Найти в Дзене
Борис Гладких

Здоровая инициатива: защита детей от вредных продуктов

Вредные продукты
Вредные продукты

Согласно данным Минздрава РФ на сегодняшний день более 6% российских детей страдают ожирением, а лишний вес есть у каждого пятого. За последние 12 лет заболеваемость увеличилась в 1,5 раза у детей до 14 лет и почти в 2 раза — у подростков от 14 до 18 лет. В большинстве случаев причина детского ожирения связана с неправильным питанием и низкой физической активностью.

Согласно Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ожирение — это комплексное хроническое заболевание, при котором избыточное накопление жировых тканей негативно влияет на здоровье. Ожирение может увеличивать риск появления сахарного диабета второго типа и сердечно-сосудистых заболеваний, влиять на состояние опорно-двигательного аппарата и репродуктивной функции и даже повышать риск развития некоторых видов рака. Кроме того, ожирение влияет на качество жизни — сон и подвижность.

В большинстве случаев причина детского ожирения связана с неправильным питанием, которое зачастую характеризуется неконтрольным потреблением продуктов с высоким содержанием сахара, в том числе скрытого. Помимо выпечки, шоколада, джемов, варенья и других очевидных сладостей, завышенное содержание сахара характерно таким продуктами питания как фруктовые и злаковые йогурты, мюсли, сухие завтраки, каши быстрого приготовления, различные соусы, в том числе кетчуп, соки и газированные напитки, чипсы, консервированные фрукты, обезжиренные продукты и ряд других. В современной культуре питания они являются неотъемлемой частью детского рациона.

Стоит также отметить, что по данным Минздрава рекомендованная рациональная норма потребления сахара — 24 кг на человека в год, включая все сахаросодержащие продукты. Фактическая статистика отмечает, что в чистом виде человек в год потребляет 18 кг сахара, а с учетом потребления продуктов со скрытым сахаром, эта цифра превышает 32 кг в год. При этом объемы потребления растут ежегодно.

С января 2024 года в России началась реализация комплекса мер по борьбе с ожирением у детей и подростков, главная цель которого — снижение темпа роста первичной заболеваемости. В рамках программы по борьбе с ожирением в основном разрабатываются методические рекомендации и материалы. Например, были продуманы механизмы взаимодействия центров общественного здоровья и медицинской профилактики с образовательными учреждениями для реализации здорового образа жизни. Также разработан подход к экспертной оценке рекламной продукции по вопросам питания детей с точки зрения ее влияния на общественное здоровье. Однако до настоящего времени они нигде не закреплены. При этом, массированная реклама на ТВ и в сети Интернет данной категории продуктов с участием детей создает ложные представления о ее пользе, противоречит традиционным принципам правильного питания, создавая новые пищевые ценности, не характерные для граждан нашей страны. В первую очередь, подобные тенденции самым негативным образом влияют на детей и формирование ими культуры питания. Если ситуацию не изменить, то в итоге мы рискуем будущим здоровьем нации. Ожирение лишает детей наилучшего старта в жизни, обрекает их на пожизненные проблемы со здоровьем.

Замечу, проблема с детским ожирением носит глобальный характер и касается не только РФ. Имеет смысл обратиться и к международному опыту. Так, например, в Великобритании недавно принят закон о полном запрете рекламы фастфуда, продуктов с высоким содержанием жира, сахара или соли до 21.00, в том числе в сети Интернет.

В России вся реклама, в том числе, касающаяся ментального и физического здоровья детей, регулируется ст. 6 «Защита несовершеннолетних в рекламе» ФЗ №38 «О Рекламе».

В целях соблюдения конституционных прав граждан, правил Минздрава № 647н и Закона «О защите прав потребителей» следует запретить использование образа ребенка в рекламе товаров с высоким содержанием сахара, жира и соли. Предусмотреть административную ответственность за соответствующие нарушение. Обратить внимание на международный опыт и ввести ограничения на эфирное время трансляции такой рекламы. По возможности сократить его.

В этой связи я обратился к зампреду правительства Татьяне Голиковой с просьбой поручить соответствующим ведомствам провести проверку на соответствие №38-ФЗ «О рекламе» транслируемых в Интернете, на ТВ и радиоэфирах рекламных кампаний образов, агрессивно рекламирующих «вредные» для детского здоровья продукты. Речь идет не о полном исключении несовершеннолетних из рекламы на ТВ, а именно из рекламы продуктов, наносящих вред детскому здоровью. Аналогичный опыт в стране имеется, когда сначала был введен запрет на использование людей и животных в рекламе слабоалкогольной продукции, а в последствии и ее полный запрет. При этом данный сегмент производства и торговли не пострадал.