лучший дисплей приобретает совершенно новый уровень.
В этом я лично убедился при тестировании флагманских проекторов Sony и JVC, которые, не смотря на их высочайший уровень, получили совершенно фантастическое приращение в связке с Envy, и обеспечили такой кинематографический опыт при просмотре, которого я прежде не видел никогда.
Здесь человек, погруженный в тему, может задать резонный вопрос: если этот видеопроцессор суть результат разработки в 2010 году немецким программистом Матиасом Рауэном (Mathias Rauen), известным как madshi, бесплатного Direct Show рендера madVR, который и сейчас можно свободно скачать, установить на персональный компьютер и использовать в плеере для проигрывания видео, то зачем покупать столь дорогое устройство, внутри которого обычные, пусть и очень мощные компьютерные компоненты, к примеру, видеокарта NVidia GeForce RTX 4080?
Ведь даже если полностью продублировать аппаратную часть Envy и собрать из них компьютер, он окажется значительно дешевле. Чтобы ответить на это, попробую сформулировать следующие аргументы.
Во-первых, Envy, это не только «железо», это еще и доведенное до совершенства программное обеспечение, работающее не в пример стабильнее и «плавнее» тестовых сборок рендера madVR.
Во-вторых, envy – это не плеер, это именно и только видеопроцессор, который ставится в цепочку между источником сигнала и дисплеем, обрабатывая «на лету» абсолютно любой сигнал с любого плеера по принципу plug-and-play – все сделано максимально интуитивно, просто и удобно для конечного пользователя и не требует превращения его в бета-тестера. Тем более, что для неопытных пользователей компания предлагает помощь в настройке путем удаленного управления.
В-третьих, Envy имеет куда более дружественный и удобный интерфейс и, разумеется, гораздо более продвинутые возможности обработки изображения, включающие помимо лучшего в мире апскейлинга видео на основе AI для 5К и 8К дисплеев и проекторов, динамического покадрового тонмаппинга HDR, еще и очень продвинутый фирменный интерполятор кадров MotionAI, профессиональные инструменты для тонкой калибровки, управление отображением субтитров, коррекцию геометрических искажений, возможности мгновенной адаптации размерности кадра под разные форматы экрана, включая поддержку анаморфотных объективов, нелинейное растяжение, маскирование, удаление черных полос и прочие алгоритмы для настройки и улучшения изображения по вашему вкусу.
Пару слов нужно сказать о дизайне устройства. Внешне Envy – это обычный системный блок, пусть и выполненный в стильном и красивом корпусе.
Он поставляется с крепежными элементами, позволяющими инсталлировать его в рековую стойку. Корпус устройства грамотно спроектирован для эффективного и бесшумного охлаждения. Передняя панель изготовлена из алюминиевого сплава толщиной 20 мм с выгравированным логотипом madVR. Слева внизу расположена большая кнопка включения. Она окружена белой подсветкой, которую можно отключить с помощью переключателя, расположенного под корпусом.
В комплект поставки входит небольшой, но очень удобный пульт дистанционного управления с подсветкой, который управляет экранным меню и оснащен шестью программируемыми кнопками. Включается пульт при его поднятии или перемещении благодаря встроенному датчику движения.
Вес устройства 14,5 кг.
Меню Envy Extreme MK2 устроено просто и логично – все функции и настройки распределены на группы по нескольким разделам - калибровка изображения, масштабирование и деинтерлейсинг, управление геометрией и соотношением сторон, настройка черных полос, тональное отображение HDR и обработка движения. Причем к каждому пункту меню можно увидеть внизу справочный текст, поясняющий смысл каждой опции и помогающий в настройке.
Можно создавать множество пользовательских профилей как для разных устройств (например, телевизора и проектора), так и для одного (например, два профиля - для экранов 16х9 и 2.35:1) и даже для разных типов контента.
На задней панели расположены два входа HDMI 2.0b, один для обработки и один для сквозной передачи данных с нулевой задержкой, а также один выход HDMI 2.1., порт Ethernet и четыре USB - порта, которые можно использовать для питания активного кабеля HDMI и подключения клавиатуры.
Итак, попробую описать и продемонстрировать фотографиями с экрана работу основных функций устройства.
Первое и самое главное, это конечно же динамическое покадровое тональное отображение видео в формате HDR10.
Если в Вашем проекторе всего лишь статический алгоритм тонмаппинга, или, если проектор вообще не поддерживает HDR, Envy преобразует его в SDR и произведет тональную компрессию и корректно адаптирует расширенный цветовой охват BT.2020 в BT.709, восстановит детали в ярких и темных участках кадра, оптимизирует его контрастность и насыщенность.
Сравните, как выглядит кадр из фильма «Главный герой» на проекторе Sony XW7000 - слева он отображается с помощью алгоритма самого проектора, а справа - сигнал предварительно обрабатывается madVR Envy.
Проектор справляется неплохо, но, очевидно, что при помощи Envy изображение стало ярче, детали в тенях и светах проработаны намного лучше. При этом, в отличие даже от самых совершенных в этом отношении проекторов JVC, Envy позволяет очень точно и гибко настраивать тональное отображение по массе параметров.
Замечу, что если Вы решите приобрести этот видеопроцессор в AVnirvana, специалисты компании помогут настроить его под Ваш источник сигнала, проектор или телевизор, так что многочисленность и сложность пунктов меню madVR Envy не должна стать препятствием к его приобретению.
Во-первых, можно выставить целевую яркость в нитах, это особенно важно для старых моделей с низкой яркостью или если лампа в Вашем проекторе сильно потускнела с пробегом - для madVR это не проблема, т.к. тональную компрессию он может подогнать даже под самый тусклый проектор, если Вы установите целевую яркость, скажем, в 45 нит. Обратите внимание, что при этом корректность отображения бликов сохраняется, а клиппинга не происходит, зато общая яркость кадра становится выше.
Кстати, трюк с отображением видео в формате 4К HDR можно провернуть и на старом FullHD проекторе. Например, таком, как high end аппараты от компании SIM2 на DMD чипе 0.95", которые до сих пор пользуются спросом).
При этом видеопроцессор использует самый совершенный в индустрии алгоритм апскейла и даунскейла - Вы можете сделать даунскейл 4К сигнала до FullHD и наоборот, и даже преобразовать любой входной сигнал до 8К. Как работает апскейл в процессоре madVR Envy Extreme на конкретном примере я покажу чуть позже. В этом же меню можно настроить установки вывода и конверсии для видеосигнала - глубину цвета, цветовое пространство, яркостный диапазон и т.д.
Далее можно еще более "тонко" подготовить HDR-сигнал по вкусу - выставить характер тональной кривой - от нейтральной до самой яркой и сочной, скорость реакции на изменения яркости кадра, степень восстановления бликов и усиления воспринимаемой контрастности, восстановление теней, общую насыщенность и насыщенность в бликах.
Следующая функция - нелинейное растяжение картинки до требуемого формата - полностью на весь экран или уменьшение размера черных полос при несовпадении размерности видео с соотношением сторон экрана.
Адаптация может корректироваться вручную, с указанием центральной области кадра, не подлежащей растяжению, и коэффициента растяжения областей, за счет которых происходит адаптация под нужную размерность. Понятно, что ценой такого растяжения могут стать видимые артефакты, поэтому здесь важно не забывать о чувстве меры.
Видеопроцессор madVR в версии Extreme содержит весьма востребованную функцию кадровой интерполяции, которая есть далеко не в каждом проекторе, а если и наличествует, но ее реализация порой хромает - при интерполяции возникают артефакты, а сами настройки «уплавнения» довольно примитивны и ограничены.
MadVR Envy решает эти проблемы - у него на борту реализована самая продвинутая на данный момент система кадровой интерполяции на основе искусственного интеллекта - MotionAI, где можно выбирать не только степень агрессивности уплавнения, но и модель его алгоритма, тонко подстраивая его под предпочтения владельца - от самых «легких» настроек, при которых кинематографичность движения сохраняется, но значительно снижается подергивание, типичное для контента, записанного в 23.976 / 24 кадра в секунду, до самых агрессивных, которые, тем не менее, практически не порождают заметных артефактов.
Как я уже отмечал ранее, видеопроцессор madVR Envy оснащен самой передовой системой апскейла изображения, также основанной на искусственном интеллекте. Посмотрим как это реализовано на кадре из фильма Джона Мактирнана «Афера Томаса Крауна», выпущенного на Blu-Ray в разрешении 1080р с не самой выдающейся четкостью.
Как вы видите, процессор содержит очень продвинутые настройки апскейла и усиления четкости, которые можно тонко настраивать под конкретный видеоряд и свои вкусы - можно выбрать нужный алгоритм апскейла, утончение краев объектов, адаптивное увеличение резкости или усиление детализации за счет микроконтраста, добавить «зерно», изменить настройки алгоритма дизеринга, а на другой вкладке настроить функцию устранения артефактов компрессии. Сравните апскейл изображения силами проектора слева и с помощью madVR справа.
К числу основных функций madVR Envy можно отнести также очень продвинутый алгоритм подавления артефактов компрессии и шума на изображении. Продемонстрирую это на примере кадра из фильма «Код Да Винчи», видеоряд которого довольно зернистый, т.к. фильм снят на кинопленку. Даже на минимальном значении функции удаления шумов картинка становится на порядок чище. Сравните с исходным изображением.
Обратите внимание сколько возможностей по обработке есть в этой вкладке - это и удаление бандинга, темных и светлых ореолов вокруг контуров объектов и их смягчение, и, наконец, удаление видеошумов и зерна. Еще раз подчеркну, что в применении любой функции стоит соблюдать меру, в том числе, и при шумоподавлении, чтобы не превратить видеоряд в пластилин.
Завершая обзор основных функций madVR Envy стоит упомянуть также функцию автоматического сдвига изображения к краю кадра, что может быть востребовано, в частности, в случае, если ваш экран установлен слишком высоко и при этом без необходимости использования сдвига объектива.
Кроме того, сдвиг изображения вниз избавит вас и от одной из черных полос.
А теперь самое главное – впечатления от использования madVR Envy Extreme mk2. Когда мы тестировали проекторы Sony GTZ 380 и JVC NZ900, подключение и настройка видеопроцессора были довольно простыми и удобными, даже при настройках «по умолчанию» он выдавал гарантированно великолепный результат. К примеру, на Sony GTZ 380 мы его использовали в качестве устройства для внешнего тонмаппинга HDR - изображение стало еще ярче, черный стал более глубокими, а оттенки цветов - богаче.
В случае с проектором JVC NZ900, который не только имеет систему 8K e-shift X, но и принимает на вход сигнал в разрешении 8К, было интересно посмотреть, что произойдет, если апскейл 4К видео до 8К произвести силами madVR Envy. В итоге результат превзошел все наши ожидания – было такое ощущение, что изображение оказалось подвергнуто глубокому и очень качественному ремастерингу – изображение стало настолько живым и детальным, что превратилось в реальность, а, точнее, лучший ее вариант ).
Корректно продемонстрировать результаты работы madVR Envy ни на YouTube, ни с помощью фотографий с экрана практически невозможно, поэтому, если Вы хотите увидеть это уникальное устройство и оценить его потрясающие возможности по обработке изображения, посетите демозал компании AVnirvana и составьте собственное мнение.