Найти в Дзене

«Первая кисть государства». К 225-летнему юбилею Карла Брюллова

225 лет назад родился Великий Карл! Так современники называли Карла Павловича Брюллова (1799-1852) за его огромный талант и большой вклад в искусство. Предлагаю сегодня вспомнить выдающегося мастера, посмотреть на его картины и узнать некоторые интересные факты биографии. 🔹 Будущий художник родился 23 декабря (12-го по старому стилю) 1799 года. Его отец Поль носил французскую фамилию Брюлло. В 1822 году Карл добавил к ней букву «в». 🔹 Мальчик до трех лет не ходил, имел непропорционально большую голову и короткое туловище. Но в дальнейшем никто не замечал в нем физических недостатков благодаря его природному обаянию. 🔹 Карл Брюллов принадлежал к творческой династии. Ещё его прадед, Георг Брюлло был скульптором-орнаменталистом. Отец также был академиком орнаментальной скульптуры. а два старших брата – архитектором и художником. 🔹 С раннего детства отец начал учить Карла рисовать, но был очень строг, не делал скидок на слабое здоровье сына. Мальчика не пускали обедать, пока он не напи
Оглавление

225 лет назад родился Великий Карл! Так современники называли Карла Павловича Брюллова (1799-1852) за его огромный талант и большой вклад в искусство.

Карл Брюллов. Автопортрет. Начало 1830-х годов. Холст, масло. 45,5 х 36,5, (овал, вписанный в прямоугольник). Не окончен. Частное собрание
Карл Брюллов. Автопортрет. Начало 1830-х годов. Холст, масло. 45,5 х 36,5, (овал, вписанный в прямоугольник). Не окончен. Частное собрание

Предлагаю сегодня вспомнить выдающегося мастера, посмотреть на его картины и узнать некоторые интересные факты биографии.

🔹 Будущий художник родился 23 декабря (12-го по старому стилю) 1799 года. Его отец Поль носил французскую фамилию Брюлло. В 1822 году Карл добавил к ней букву «в».

🔹 Мальчик до трех лет не ходил, имел непропорционально большую голову и короткое туловище. Но в дальнейшем никто не замечал в нем физических недостатков благодаря его природному обаянию.

🔹 Карл Брюллов принадлежал к творческой династии. Ещё его прадед, Георг Брюлло был скульптором-орнаменталистом. Отец также был академиком орнаментальной скульптуры. а два старших брата – архитектором и художником.

🔹 С раннего детства отец начал учить Карла рисовать, но был очень строг, не делал скидок на слабое здоровье сына. Мальчика не пускали обедать, пока он не напишет определенное количество животных и человеческих фигур. Наказывали строго. Брюллов считал, что способность «опрятно рисовать» у него развилась благодаря детским упражнениям.

Академическая живопись и итальянский период творчества Карла Брюллова


🔹 В Императорскую Академию художеств Карл Брюллов был принят без экзаменов в возрасте 10 лет. Очень быстро он стал лучшим учеником академии и даже частенько правил работы своих однокурсников, помогая им получить хорошие оценки на экзамене.

🔹 В 14 лет Карл получил серебряную медаль за рисунок «Два натурщика»

Карл Брюллов. Два натурщика. 1813. Итальянский карандаш, сангина. 60.1 х 45.3. Государственный Русский музей
Карл Брюллов. Два натурщика. 1813. Итальянский карандаш, сангина. 60.1 х 45.3. Государственный Русский музей

🔹 Другой учебный рисунок Брюллова – «Гений искусств» – использовался в натурном классе Академии в качестве образца для студентов.

Карл Брюллов. Гений искусства. 1817-1820.  Серая бумага, итальянский карандаш, мел, уголь, пастель. 65,2 x 62,2. Государственный Русский музей
Карл Брюллов. Гений искусства. 1817-1820. Серая бумага, итальянский карандаш, мел, уголь, пастель. 65,2 x 62,2. Государственный Русский музей

🔹 Первая живописная работа «Нарцисс, смотрящийся в воду» принесла молодому художнику в 1819 году Малую золотую медаль.

Карл Брюллов. Нарцисс, смотрящийся в воду. 1819. Холст, масло. 162 x 209,5. Государственный Русский музей
Карл Брюллов. Нарцисс, смотрящийся в воду. 1819. Холст, масло. 162 x 209,5. Государственный Русский музей

🔹 А в 1821 году выпускная работа «Явление Божие Аврааму у дуба Мамврийского в виде трёх ангелов» была удостоена Большой золотой медали, и меценаты Общества поощрения художников назначили Карлу Брюллову пенсионерскую поездку в Италию . Так закончилось его двенадцатилетнее обучение в Академии.

Карл Брюллов. Явление Божие Аврааму у дуба Мамврийского в виде трех ангелов. 1821. Xолст, масло. 113 х 144. Государственный Русский музей
Карл Брюллов. Явление Божие Аврааму у дуба Мамврийского в виде трех ангелов. 1821. Xолст, масло. 113 х 144. Государственный Русский музей

🔹В 1822 году Карл Брюллов вместе с братом Александром отправился в Рим, куда они добрались лишь через год. По дороге братья знакомились с живописью и культурой Европы.

Карл Брюллов. Автопортрет. 1823. Холст, масло. Не окончен. Частное собрание
Карл Брюллов. Автопортрет. 1823. Холст, масло. Не окончен. Частное собрание
Карл Брюллов. Портрет А. П. Брюллова. Середина 1820-х. Холст, масло. 45,5 x 35,2 (овал, вписанный в прямоугольник). Государственный Русский музей
Карл Брюллов. Портрет А. П. Брюллова. Середина 1820-х. Холст, масло. 45,5 x 35,2 (овал, вписанный в прямоугольник). Государственный Русский музей

🔹В Италии Карл Брюллов занимался копированием работ мастеров эпохи Возрождения, а также активно писал портреты, как камерные, так и парадные.

Карл Брюллов. Благословение детей. 1824. Холст, масло. 65 x 53,3. Государственная Третьяковская галерея
Карл Брюллов. Благословение детей. 1824. Холст, масло. 65 x 53,3. Государственная Третьяковская галерея

🔹 Вскоре художник изобрел свой собственный «итальянский жанр», который опирался на живые впечатления. Академическое общество находило в созданных Карлом женских образах больше натуральной красоты, чем идеального совершенства.

🔹 Уже в 1823 году Брюллов написал картину «Итальянское утро» и отправил её в Россию. За полотно, подаренное Александре Федоровне, супруге Николая I, император пожаловал Брюллову бриллиантовый перстень.

Карл Брюллов. Итальянское утро. 1823. Холст, масло. 62 x 55. Художественная галерея Кунстхалле, Киль, Германия
Карл Брюллов. Итальянское утро. 1823. Холст, масло. 62 x 55. Художественная галерея Кунстхалле, Киль, Германия

🔹 Николай I заказал в пару к картине «Итальянское утро» полотно «Итальянский полдень». В этих работах ярко проявился новаторский подход художника – находить прекрасное в простом и повседневном.

Карл Брюллов. Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград). 1827.  Холст, масло. 64 x 55. Государственный Русский музей
Карл Брюллов. Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград). 1827. Холст, масло. 64 x 55. Государственный Русский музей
Карл Брюллов. Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя. 1827. Холст, масло. 62 x 52,5. Государственный Русский музей
Карл Брюллов. Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя. 1827. Холст, масло. 62 x 52,5. Государственный Русский музей

🔹 В жанровых картинах, как живописных, так и графических, Карл Брюллов изображал сценки из итальянской жизни.

Карл Брюллов. Вечерня. 1825. Холст, масло. 52,5 x 42,6. Государственная Третьяковская галерея
Карл Брюллов. Вечерня. 1825. Холст, масло. 52,5 x 42,6. Государственная Третьяковская галерея
Карл Брюллов. Итальянка с ребёнком у окна. 1831. Картон, акварель, бронза. 22,5 х 16,5. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Карл Брюллов. Итальянка с ребёнком у окна. 1831. Картон, акварель, бронза. 22,5 х 16,5. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Карл Брюллов. Итальянская семья (в ожидании ребенка). 1831. Картон тонкий, акварель, лак. 18,8 х 22,4. Государственный Русский музей
Карл Брюллов. Итальянская семья (в ожидании ребенка). 1831. Картон тонкий, акварель, лак. 18,8 х 22,4. Государственный Русский музей
Карл Брюллов. Итальянка, зажигающая лампаду перед образом мадонны. 1835. Бумага, акварель, граф. карандаш, тушь. 29 x 19. Государственная Третьяковская галерея
Карл Брюллов. Итальянка, зажигающая лампаду перед образом мадонны. 1835. Бумага, акварель, граф. карандаш, тушь. 29 x 19. Государственная Третьяковская галерея
Карл Брюллов. У Богородицкого дуба. 1835. Холст, масло. 61 x 74. Государственная Третьяковская галерея
Карл Брюллов. У Богородицкого дуба. 1835. Холст, масло. 61 x 74. Государственная Третьяковская галерея

🔹 Художник создал и забавную серию акварельных работ, посвященных теме сновидений.

Карл Брюллов. Сон бабушки и внучки. 1829. Бумага, акварель, бронза, лак. 22,5 х 27,4. Государственный Русский музей
Карл Брюллов. Сон бабушки и внучки. 1829. Бумага, акварель, бронза, лак. 22,5 х 27,4. Государственный Русский музей
Карл Брюллов. Сон молодой девушки перед рассветом  1830-1833. Бумага, акварель, лак. 20 х 25,1. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Карл Брюллов. Сон молодой девушки перед рассветом 1830-1833. Бумага, акварель, лак. 20 х 25,1. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Карл Брюллов. Сон монашенки. 1831. Бумага, акварель, лак. 22,5 х 27,4. Государственный Русский музей
Карл Брюллов. Сон монашенки. 1831. Бумага, акварель, лак. 22,5 х 27,4. Государственный Русский музей

🔹 В Риме, на светском приеме Брюллов познакомился с богатейшей аристократкой своего времени Юлией Самойловой, которая покровительствовала молодым талантам. Она покорила художника своей южной красотой и темпераментом и на долгие годы стала его музой и возлюбленной.

🔹 Юлия Самойлова заказала художнику портрет своих воспитанниц. Так появился всем известный шедевр из Третьяковской галереи «Всадница».

Карл Брюллов. Всадница. 1832. Холст, масло. 291,5 x 206. Государственная Третьяковская галерея
Карл Брюллов. Всадница. 1832. Холст, масло. 291,5 x 206. Государственная Третьяковская галерея

🔹 Самойлова рекомендовала художника своим знакомым, и у Карла не было проблем с заказами.

О том «Почему к Брюллову дамы выстраивались в очередь?» можно почитать в моей статье:

Карл Брюллов. Портрет Е. П. Гагариной с сыновьями Евгением, Львом и Феофилом. 1824. 64.3 х 53.1. Частное собрание
Карл Брюллов. Портрет Е. П. Гагариной с сыновьями Евгением, Львом и Феофилом. 1824. 64.3 х 53.1. Частное собрание
Карл Брюллов. Портрет Доменико Марини (Игрок в мяч). 1828-1830. Холст, масло. 50 x 62. Новгородский государственный историко-художественный и архитектурный музей-заповедник
Карл Брюллов. Портрет Доменико Марини (Игрок в мяч). 1828-1830. Холст, масло. 50 x 62. Новгородский государственный историко-художественный и архитектурный музей-заповедник
Карл Брюллов. Портрет великой княгини Елены Павловны. 1829. Холст, масло. 73,4 x 59 (овал). Государственная Третьяковская галерея
Карл Брюллов. Портрет великой княгини Елены Павловны. 1829. Холст, масло. 73,4 x 59 (овал). Государственная Третьяковская галерея
Карл Брюллов. Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией. 1830. Холст, масло. 265 x 185. Государственный Русский музей
Карл Брюллов. Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией. 1830. Холст, масло. 265 x 185. Государственный Русский музей

🔹 Не раз художник в своих картинах изображал и саму Юлию. И не только в портретах. Так в картине «Последний день Помпеи» её черты угадываются сразу в трех образах: мать, которая прижала к себе своих дочерей, женщина, лежащая в центре картины и девушка с кувшином на голове (а за спиной девушки в розовом художник запечатлел себя).

Карл Брюллов. Портрет графини Ю. П. Самойловой с воспитанницей Джованиной Пачини и арапчонком. 1832-1834. Холст, масло. 268,1 x 200. Музей Хиллвуд, Вашингтон, США
Карл Брюллов. Портрет графини Ю. П. Самойловой с воспитанницей Джованиной Пачини и арапчонком. 1832-1834. Холст, масло. 268,1 x 200. Музей Хиллвуд, Вашингтон, США
Карл Брюллов. Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини. Не позднее 1842. Холст, масло. 249 x 176. Государственный Русский музей
Карл Брюллов. Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини. Не позднее 1842. Холст, масло. 249 x 176. Государственный Русский музей

🔹 В 1827 году Брюллов начал работать над масштабным полотном «Последний день Помпеи»: он специально ездил на развалины города Помпеи, чтобы сделать наброски. Картина была завершена через шесть лет.
В Риме представленное произведение было встречено с восторгом. А когда полотно прибыло в Петербург и Николай I увидел его, то предложил Брюллову вернуться в Россию для вручения лаврового венка.

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1833. Холст, масло. 456,5 x 651. Государственный Русский музей
Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1833. Холст, масло. 456,5 x 651. Государственный Русский музей

🔹 Брюллов – единственный русский художник, удостоенный при жизни лаврового венка и бриллиантового перстня из рук императора.

Карл Брюллов. Автопортрет. 1833. Холст, масло. 56,5 x 43. Государственный Русский музей
Карл Брюллов. Автопортрет. 1833. Холст, масло. 56,5 x 43. Государственный Русский музей

🔹 В Италии Карл Брюллов провел 12 лет и написал около 120 портретов.

🔹 В 1835 году художник путешествовал по Греции и Малой Азии с экспедицией мецената Владимира Орлова-Давыдова.

Карл Брюллов. Деревня св. Рокка близ города Корфу. 1835. Бумага, акварель. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Карл Брюллов. Деревня св. Рокка близ города Корфу. 1835. Бумага, акварель. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Карл Брюллов. Дорога в Синано после грозы. 1835. Бумага, акварель. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Карл Брюллов. Дорога в Синано после грозы. 1835. Бумага, акварель. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Карл Брюллов. Храм Аполлона Эпикурейского в Фигалии. 1835. Бумага, акварель. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Карл Брюллов. Храм Аполлона Эпикурейского в Фигалии. 1835. Бумага, акварель. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Московско-Петербургский период

🔹 В конце 1835 года Карл Брюллов прибыл в Москву . Здесь он познакомился с Александром Сергеевичем Пушкиным, который уже был наслышан о художнике и даже под впечатлением от картины «Последний день Помпеи» написал стихотворение:

Александр Пушкин
Везувий зев открыл...

К. Брюллов. Последний день Помпеи
Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется – с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.
Август-сентябрь 1834

Карл Брюллов. Гадающая Светлана. 1836. Холст, масло. 94 х 81. Нижегородский государственный художественный музей
Карл Брюллов. Гадающая Светлана. 1836. Холст, масло. 94 х 81. Нижегородский государственный художественный музей

🔹 В 1836 году Брюллов переехал в Петербург, где ему было присвоено звание младшего профессора Академии художеств, и он начал руководить классом исторической живописи. При этом продолжил писать жанровые картины и портреты.

Карл Брюллов. Портрет поэта и драматурга графа А. К. Толстого в юности. 1836. Холст, масло. 134 x 104. Государственный Русский музей
Карл Брюллов. Портрет поэта и драматурга графа А. К. Толстого в юности. 1836. Холст, масло. 134 x 104. Государственный Русский музей
Карл Брюллов. Портрет И. П. Витали. 1836-1837. Холст, масло. 94,2 x 76,3. Государственная Третьяковская галерея
Карл Брюллов. Портрет И. П. Витали. 1836-1837. Холст, масло. 94,2 x 76,3. Государственная Третьяковская галерея
Карл Брюллов. Портрет Авроры Карловны Шернваль-Демидовой. 1837. Холст, масло, 90 х 71. Константиновский дворец, Стрельна, Санкт-Петербург
Карл Брюллов. Портрет Авроры Карловны Шернваль-Демидовой. 1837. Холст, масло, 90 х 71. Константиновский дворец, Стрельна, Санкт-Петербург
Карл Брюллов. Портрет великой княжны Марии Николаевны. 1837. Холст, масло.  60,2 x 48. Государственная Третьяковская галерея
Карл Брюллов. Портрет великой княжны Марии Николаевны. 1837. Холст, масло. 60,2 x 48. Государственная Третьяковская галерея
Карл Брюллов. Портрет великой княжны Александры Николаевны. 1837-1844. Холст, масло. 90 x 71,5. Государственный Русский музей
Карл Брюллов. Портрет великой княжны Александры Николаевны. 1837-1844. Холст, масло. 90 x 71,5. Государственный Русский музей
Карл Брюллов. Портрет И. А. Крылова. 1839. Холст, масло. 102,3 x 86,2. Государственная Третьяковская галерея
Карл Брюллов. Портрет И. А. Крылова. 1839. Холст, масло. 102,3 x 86,2. Государственная Третьяковская галерея
Карл Брюллов. Портрет сестер А. А. и О. А. Шишмаревых. 1839. Холст, масло. 284 x 213. Государственный Русский музей
Карл Брюллов. Портрет сестер А. А. и О. А. Шишмаревых. 1839. Холст, масло. 284 x 213. Государственный Русский музей
Карл Брюллов. Портрет М. А. Бек с дочерью. 1840. Холст, масло. 246,5 x 193,5. Государственная Третьяковская галерея
Карл Брюллов. Портрет М. А. Бек с дочерью. 1840. Холст, масло. 246,5 x 193,5. Государственная Третьяковская галерея
Карл Брюллов. Портрет князя А. Н. Голицына. 1840. Холст, масло. 194,5 x 142. Государственная Третьяковская галерея
Карл Брюллов. Портрет князя А. Н. Голицына. 1840. Холст, масло. 194,5 x 142. Государственная Третьяковская галерея
Карл Брюллов. Портрет княгини Е. П. Салтыковой. 1841. Холст, масло. 200 x 142. Государственный Русский музей
Карл Брюллов. Портрет княгини Е. П. Салтыковой. 1841. Холст, масло. 200 x 142. Государственный Русский музей

Религиозная живопись, монументальное искусство и последние годы

🔹 С конца 1830-х годов Брюллов занялся монументальной живописью. Он работал над росписями и создавал образы для храмов.

Карл Брюллов. Распятие. 1838. Холст, масло. 510 x 315 (верх закруглен). Государственный Русский музей
Карл Брюллов. Распятие. 1838. Холст, масло. 510 x 315 (верх закруглен). Государственный Русский музей
Карл Брюллов. Лобзание Иуды. 1843-1847. Коричневая бумага, сепия, белила. 32,9 x 24,9. Государственная Третьяковская галерея
Карл Брюллов. Лобзание Иуды. 1843-1847. Коричневая бумага, сепия, белила. 32,9 x 24,9. Государственная Третьяковская галерея

🔹 Произведение «Христос во гробе», которое было создано художником для домовой церкви графа Николая Владимировича Адлерберга, впервые демонстрируется в эти дни на грандиозной выставке «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова» в Михайловском дворце Русского музея (до 12 мая 2025 года).

Карл Брюллов. Христос во гробе. 1845-1946. Холст, масло. 185 х 148. Государственный Русский музей
Карл Брюллов. Христос во гробе. 1845-1946. Холст, масло. 185 х 148. Государственный Русский музей

🔹 В 1843 году художника пригласили расписывать плафон купола Исаакиевского собора площадью более 800 квадратных метров. Он создал множество эскизов и в 1848 году приступил к росписи. «Мне тесно! Я бы теперь расписал небо!» – шутил Брюллов, стоя под куполом храма. Но из-за сквозняков и пыли от сырой штукатурки художник серьезно заболел и вынужден был отказаться от работы. Роспись заканчивал художник Петр Басин.

Роспись плафона главного купола Исаакиевского собора
Роспись плафона главного купола Исаакиевского собора
Карл Брюллов. Автопортрет. 1848. Картон, масло. 64,1 x 54. Государственная Третьяковская галерея
Карл Брюллов. Автопортрет. 1848. Картон, масло. 64,1 x 54. Государственная Третьяковская галерея

🔹 В конце 1840-х годов Брюллов, несмотря на то, что был лютеранин, состоял в переписке с архимандритом Сергиевской пустыни, для которой он делал образ «Троица», Игнатием Брянчаниновым. Святитель Игнатий писал художнику: «Давно видел я, что душа ваша в земном хаосе искала красоты, которая бы ее удовлетворила. Ваши картины – это выражения сильно жаждущей души».

Карл Брюллов. Голова Христа в терновом венце. 1849. Картон на холсте, масло. 48,3 x 40,8 (овал в прямоугольнике). Государственная Третьяковская галерея
Карл Брюллов. Голова Христа в терновом венце. 1849. Картон на холсте, масло. 48,3 x 40,8 (овал в прямоугольнике). Государственная Третьяковская галерея
Карл Брюллов. Диана, Эндимион и Сатир. 1849. Холст, масло. 46,5 x 58,5. Государственная Третьяковская галерея
Карл Брюллов. Диана, Эндимион и Сатир. 1849. Холст, масло. 46,5 x 58,5. Государственная Третьяковская галерея
Карл Брюллов. Монахини монастыря Святого Сердца в Риме, поющие у органа. 1849. Холст, масло. 53,4 х 76,3 (верх – полуовал). Государственная Третьяковская галерея
Карл Брюллов. Монахини монастыря Святого Сердца в Риме, поющие у органа. 1849. Холст, масло. 53,4 х 76,3 (верх – полуовал). Государственная Третьяковская галерея

🔹 Весной 1849 года Карл Брюллов поехал на лечение за границу: сначала на остров Мадейра, а затем в Италию, где и провел свои последние годы. Его покровителем стал итальянский революционер, соратник Гарибальди, Анджело Титтони. В его доме Карл Павлович и находился до конца жизни, здесь и сейчас хранятся последние портреты, созданные художником.

Карл Брюллов. Портрет Анжело Титтони. 1851-1852. Собрание Титтони, Рим
Карл Брюллов. Портрет Анжело Титтони. 1851-1852. Собрание Титтони, Рим
Карл Брюллов. Портрет Терезы-Микеле Титтони с сыновьями. 1850-1852. Бумага, акварель. Собрание Титтони, Рим
Карл Брюллов. Портрет Терезы-Микеле Титтони с сыновьями. 1850-1852. Бумага, акварель. Собрание Титтони, Рим
Карл Брюллов. Портрет Джульетты Титтони в латах. 1851-1852. Собрание Титтони, Рим
Карл Брюллов. Портрет Джульетты Титтони в латах. 1851-1852. Собрание Титтони, Рим
Карл Брюллов. Портрет Микеланджело Ланчи. 1851. Холст, масло. 61,8 х 49,5. Государственная Третьяковская галерея
Карл Брюллов. Портрет Микеланджело Ланчи. 1851. Холст, масло. 61,8 х 49,5. Государственная Третьяковская галерея
Карл Брюллов. Девушка в лесу. 1851-1852. Холст, масло. Собрание Титтони, Рим
Карл Брюллов. Девушка в лесу. 1851-1852. Холст, масло. Собрание Титтони, Рим

🔹 Умер Карл Брюллов 23 июня 1852 года, в возрасте 52 лет, в Манциане, под Римом, где находился на лечении. Похоронен на римском протестантском кладбище Монте-Тестаччо.

🔹 Карл Брюллов – единственный художник, чей облик увековечен на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде.

На памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде Карл Брюллов изображен рядом с фигурой Михаила Глинки
На памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде Карл Брюллов изображен рядом с фигурой Михаила Глинки

🔹 Свою импровизацию Карлу Брюллову посвятил и Евгений Баратынский. Считается, что он написал это четверостишие на вечере, когда художник был у него в гостях в Москве:

Евгений Баратынский
К. П. Брюллову

Экспромт

Принёс ты мирные трофеи
С собой в отеческую сень, –
И был последний день Помпеи
Для русской кисти первый день!
1836


🔹 За картину «Последний день Помпеи» Карла Брюллова назвали
«первой кистью государства».


С любовью, ваша Света В.

Приглашаю вас в свой Телеграм-канал, где вы найдете не только все анонсы моих новых статей, но и ещё много всего интересного

Света В Литературе и Искусстве

Музеи
137 тыс интересуются