Найти в Дзене
Фильманьяк

Волна (1981) - уроки, которых не хватает в школе

Довольно интересные цифры приводятся в самом начале о том, что менее 10% населения состояло в нацистской партии. А воздержавшихся можно считать за примкнувших?
Довольно интересные цифры приводятся в самом начале о том, что менее 10% населения состояло в нацистской партии. А воздержавшихся можно считать за примкнувших?
1967, Пало-Альто, Калифорния. Учитель истории Бен Росс рассказывает своим подопечным о событиях Второй мировой войны. С исторической дистанции школьники недоумевают, как обычные граждане Германии могли допустить зверства режима национал-социализма? Чтобы ответить на этот вопрос, учитель решает провести небольшой эксперимент, призванный продемонстрировать становление диктатуры с самых простых вещей...
В рассказе учитель акцентирует внимание на слабом положении Германии, в котором она была на момент формирования партии. Первым же фанатиком образованной «Волны» становится школьный изгой
В рассказе учитель акцентирует внимание на слабом положении Германии, в котором она была на момент формирования партии. Первым же фанатиком образованной «Волны» становится школьный изгой

Хроники знаменитого эксперимента Рона Джонса «Третья волна», спустя годы после осуществления ставшего резонансным. Современный зритель скорее знаком с этим материалом благодаря постановке Денниса Ганзеля «Эксперимент 2: Волна», который наши прокатчики зачем-то приобщили к предыдущей попытке немецких кинематографистов осмыслить опыт американских психологических экспериментов.

Как сказал бы Чак Паланик - «обезьянки-астронавты». Практически никто из учеников не замечает, что эксперимент в чём-то схож с банальной дрессировкой...
Как сказал бы Чак Паланик - «обезьянки-астронавты». Практически никто из учеников не замечает, что эксперимент в чём-то схож с банальной дрессировкой...

Первый же фильм по мотивам эксперимента Джонса был снят в формате среднеметражки для телевидения, и вышел в рамках образовательной серии передач ABC Afterschool Special. Хотя некоторые имена в сценарии поменяли на вымышленные, как и немножечко убавили, и немножечко дописали от себя – в целом суть донести удалось, хотя и стоит отметить, что картина Александа Грассхоффа несёт уж очень декларативный характер, буквально пропагандистский, заочно осуждая все те явления, которые всплывают в процессе эксперимента.

Начало и конец фильма зарифмованы демонстрацией. Разница в том, что в финале ученики с ужасом видят на экране себя.
Начало и конец фильма зарифмованы демонстрацией. Разница в том, что в финале ученики с ужасом видят на экране себя.

Зато здесь не стали выдумывать драматический финал, коим немцы снабдили оба своих фильма ради более солидного художественного воздействия. Так что посмотреть вполне можно, ибо суть эксперимента в строчках википедии – и непосредственное наблюдение за его ходом – всё же имеют разный эффект.

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.