Найти в Дзене

Поправки в УПК

Изображение из открытых источников.
Изображение из открытых источников.

МВД России предлагает внести поправки в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, которые позволят следователям / дознавателям с согласия руководителя следственного органа / прокурора, выносить постановления о приостановлении операций по банковским счетам, в том числе электронным, при наличии оснований полагать, что денежные средства использовались в преступной деятельности.

Мнение ведущего юриста Фонда Кирилла Тимонина:

Несмотря на свою актуальность, представляется, что указанный законопроект требует доработки по следующим причинам.

1. Одной из проблем, которая указывается в пояснительной записке, это то, что зачастую для получения информации о движении денежных средств по банковским счетам требуется значительное количество времени (от 30 суток и более), так как запросы направляются почтовыми отправлениями. Так и есть. Однако из рассматриваемого законопроекта не следует какая система электронного документооборота между банками и органами предварительного следствия будет использоваться при работе. Также не ясно, кто будет оператором указанного программного обеспечения, какое финансирование потребуется для реализации таких задач, каким образом будет обеспечиваться конфиденциальность данных.

2. Использование внесудебных механизмов блокировки операций, по моему мнению, может привести к появлению «фиктивных» блокировок. К сожалению, бывают случаи, когда недобросовестные сотрудники правоохранительных органов, используя свое служебное положение, предоставляют информацию, содержащую ту или иную конфиденциальную информацию. Поэтому, не исключено, что блокировка может производиться и «на платной основе».

3. Фактически поправки призваны создать обеспечительные меры. Однако, полагаю, что требуется получение отзыва и самого банковского сообщества. Ведь в настоящее время отсутствуют правовые нормы, допускающие временную блокировку перевода по инициативе клиента (переводы проводятся за считанные секунды), если есть основания полагать, что перевод был совершен под воздействием третьих лиц. Считаю, что установление аналогичных норм не в УПК, а в законах, регулирующих банковскую деятельность, позволит снизить количество злоупотреблений со стороны правоохранительных органов, а также повысит эффективность данного механизма.

Приведу такой пример: при возникновении необходимости в получении записей с камер видеонаблюдения «Безопасный город», человек сам звонит на горячую линию, оставляет заявку и далее номер заявки предоставляет в правоохранительные органы/адвокату для получения записей. Получается, что, если человек совершил перевод мошенникам, но опомнился, сам звонит в банк, оставляет заявку на блокировку перевода, получает ее номер и сообщает об этом следователю.

4. В тексте законопроекта отсутствует упоминание «Системы быстрых платежей» (СБП), т.е. переводов, совершаемых лишь по номеру телефона, как в банки на территории РФ, так и в банки, расположенные во многих странах СНГ. Возникает закономерный вопрос, если денежные средства были переведены в банк, например, Узбекистана, в связи с чем, банк-получателя денежных средств должен будет заморозить перевод?

ФПП.