225 лет назад родился Великий Карл! Так современники называли Карла Павловича Брюллова (1799-1852) за его огромный талант и большой вклад в искусство.
Предлагаю сегодня вспомнить выдающегося мастера, посмотреть на его картины и узнать некоторые интересные факты биографии.
🔹 Будущий художник родился 23 декабря (12-го по старому стилю) 1799 года. Его отец Поль носил французскую фамилию Брюлло. В 1822 году Карл добавил к ней букву «в».
🔹 Мальчик до трех лет не ходил, имел непропорционально большую голову и короткое туловище. Но в дальнейшем никто не замечал в нем физических недостатков благодаря его природному обаянию.
🔹 Карл Брюллов принадлежал к творческой династии. Ещё его прадед, Георг Брюлло был скульптором-орнаменталистом. Отец также был академиком орнаментальной скульптуры. а два старших брата – архитектором и художником.
🔹 С раннего детства отец начал учить Карла рисовать, но был очень строг, не делал скидок на слабое здоровье сына. Мальчика не пускали обедать, пока он не напишет определенное количество животных и человеческих фигур. Наказывали строго. Брюллов считал, что способность «опрятно рисовать» у него развилась благодаря детским упражнениям.
Академическая живопись и итальянский период творчества Карла Брюллова
🔹 В Императорскую Академию художеств Карл Брюллов был принят без экзаменов в возрасте 10 лет. Очень быстро он стал лучшим учеником академии и даже частенько правил работы своих однокурсников, помогая им получить хорошие оценки на экзамене.
🔹 В 14 лет Карл получил серебряную медаль за рисунок «Два натурщика»
🔹 Другой учебный рисунок Брюллова – «Гений искусств» – использовался в натурном классе Академии в качестве образца для студентов.
🔹 Первая живописная работа «Нарцисс, смотрящийся в воду» принесла молодому художнику в 1819 году Малую золотую медаль.
🔹 А в 1821 году выпускная работа «Явление Божие Аврааму у дуба Мамврийского в виде трёх ангелов» была удостоена Большой золотой медали, и меценаты Общества поощрения художников назначили Карлу Брюллову пенсионерскую поездку в Италию . Так закончилось его двенадцатилетнее обучение в Академии.
🔹В 1822 году Карл Брюллов вместе с братом Александром отправился в Рим, куда они добрались лишь через год. По дороге братья знакомились с живописью и культурой Европы.
🔹В Италии Карл Брюллов занимался копированием работ мастеров эпохи Возрождения, а также активно писал портреты, как камерные, так и парадные.
🔹 Вскоре художник изобрел свой собственный «итальянский жанр», который опирался на живые впечатления. Академическое общество находило в созданных Карлом женских образах больше натуральной красоты, чем идеального совершенства.
🔹 Уже в 1823 году Брюллов написал картину «Итальянское утро» и отправил её в Россию. За полотно, подаренное Александре Федоровне, супруге Николая I, император пожаловал Брюллову бриллиантовый перстень.
🔹 Николай I заказал в пару к картине «Итальянское утро» полотно «Итальянский полдень». В этих работах ярко проявился новаторский подход художника – находить прекрасное в простом и повседневном.
🔹 В жанровых картинах, как живописных, так и графических, Карл Брюллов изображал сценки из итальянской жизни.
🔹 Художник создал и забавную серию акварельных работ, посвященных теме сновидений.
🔹 В Риме, на светском приеме Брюллов познакомился с богатейшей аристократкой своего времени Юлией Самойловой, которая покровительствовала молодым талантам. Она покорила художника своей южной красотой и темпераментом и на долгие годы стала его музой и возлюбленной.
🔹 Юлия Самойлова заказала художнику портрет своих воспитанниц. Так появился всем известный шедевр из Третьяковской галереи «Всадница».
🔹 Самойлова рекомендовала художника своим знакомым, и у Карла не было проблем с заказами.
О том «Почему к Брюллову дамы выстраивались в очередь?» можно почитать в моей статье:
🔹 Не раз художник в своих картинах изображал и саму Юлию. И не только в портретах. Так в картине «Последний день Помпеи» её черты угадываются сразу в трех образах: мать, которая прижала к себе своих дочерей, женщина, лежащая в центре картины и девушка с кувшином на голове (а за спиной девушки в розовом художник запечатлел себя).
🔹 В 1827 году Брюллов начал работать над масштабным полотном «Последний день Помпеи»: он специально ездил на развалины города Помпеи, чтобы сделать наброски. Картина была завершена через шесть лет.
В Риме представленное произведение было встречено с восторгом. А когда полотно прибыло в Петербург и Николай I увидел его, то предложил Брюллову вернуться в Россию для вручения лаврового венка.
🔹 Брюллов – единственный русский художник, удостоенный при жизни лаврового венка и бриллиантового перстня из рук императора.
🔹 В Италии Карл Брюллов провел 12 лет и написал около 120 портретов.
🔹 В 1835 году художник путешествовал по Греции и Малой Азии с экспедицией мецената Владимира Орлова-Давыдова.
Московско-Петербургский период
🔹 В конце 1835 года Карл Брюллов прибыл в Москву . Здесь он познакомился с Александром Сергеевичем Пушкиным, который уже был наслышан о художнике и даже под впечатлением от картины «Последний день Помпеи» написал стихотворение:
Александр Пушкин
Везувий зев открыл...
К. Брюллов. Последний день Помпеи
Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется – с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.
Август-сентябрь 1834
🔹 В 1836 году Брюллов переехал в Петербург, где ему было присвоено звание младшего профессора Академии художеств, и он начал руководить классом исторической живописи. При этом продолжил писать жанровые картины и портреты.
Религиозная живопись, монументальное искусство и последние годы
🔹 С конца 1830-х годов Брюллов занялся монументальной живописью. Он работал над росписями и создавал образы для храмов.
🔹 Произведение «Христос во гробе», которое было создано художником для домовой церкви графа Николая Владимировича Адлерберга, впервые демонстрируется в эти дни на грандиозной выставке «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова» в Михайловском дворце Русского музея (до 12 мая 2025 года).
🔹 В 1843 году художника пригласили расписывать плафон купола Исаакиевского собора площадью более 800 квадратных метров. Он создал множество эскизов и в 1848 году приступил к росписи. «Мне тесно! Я бы теперь расписал небо!» – шутил Брюллов, стоя под куполом храма. Но из-за сквозняков и пыли от сырой штукатурки художник серьезно заболел и вынужден был отказаться от работы. Роспись заканчивал художник Петр Басин.
🔹 В конце 1840-х годов Брюллов, несмотря на то, что был лютеранин, состоял в переписке с архимандритом Сергиевской пустыни, для которой он делал образ «Троица», Игнатием Брянчаниновым. Святитель Игнатий писал художнику: «Давно видел я, что душа ваша в земном хаосе искала красоты, которая бы ее удовлетворила. Ваши картины – это выражения сильно жаждущей души».
🔹 Весной 1849 года Карл Брюллов поехал на лечение за границу: сначала на остров Мадейра, а затем в Италию, где и провел свои последние годы. Его покровителем стал итальянский революционер, соратник Гарибальди, Анджело Титтони. В его доме Карл Павлович и находился до конца жизни, здесь и сейчас хранятся последние портреты, созданные художником.
🔹 Умер Карл Брюллов 23 июня 1852 года, в возрасте 52 лет, в Манциане, под Римом, где находился на лечении. Похоронен на римском протестантском кладбище Монте-Тестаччо.
🔹 Карл Брюллов – единственный художник, чей облик увековечен на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде.
🔹 Свою импровизацию Карлу Брюллову посвятил и Евгений Баратынский. Считается, что он написал это четверостишие на вечере, когда художник был у него в гостях в Москве:
Евгений Баратынский
К. П. Брюллову
Экспромт
Принёс ты мирные трофеи
С собой в отеческую сень, –
И был последний день Помпеи
Для русской кисти первый день!
1836
🔹 За картину «Последний день Помпеи» Карла Брюллова назвали «первой кистью государства».
С любовью, ваша Света В.
Приглашаю вас в свой Телеграм-канал, где вы найдете не только все анонсы моих новых статей, но и ещё много всего интересного