Головокружение от успехов свойственно практически всем людям, даже если они правят странами и народами. Руководители СССР не были исключением. После разгрома оккупантов под Сталинградом их охватила эйфория. Сталин и его окружение считали, что немцы сломлены и не представляют опасности. Они планировали в 1943 г. освободить всю территорию Союза, а в ближайшие месяц-два выйти к Днепру и захватить плацдармы на его правом берегу. Одновременно военачальники хотели окружить огромную южную группировку фашистов, прижать её к Черному и Азовскому морям и уничтожить.
Операции "Скачок" и "Звезда"
Для реализации планов разработали операции "Скачок" и "Звезда". Первая началась 29 января силами Юго-Западного фронта (ЮЗФ), которым командовал Ватутин. Он всегда действовал дерзко, но ему было свойственно переоценивать свои силы. Согласно его задумке 1-я Гв. и 6-я армии, а также группа Попова, состоявшая из 4-х танковых корпусов и трех пехотных дивизий, должны были выйти к Запорожью на западе и к Азовскому морю на юге. А затем запереть гитлеровскую группировку на Кавказе, не дав ей вырваться оттуда.
2 февраля началась операция "Звезда". Она осуществлялась войсками Воронежского фронта, силами 5 армий, в том числе 3-й танковой и считалась основной. Красноармейцы должны были освободить Харьков, Курск и Сумы. Командовал фронтом генерал Голиков, который звезд с неба не хватал. Вначале все шло по плану – наши войска продвигались на запад по 10-15 км в сутки, несколько вражеских дивизий были разгромлены, 8 и 9 февраля освободили Курск и Белгород, а 14 и 16 февраля Ворошиловград и Харьков. Танковым корпусам Попова оставалось пройти 20 км до Запорожья, части 6-й армии вплотную подошли к Павлограду.
Фюрера охватила паника. Он срочно прибыл в Запорожье, чтобы обсудить ситуацию с фон Манштейном, командовавшим группой армии "Юг". Фельдмаршал заявил, что все под контролем, т.к. советские войска сами лезут в ловушку. Манштейн был прав, ситуация под копирку походила на ту, что сложилась под Харьковом весной 1942 г., когда были разбиты 3 наших армии и 240 тыс. красноармейцев попали в плен.
Наступление было плохо просчитано и сейчас. Тот же Ватутин собирался силами двух армий и группы Попова реализовать планы, которые были не под силу обоим фронтам. К примеру, ЮЗФ требовалось 2 тыс. тонн топлива в день, а реально могли подвезти не более 900 тонн, так как недокомплект грузовиков превышал 60%. Войскам не хватало боеприпасов и продовольствия. В дивизиях оставалось 30-40% состава, то есть полки превратились в батальоны, а батальоны в роты. В четырех корпусах Попова насчитывалось всего 137 танков вместо 640 по норме.
При этом советское командование прозевало, что к Манштейну прибыли свежие, элитные части: моторизованная дивизия "Великая Германия" из-под Смоленска, а из Франции 1-й эсэсовский танковый корпус под началом обергруппенфюрера Хауссера. В состав корпуса входили отборные дивизии "Лейбштандарт", "Тотенкопф" и "Рейх". Также немцы незаметно перебросили к Северскому Донцу 40-й, 48-й и 57-й танковые корпуса с Кубани.
Месть за Сталинград
После того как бойцы Воронежского фронта захватили Харьков, фон Манштейн решил, что пора захлопнуть ловушку. 19 февраля 1-й и 48-й ТК ударили с севера и юга по флангам 6-й армии, а 3-й и 40-й танковые корпуса взяли в клещи группу генерала Попова. В ночь на 21 февраля Попов запросил у Ватутина разрешения отступить, но получил категорический отказ. В итоге группа без топлива и боеприпасов была разгромлена. 6-я армия дралась в полном окружении в безнадежной ситуации. Под Дебальцево наголову был разбит 8-й кавкорпус.
После разгрома ЮЗФ Манштейн перенацелил эсэсовский 1-й ТК севернее на 3-ю ТА Воронежского фронта. Отборные дивизии немцев ударили с трех сторон и взяли в клещи армию Рыбалко. В кольцо окружения угодили 12-й и 15-й ТК, 6-й кавкорпус, 111-я, 184-я, 219-я стрелковые дивизии. Общая их численность превышала 100 тыс. штыков. Третьего марта они получили разрешение на отход и ринулись на прорыв в районе Тарановки. Спаслись немногие, большинство красноармейцев попало в плен или погибло.
Некоторые историки пишут, что немцы мстили за 6-ю армию Паулюса, уничтоженную под Сталинградом, поэтому пленных в той битве не брали. Наши отвечали тем же. Как итог, дорога гитлеровцам на Харьков была открыта. Дивизия "Лейбштандарт" обошла город и 12 марта атаковала его с севера, а дивизия "Рейх" с запада. Другие немецкие части окружили город со всех сторон. Его обороняли остатки 3-й ТА, части 40-й и 69-й армий.
Наши ребята дрались яростно. Особенно отличились бронебойщики и снайперы, но подходили к концу боеприпасы. 15 марта генерал Белов приказал остаткам войск пробиваться на восток. Гитлеровцы 30 км преследовали отступающих, поэтому к своим вышло всего 8.5 тыс. человек. 18 марта немцы вошли во вкус и силами 1-го ТК захватили Белгород. По пути к областному центру эсэсовцы окружили и разгромили основные силы 69-й армии в районе Борисовки и Томаровки.
Надо сказать, что она была неопытной и не участвовала в боях, так как ее сформировали в начале февраля 1943 г. Остатки 69-й армии бежали за Северский Донец, который стал палочкой-выручалочкой для разгромленных частей. Там нам удалось выстроить неприступную линию обороны. В том числе по той причине, что Ставка спешно перебросила в этот район 1-ю ТА Катукова и 21-ю армию Чистякова. Они сумели сдержать натиск корпуса Хауссера, чему помогла и наступившая распутица. Даже танки вязли в грязи, а потому 20 марта боевые действия прекратились.
Итоги третьей битвы за Харьков
С 19 февраля по 18 марта войска Манштейна сумели практически полностью разгромить 6-ю и 69-ю армии, 3-ю ТА и танковую группу Попова. Немцы ликвидировали угрозу уничтожения своей южной группировки войск. Победа Манштейна вошла в число самых великих побед Германии в ходе ВМВ. Успех позволил забыть поражение фашистов под Сталинградом и вернул противнику уверенность в своих силах. Итоги битвы пошли на пользу и руководству СССР. Оно избавилось от эйфории и больше таких ошибок не допускало, однако всячески замалчивало вышеописанный провал.
Спасибо за лайк, комментарий и репост! Это помогает в развитии канала и заставляет автора лучше прорабатывать материал.