Местный воспитанник «Ак Барса» Кателевский хочет долгую карьеру в Казани
Дмитрий Кателевский за несколько лет в клубе стал ключевым нападающим четвертого звена. В интервью «ТИ-Спорту» хоккеист рассказал о нехватке в команде Артема Лукоянова, своих впечатлениях от работы с новым главным тренером Анваром Гатиятулиным, а также чем тот отличается от Зинэтулы Билялетдинова.
«Анвар Рафаилович и Зинэтула Хайдярович – два больших профессионала»
– Дима, первая треть чемпионата позади. Как оценишь выступление «Ак Барса» в этом сезоне?
– Третье место, я думаю, неплохой результат. Начало положено. Мы прекрасно понимаем, что болельщики ждут от нас только одного – победы в Кубке Гагарина. Поэтому сейчас мы спокойно относимся к тому месту, на котором располагаемся в турнирной таблице. В паузу на матчи сборных немного перезагрузились, отдохнули и сейчас с новыми эмоциями продолжаем борьбу в чемпионате. Самая интересная часть сезона впереди.
– Летом «Ак Барс» покинуло много звездных игроков. Команда существенно омолодилась, обновилась, но практически с самого старта чемпионата закрепилась в зоне лидеров «Востока». Можно ли сказать, что клуб пока выступает выше ожиданий?
– Команда, безусловно, поменялась по сравнению с прошлым сезоном. Но коллективный дух, характер никуда не ушли. Выходим на лед и бьемся друг за друга, как это было раньше. Поэтому добиваемся достойных результатов. К тому же мастеров, сильных хоккеистов в «Ак Барсе» предостаточно. Нельзя сказать, что мы сильно потеряли в классе с прошлого года.
– Долго ли ты привыкал к требованиям нового главного тренера Анвара Гатиятулина?
– Очень быстро. Никаких трудностей не возникло.
– Методика работы Анвара Гатиятулина сильно отличается от той, которой придерживался Зинэтула Билялетдинов?
– Каждый тренер по-разному видит тренировочный процесс, у каждого свое видение хоккея. Анвар Рафаилович и Зинэтула Хайдярович – два больших профессионала. У каждого из них разный взгляд на игру. Соответственно, требования тоже отличаются. Оба дают очень точную установку на матч каждому хоккеисту. Ты выходишь на лед с понятными задачами, понимаешь четко, что от тебя ждут. Поэтому играешь в хоккей с полной отдачей, не думая ни о чем лишнем.
«У Зинэтулы Хайдяровича действительно был больший акцент на оборону. Но это не значит, что мы играли в плохой хоккей»
– Мы знаем, что Анвар Гатиятулин этой весной проходил стажировку в нескольких клубах НХЛ. Наверняка многими вещами он с вами делился. Что нового он привез оттуда в КХЛ?
– На предсезонке мы смотрели много роликов с участием разных команд НХЛ. Через их игру Анвар Рафаилович доносил нам, какой хоккей, рисунок игры он хочет видеть в «Ак Барсе». Очень познавательно было посмотреть. Что-то из его слов я уже слышал где-то, какие-то вещи оказались для меня новыми. В любом случае весь опыт он применяет на практике. За лето, да и осень мы старались прийти к своему лучшему хоккею.
– Хоккей Зинэтулы Билялетдинова в прошлом сезоне часто критиковали за невзрачность, чрезмерную заточенность на оборону. В этом плане игрокам в хоккей Гатиятулина играть приятнее?
– У Зинэтулы Хайдяровича действительно был больший акцент на оборону. Но это не значит, что мы играли в плохой хоккей. Это другой тренер, который уделял предельное внимание к действиям в защите: концентрация, дисциплина в своей зоне, организованность. С приходом Анвара Рафаиловича мы стали больше играть в позиционный хоккей, за каждым закреплена определенная зона, есть также принцип взаимозаменяемости партнера. Каждый нападающий может подстраховать другого форварда.
– Летом Анвар Гатиятулин не раз подчеркивал, что планирует сделать из «Ак Барса» самую дисциплинированную команду лиги. Есть ли в команде какие-то штрафы, санкции за ненужные удаления?
– Денежных штрафов нет. Но тренерский штаб нам всегда говорит, что не нужно зарабатывать глупых удалений в средней, чужой зоне. Если ты удалился в своей зоне, помешав своим оправданным нарушением забить гол или предотвратить очень опасный момент, то в таком случае тренеры относятся с пониманием.
«В детстве блокировать шайбы полегче на психологическом уровне»
– К слову, «Ак Барс» в этом сезоне одна из лучших команд по игре в меньшинстве. Ты стабильно действуешь в формате 4 на 5. С чем ты связываешь столь удачное выступление команды в обороне в неравных составах?
– На тренировках мы много отрабатываем игру в неравных составах. Это формат и 5 на 4, и 4 на 5. С приходом Александра Петровича Макрицкого (тренер по защитникам в «Ак Барсе») у нас поменялась игра в меньшинстве. Мы добавили больше агрессии в обороне. Раньше мы играли в защите позиционно, ромбом, стараясь практически не выдергиваться на нападающих. Сейчас в этом плане мы действуем более активно, играем в давление. Если шайба в нейтральной зоне, то трое наших игроков выдвигаются туда сразу, перекрывая возможности для передач, быстрого входа в зону. Четвертый игрок в это время страхует. В своей зоне по возможности стараемся загнать соперника в сложную ситуацию, оказываем постоянный прессинг.
– Помимо частого выхода в меньшинстве ты еще и бросков много блокируешь в целом. Как на психологическом уровне себя подготовить к тому, что нужно ложиться под шайбу, принимать ее на себя?
– В момент эпизода, когда уже видишь, что соперник замахивается клюшкой, ты думаешь только об одном – чтобы шайба не дошла до ворот. Принимаешь ее на себя на уровне рефлексов. Все происходит за считаные секунды, поэтому анализируешь ситуацию быстро. Вот ты ее не принял на себя, а она взяла и зашла в ворота. Получается, частично вина и на тебе лежит за этот гол. Когда играешь в меньшинстве, на твоих плечах лежит большая ответственность. Ты ее осознаешь и всеми силами пытаешься не допустить того, чтобы шайба дошла до ворот.
– Умению блокировать правильно шайбы сейчас, наверное, обучают в школах с самого раннего возраста?
– В детстве блокировать шайбы полегче на психологическом уровне. Тебя и маска защитит в случае чего, и сила бросков совсем другая. На взрослом уровне все-таки к блокированию бросков ты должен всегда подходить с умом. Нужно уметь правильно садиться, увеличивать площадь тела и так далее.
«Широко отмечали победу с «Нефтяником»? Да, отгуляли хорошо!»
– У болельщиков ты ассоциируешься в последние годы исключительно с форвардом четвертого звена. Пробегает ли у тебя иногда мысль, желание выйти из этого амплуа и проявить себя в качестве нападающего топ-6 или топ-9, к примеру?
– На мой взгляд, вот эти определения – игрок первого звена или четвертого звена, – они условны. Все мы, хоккеисты, находимся в одной лодке. У нас нет первого, второго, третьего, четвертого звена – мы одна команда, которая решает общую задачу. Каждый игрок выходит на лед с понятной установкой и делает все, что от него зависит для победы.
– В «Ак Барсе» твоя роль на льду намного скромнее, чем, к примеру, в «Нефтянике», с которым ты выиграл Кубок Петрова в этом году?
– В «Нефтянике» меня Артем Вячеславович (Анисимов) наделил разными задачами. Ставил не только в меньшинстве, но и в большинстве. Я был ему очень благодарен за оказанное доверие и старался оправдать его по максимуму.
– Как считаешь, победа «Нефтяника» была бы возможна в Кубке Петрова, если бы из «Ак Барса» вас с Семеном Тереховым и Максимом Быковым не отправили в Альметьевск?
– Превозносить нас точно бы не стал. Все-таки «Нефтяник» первый раунд прошел очень уверенно, ребята со счетом 4:0 обыграли «Динамо» из Санкт-Петербурга. Мы когда приехали ко второму раунду в Альметьевск, поняли, как команда горит результатом. В «Нефтянике» было много знакомых ребят, плюс я хорошо знал тренерский штаб во главе с Артемом Вячеславовичем. В раздевалке царила позитивная атмосфера. В общем, все было необходимое для победы. Я за карьеру в ВХЛ никогда выше первого раунда с «Барсом» не поднимался. А тут сразу на второй раунд приехал, понимал всю ответственность, которая на мне лежит.
– Победу широко с «Нефтяником» отмечали?
– Да, отгуляли хорошо (улыбается)! Альметьевск – хоккейный город. Местные жители очень любят свою команду. Чувствуешь, как все пропитано там интересом к хоккею, особенно в дни матчей. Разговоры у людей только о хоккее идут, а атмосфера какая на стадионе! Для болельщиков победа «Нефтяника» в Кубке Петрова была очень важна. Рад, что получилось у нас подарить им праздник.
«Лукоянов столько лет в хоккее, у него надо учиться и учиться»
– В этом году четвертое звено «Ак Барса» лишилось Артема Лукоянова. Насколько вам с Никитой Дыняком не хватает такого опытного партнера в тройке?
– Да, опыт у Артема в КХЛ огромный. Столько лет в хоккее, у него надо учиться и учиться. Конечно, нам его не хватает. Он всегда подсказывал нам с Дыней, как играть лучше. В какой ситуации что надо делать. Действительно, был очень сильный партнер, самоотверженно всегда играл на льду. На него можно было положиться в любых сложных обстоятельствах. Мы чувствовали поддержку в его лице.
– Тренеры «Ак Барса» даже рассказывали, что он мог прям на льду расставлять игроков и все тонкости хоккея лично объяснять.
– Да, в роли уже такого играющего тренера был в «Ак Барсе» в последние годы. Он, наверное, почти все, что можно, уже повидал в КХЛ, поэтому со своим богатым опытом постоянно подсказывал что-то. Я ведь, например, только захожу еще в лигу. У Никиты опыта, конечно побольше, но и он еще молод. А Артем на фоне нас был ветераном.
– Можно сказать, что в последние сезоны вы с Никитой Дыняком сильно выросли как хоккеисты?
– Да, разумеется, сейчас у нас опыта побольше стало, чем пару лет назад. Могу сказать, что чувствую в КХЛ себя намного увереннее, понимаю лучше, что к чему.
«Игроки вроде Лукоянова на вес золота»
– Есть ли какой-то самый ценный совет, который ты получал от Артема Лукоянова?
– Цепляйся за то, что дают. Это был для меня самый ценный совет. Я когда заходил в КХЛ, разумеется, не рассчитывал, что мне дадут в «Ак Барсе» первое звено, большинство. Зато в команде нужны были люди для игры в меньшинстве, в концовке в формате 5 на 6. Туда я как бы и устроился. По итогу получилось проявить себя хорошо. В прошлом сезоне мы отлично с Никитой и Артемом действовали в меньшинстве. В этом году у нас с этим тоже полный порядок. Я вижу, как тренерский штаб «Ак Барса» нам доверяет, и мы должны постоянно оправдывать это доверие.
– Тебя удивляет, что сейчас Артем Лукоянов сидит, по сути, без работы?
– Такой большой игрок, как он, не должен сидеть без работы. Я желаю ему всего наилучшего, надеюсь, у него получится в ближайшее время найти клуб. Игроки вроде Лукоянова на вес золота.
– Отразилось ли отсутствие Артема Лукоянова на твоей статистике в этом сезоне?
– Отчасти да. Все-таки в прошлом сезоне у нас в тройке была хорошая химия, позволявшая набирать достаточно очков для нашего звена. Если что-то не получалось, мы обсуждали разные моменты и нюансы. В этом году тоже стараемся много разговаривать, чтобы быть лучше от игры к игре.
«Мне, конечно, хотелось бы построить в «Ак Барсе» долгую карьеру»
– По ходу нынешнего сезона к вам в звено с Никитой Дыняком часто ставят 18-летнего Радэля Замалтдинова. Что можешь сказать о нем как о хоккеисте?
– Радэль – отличный хоккеист, классный парень, боевой. Всегда в тело бьется, никогда не уходит от борьбы, не боится. Очень позитивный человек, стараемся с Дыней всегда его поддерживать.
– Дим, у тебя действующий контракт с «Ак Барсом» до 2026 года. Есть ли желание построить долгую карьеру именно в Казани?
– Да, безусловно. Казань – мой дом. Я с самого раннего детства здесь, с 8-9 лет. Моя семья живет здесь уже давно, обзавелся многими друзьями. Казань – очень красивый хоккейный город. Играть за «Ак Барс» – одно удовольствие. Поэтому мне, конечно, хотелось бы построить в Казани долгую карьеру.
Евгений Романов