«Классика – литература, отобранная временем и социумом»
Классика – это термин, который применяется для обозначения произведений искусства, литературы, музыки и других сфер человеческой культуры, которые обладают высоким уровнем мастерства, эстетической ценностью и значимостью на протяжении многих лет или даже столетий. Классические произведения оставляют значительное влияние на культуру и общество и продолжают восхищать и вдохновлять новые поколения.
Что такое классическая литература? В чем ее важность? Как научиться понимать и любить классическую литературу?
Мы, как и обещали, задали эти вопросы специалисту.
Герой нашего интервью – Вера Сердечная!
Подписывайтесь на нашу страничку в ВК, у нас много интересного контента:)
Вера Сердечная – театральный критик, доктор филологических наук. Доцент кафедры зарубежной литературы и сравнительного культуроведения Кубанского государственного университета.
Также Вера является создателем и лидером литературного проекта «Аврора читает».
Подробнее с проектом Вы можете познакомиться на его страничке в социальных сетях, ссылку укажем ниже.
Мы пообщались с В. Сердечной и задали ей несколько вопросов, которые, по нашему мнению, было бы полезно обсудить. Вопросы и ответы на них, затрагивают, как и само понятие «классической литературы», так и некоторые стереотипы, распространенные в обществе: о том, что некоторые произведения, их идеи устарели, что язык бывает непонятен для юных читателей и это отбивает желание изучать классические книги. Сравнили классику и современность, и конечно, поинтересовались, какую пользу приносит чтение для развития мыслительных процессов в целом.
Приятного чтения!
- Какие, на ваш взгляд, основные преимущества чтения классической литературы по сравнению с современной?
В. Сердечная: Я не очень люблю противопоставление современной литературы и классики, но, если немного переформулировать, – литература былых времен – то тогда отвечу точнее. В виде классики нам даны отобранные шедевры прошлых лет, и читая их, вы гарантированно читаете лучшее из литературы. И второе: читая о прошлых, далеких временах, вы учите новые понятия, узнаете о других социальных отношениях, погружаетесь в не очень знакомую культуру, а значит, приобретаете новый опыт, познаете.
- Как чтение классики влияет на развитие когнитивных способностей и критического мышления?
В. Сердечная: Классика – литература, отобранная временем и социумом. Понятие классики может меняться: так в русской литературе произведения многих авторов Серебряного века стали классикой только в позднесоветское или постсоветское время. Конечно, литература вершин – так иногда называют классику – показывает нам образцы психологизма, художественного мастерства, сюжетосложения, что приводит к развитию личности, в том числе когнитивных способностей и критического мышления.
- Входят ли в классическую литературу произведения, которые вы бы рекомендовали читать с особой осторожностью или в зрелом возрасте? Почему?
В. Сердечная: Тут опять же надо понимать, что мы имеем в виду под классикой. Пожалуй, «Царя Эдипа» и «Илиаду» рановато читать в третьем классе. Вообще, классические произведения (если говорить о школьном каноне) писались для взрослых, почти без исключения. Полезно ли их читать детям? Почему бы и нет. Все ли они поймут? Зависит от каждого ребенка. Я не сторонник запретительных рекомендаций, но ясно, что многие из произведений школьной программы станут для вас совсем иными, если вы перечитаете их в 20, 30, 40 лет.
- Есть ли какие-то научные исследования, подтверждающие пользу чтения классической литературы?
В. Сердечная: Читать вообще полезно! Я таких исследований не знаю, но уверена, что есть.
- Как вы относитесь к утверждению, что классическая литература устарела и неактуальна для современного общества?
В. Сердечная: Я думаю, что любая хорошая литература стоит исследования и чтения. Но для этого человек должен быть готов и заинтересован. Устаревают реалии: не все готовы читать, скажем, ту же «Илиаду», которая в Древней Греции была образцом и важнейшим учебным материалом. Но не устаревает исследование человеческих способов познания мира.
- Насколько важно знание исторического и культурного контекста при чтении классических произведений?
В. Сердечная: Это абсолютно необходимо. Без знания реалий многие слова не только у Гомера, но и у Пушкина и Гоголя останутся для человека пустыми знаками. Что за «васисдас» в «Евгении Онегине»? Кто такой коллежский асессор? Без понимания этих понятий многое останется туманным.
- Какие современные произведения, на ваш взгляд, могут быть причислены к классике в будущем?
В. Сердечная: Тут может ответить только время. Я, со своей стороны, могу сказать: сейчас ничуть не меньше хорошей, качественной, яркой литературы, чем в любую эпоху. Просто она еще не прошла отбор, сито времени.
- Как помочь современным студентам заинтересоваться классической литературой?
В. Сердечная: Я думаю, что между современным молодым человеком и классическим произведением обязательно должен быть посредник: это могут быть читающие родители, или увлеченный преподаватель, или ведущий литературного клуба, да хоть литературный блогер или любимый литературный паблик. Потому что язык классической литературы – от Гомера до Достоевского – это язык иной культуры, и ему нужно учиться, как любому языку.
- Как вы считаете, должны ли школьные программы больше ориентироваться на чтение классики или включать больше современной литературы?
В. Сердечная: Я думаю, что главная задача современной школьной программы по литературе – не отвратить школьника от этой самой литературы. Только через увлечение работает, через интерес. А этот интерес проще привить через более понятное, через более современное. Так что мне кажется, что чтение современной литературы было бы органичной и полезной частью первых лет обучения литературе.
- Легко ли современному человеку найти в классической литературе ответы на свои жизненные вопросы и почему?
В. Сердечная: Зависит от человека и литературы! Вполне возможно, что вы задаетесь достоевскими или толстовскими вопросами, – но на них не ответит Ахматова. В целом же человек, как отмечено в романе Булгакова, меняется не слишком сильно; и для чтения литературы нужно просто научиться понимать язык несколько иной культуры, – а там и своего автора найдешь.
- Есть ли у Вас чек-лист произведений, который Вы порекомендовали к прочтению нашим подписчикам?
В. Сердечная: Я читаю столько курсов, что советовать выбрать довольно трудно. Зависит, опять же, от возраста, опыта, запросов. Чтение есть погружение в дивные миры и саморазвитие. Я всем этого желаю! примерно так)
Благодарим за внимание!
Проект «Аврора читает»
#интервью_проект_библиоэксперт
#проект_библиоэксперт
#литература
#чтение
#культура
#молодежь
#краснодар