Найти в Дзене
Прикосновения

«Женщину нужно довести не только до рояля». Максим Дунаевский о своих «бывших», Музе и «мертвом» шоу-бизнесе

15 января «сыну советского Моцарта» композитору Максиму Дунаевскому исполняется 80!

Максим Дунаевский. Фото из открытых источников
Максим Дунаевский. Фото из открытых источников
Максим Дунаевский. Фото из открытых источников
Максим Дунаевский. Фото из открытых источников

Все-таки великая штука – гены. Когда-то песни Исаака Осиповича Дунаевского обожала и пела вся страна. Сегодня песни его младшего сына знают и любят, не побоюсь этого слова, - от мала до велика. Не вижу смысла перечислять его хиты – на песнях из фильмов и мультфильмов, к которым написал музыку Дунаевский-младший, выросло несколько поколений.

А вот о его закулисной жизни известно не так много. В основном – только о его многочисленных женах, так называемом «Клубе жен Максима Дунаевского», основанном женой №4 актрисой Натальей Андрейченко.

Поэтому когда несколько лет назад у меня появилась возможность пообщаться с маэстро, мы поговорили обо всем – о его великом отце, о его сводном брате - Евгении Дунаевском, маме, детстве, разных семейных тайнах, скандальных слухах и о многом другом.

М. Дунаевский. Фото из открытых источников
М. Дунаевский. Фото из открытых источников

О ТРАВЛЕ ОТЦА, ЕГО «СТРАННОЙ» СМЕРТИ В 55 ЛЕТ И СЛУХАХ О САМОУБИЙСТВЕ

- Вообще травля отца, - начал Максим Исаакович, - началась не с печально известного Постановления ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 года «Об опере «Великая дружба» Вано Мурадели», а несколько позже. Конечно, папа был в группе композиторов, кого тогда предали анафеме. Но он пострадал не настолько как, скажем, Дмитрий Дмитриевич Шостакович или Сергей Сергеевич Прокофьев – наши классики серьезной музыки. Да, тогда в СССР фактически запретили джаз и вообще всякое, по их терминологии, «подражание Западу», и эта «система разгибания саксофонов», как я это называю, - на него очень негативно подействовала.

Но, тем не менее, он продолжал работать: ему заказывали фильмы, оперетты. В отличие от Шостаковича, которого практически лишили такой возможности. Мелодии Прокофьева были признаны «плохими, не соответствующими советской действительности», и он вынужден был писать мелодии советские, «светлые», что, кстати, у него получалось тоже гениально. Это такой вот небольшой экскурс в историю…

На самом деле совсем уж откровенная травля отца началась в начале 1950-х годов и была инициирована профессурой Горьковской консерватории (почему-то!), которую, как я думаю, кто-то специально настропалил. Их «открытое письмо», суть которого в том, что композитор Исаак Дунаевский – «явление антисоветское», было опубликовано в газете «Правда», наделало много шума, потом естественно попало в ЦК, появились соответствующие статьи во многих газетах.

Исаак Дунаевский. Фото из открытых источников
Исаак Дунаевский. Фото из открытых источников
С отцом. Фото из открытых источников
С отцом. Фото из открытых источников

- Разве Исаак Осипович не был «любимым композитором Сталина», а, следовательно, «неприкасаемым»?

- Насколько мне известно, нет. Друг нашей семьи – Аркадий Исаакович Райкин мне рассказывал, что Сталин не был доволен отцом. Ведь папа не был коммунистом, не писал откровенно пропагандистских песен – про вождя, про партию. Он даже в войну писал в основном лирические песни, что вызывало большое недовольство. То есть он не был «придворным композитором».

Правда, до поры до времени Сталин не разрешал таких людей, как он, трогать. А после той публикации в «Правде» «оргвыводы» последовали немедленно. Ему не дали очередного звания - «народного СССР», которого он заслуживал к своему 50-летию.

Это был однозначно плевок государства в лицо самому популярному композитору страны. За последние семь лет своей жизни он больше не получал никаких премий, наград. То есть его, так сказать, «отстранили». «Ухватились» за его старшего сына Евгения - моего старшего брата. И это, безусловно, сказалось на здоровье отца – он очень сильно переживал.

- Это вы про трагический случай в ноябре 1951 года, когда во время вечеринки на даче Дунаевского погибла девушка – на автомобиле врезалась в дерево?

- Именно. Тем более, что сам Женя был достаточно косвенным участником той дачной истории. Но там были так называемые «дети-мажоры» - золотая молодежь того времени. Скандал раздули, пустили слух, что на даче знаменитого композитора творится черте что, а самого Женю Дунаевского якобы «посадили за изнасилование» и даже чуть ли не «расстреляли»…

Конечно, папу цепляли за все тогда, за что можно было зацепиться. В результате он умер довольно молодым, в 55 лет, от в общем-то банального приступа ишемической болезни – сердечной недостаточности, при которой его сегодня спокойно бы спасли. У него прихватило сердце, а дома, как назло, не было никого. Он просто не смог дотянуться до лекарства!

Но и после смерти его не оставили в покое – в народных массах потом долго жила сплетня, мол, Исаак Дунаевский «не выдержал позора за сына» и «покончил жизнь самоубийством». Впрочем, такие сплетни бродили в основном по низам. Тем, кто близко знал отца, даже в голову не могло прийти, что он мог уйти из жизни по собственной воле.

«КАРЬЕРА СТАРШЕГО БРАТА БЫЛА РАЗРУШЕНА»

- А кому нужно было распускать эти сплетни?

- Думаю, причина – обычная зависть! Зависть к баловню судьбы – к, как его называли, «советскому Моцарту». Дух-то его живет, произведения исполняются… Ну что вы! Человеческая зависть – это «нормальное» явление во все времена. Причем, чем человек талантливее, тем больше это вызывает озлобления, неприятия. И всегда так было и будет. К сожалению!

- Кстати, ваш сводный брат Евгений тоже сильно пострадал из-за той дачной истории. Блестящий выпускник Суриковского училища, как говорили, очень талантливый художник-станковист. И вдруг вся карьера пошла под откос...

- Карьера – да, была сильно подпорчена. И плюс сказалось, конечно, то, что Женя был совсем не боец по жизни. Он не захотел бороться! Денег на безбедное существование ему хватало. Ведь папа очень много оставил после себя, и большую часть как старшему и законному сыну – ему. Поэтому Женя прожил всю свою жизнь, особо не тревожась о заработках. И это тоже, я считаю, в какой-то степени помешало ему реализоваться в творчестве.

- Разве Исаак Дунаевский был богат?

- Отец был чрезвычайно состоятельным. Даже по нынешним меркам. Он входил в число десяти-двадцати творческих людей, которым «разрешалось» быть богатыми. Среди них были, например, Сергей Михалков, из писателей – Валентин Катаев, Михаил Шолохов, из режиссеров – Григорий Александров…

Другое дело, что они не могли это использовать, как это можно использовать сегодня, к примеру, купив себе шикарный особняк в Лондоне. Но внутри страны они были очень состоятельными.

- Это правда, что вам после его смерти пришлось добиваться официального признания «сыном Дунаевского»?

- Да. Несмотря на то, что последние 15 лет папа и мама жили вместе (и об этом знали все!), официально он с прежней женой разведен не был, а по законам тех лет женатым не разрешали регистрировать внебрачных детей.

Поэтому в моем свидетельстве о рождении долгое время в графе «отец» стоял прочерк. Я носил фамилию мамы, балерины Зои Пашковой. И для того, чтобы меня признали сыном Дунаевского, даже потребовалось специальное постановление Совета Министров СССР.

Максим в детстве. Фото из открытых источников
Максим в детстве. Фото из открытых источников

ПОЧЕМУ РЕШИЛ ЗАНИМАТЬСЯ МУЗЫКОЙ

- Кем бы я мог стать, если бы не был сыном Исаака Дунаевского? Из всех возможных вариантов, которые появлялись в моем детстве, пожалуй… Например, шофером! В моем детстве был период, когда я был дико влюблен в машины и мне нравилось «крутить баранку».

Еще мог стать спортсменом. Меня тянуло всегда в спорт и тянет до сих пор, несмотря на солидный уже возраст… Я играю много лет в теннис, всегда любил играть в футбол. А в детстве я и в волейбол играл, и в баскетбол, и в хоккей, и легкой атлетикой занимался. И даже получал высокие разряды!

- То есть вы могли не стать композитором?

- Спокойно! Лет в пять-шесть я занимался музыкой, а потом не захотел. Стало скучно, мне было лень разучивать чужие произведения. И отец не стал меня насиловать - он считал, что силком в профессию не втолкнешь. Он сказал: «Эх, ничего не получится. Пусть уж лучше играет в футбол как все!»

По большому счету, я стал заниматься музыкой только на одиннадцатом году жизни, когда отца уже не стало. Вот тут мне вдруг страшно этого захотелось. Самому! Причем самая первая сочиненная мною мелодия была посвящена маме! У меня до сих пор хранится картоночка, красиво оформленная, с обложкой, которую я сам сделал, можно сказать, своими руками. Написано: «Две маленькие пьесы для фортепиано». Помню, одна называлась «Маленький вальс». Приписано: «Опус №1. Посвящается моей дорогой мамочке». Мне тогда было лет девять.

Родители - Исаак Дунаевский и балерина Зоя Пашкова
Родители - Исаак Дунаевский и балерина Зоя Пашкова

- Каким вы запомнили отца?

- Темпераментным, остроумным, веселым, с чрезвычайно положительной энергетикой и очень работоспособным, по-настоящему влюбленным в жизнь. Еще папа фантастически умел любить. Его отношения с мамой поражали меня пылкостью и свежестью чувств. Родители постоянно держались за руки, целовались – наблюдать это было удивительно. Это одно из ярчайших моих детских воспоминаний.
- Как считаете, что вам передалось от него?

- Наверное, передаются какие-то общие черты характера – и плохие, и хорошие. Из хороших я бы выделил то, что я тоже достаточно оптимистично отношусь к жизни, всегда положительно заряжен на все, что делаю, потому что без позитивного заряда, скорее всего, ничего хорошего не создашь.

Из плохих - то, что я всю жизнь прошел таким… Чересчур уж любвеобильным! (Смеется.)

В молодости. Фото из открытых источников
В молодости. Фото из открытых источников

«ЛЮБОВНЫЕ ПОХОЖДЕНИЯ - НЕ МОЯ СТИХИЯ»

- Вот вы спросили, что я унаследовал от отца. Одно общее я знаю точно: он начинал как серьезный композитор, писал симфонии, балеты, но потом ушел в кино и музыкальный театр. И у меня та же история. Я окончил теоретико-композиторский факультет Московской консерватории. В молодости я тоже писал серьезную музыку - кантаты, сонаты, циклы романсов, хоры…

Но меня всегда тянуло в музыку драматургическую – в кино, театр. Я рано начал работать – в 18 лет. И сразу музыкальным руководителем в эстрадной студии при МГУ «Наш дом» Марка Розовского, Ильи Рутберга и Альберта Аксельрода, откуда вышло много известных ныне актеров и режиссеров. Хотя все мы были очень молодыми – Розовскому было 24 года, мне – 18, но для меня это была, конечно, грандиозная школа жизни, как бы сказал Горький – «мои университеты». Основа основ. Там я начал писать песни и мюзиклы. Да так активно, что до сих пор не могу остановиться.

- А когда вы поняли, что вот она – настоящая слава?
- Известным меня сделал фильм «Д’Артаньян и три мушкетера». Тогда посыпались заказы, предложения, появилось телевидение. Сразу открылись все двери!

Хотя… до сих пор храню в своем архиве заметочки из газет «Правда», «Советская культура», где довольно известные критики писали, что «эти глупые эстрадные и пошловатые песенки Максима Дунаевского никто никогда не запоет». К счастью, к подобной критике я отношусь спокойно, с юмором. Больше реагирую на мнение моих друзей, близких.

- Со знаменитой советской цензурой сталкивались?

- Ну, было немножко, но это так смешно выглядело. Когда, например, в безобидной детской песенке «Я – Водяной, я - Водяной» вдруг «находились» политические подтексты. Чуть ли не сам председатель Гостелерадио СССР Сергей Лапин сказал, мол, «куда это они собрались лететь? Не в Израиль ли случайно?» (Смеется.)

Со своим соавтором Юрием Энтиным. Фото из открытых источников
Со своим соавтором Юрием Энтиным. Фото из открытых источников

- О веселых съемках «Трех мушкетеров» уже более 40 лет ходят легенды. Как вы при вашей любвеобильности не «влипли» вместе с Боярским и компанией в какую-нибудь из этих легенд?

- Во-первых, я с ними немножко потусовался, конечно. А потом… Актеры – это немного другая категория людей. Они практически все, особенно в молодости, позволяют себе такие буйные выплески, потому что это суть их профессии. Их физика, их тело в этом нуждаются. Все-таки моя профессия более собранная, тихая. Да и воспитание у меня немножко другое. Поэтому я не стал участником всех этих оргий, которые тоже во многом приписываются им. Но то, что девушки «чепчики бросали» при виде мушкетеров во Львове и в Одессе – это факт!

- А ваши поклонницы как на вас реагировали?

- У меня таких уж «сумасшедших» (в хорошем смысле) поклонниц не было никогда. Я хоть и публичный человек, но строю свои отношения с прекрасным полом совсем по-другому. И журналисты – вот возьмите нашу «бульварную прессу» - не пишут ни о каких «моих похождениях». Значит, видимо, этого нету?! А было бы за что, они быстренько ухватились бы.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
С М. Боярским и Д. Харатьяном. Фото из открытых источников
С М. Боярским и Д. Харатьяном. Фото из открытых источников

«ДОМА ВСЕ ПАХНЕТ ТВОРЧЕСТВОМ»

- У каждого композитора свой секрет создания музыки. Как пишите вы?

- Для меня главное - мелодия. Бывает, я пытаюсь ее «ухватить за хвост». Иногда я ее просто позову: «Давай-давай, приходи. Вот сейчас очень нужно!» И она приходит. Иногда - не получается. Тогда я не делаю никаких усилий, потому что знаю: если не пришла, значит, «не хочет».

Мелодия для меня – это некая Королева, за которой нужно поухаживать немножечко, и она либо сама захочет прийти, либо нет. А вымучивать, выпрашивать? Нет, нельзя.

Мой соавтор, поэт Леонид Дербенев смешно рассказывал о своем «ритуале» - о том, что каждое утро он подходил к пустому листочку бумаги, лежащему на столе. «Вначале, - говорил он, - меня подташнивает, я отхожу прочь. Со второго захода меня еще сильнее тошнит. Я ухожу в туалет, где меня тошнит уже по-настоящему. И только после этого я сажусь за стол и начинаю что-то писать». У него пустой лист бумаги вызывал тошноту! И я должен вам сказать, что в этом есть какая-то сермяга, потому что по себе знаю: если сегодня хоть что-нибудь не набросаю, завтра будет совсем тяжело. С нуля труднее всего начинать!

- Как подсказывает ваш опыт: влюбленность помогает творчеству?

- Наверное, все влияет. А может ничего не влиять – сядешь где-то в уголке посреди шума и… Эврика! Илья Резник может сесть в угол, взять салфетку и написать на ней стихи.

На самом деле способность к творчеству, к любому - это вещь, про которую мы не можем ничего складного придумать в плане научных обоснований. Лично у меня никаких «вспомогательных» ритуалов нет. Просто я люблю какие-то определенные места для этого. Допустим, в загородном доме у меня свой кабинет, который я сам своими руками сделал. Вот я в него люблю войти, посмотреть на семейные фотографии, настроиться. Там как-то пахнет все так творчеством - для меня…

- Вы когда-нибудь писали музыку на спор?

- На спор не писал, но был такой случай. Однажды тот же Леня Дербенев говорит: «Знаешь, Славка Добрынин мне сказал, мол, Максим Дунаевский – в общем, хороший композитор, но хита-то написать не может». А у меня к тому времени действительно не было ничего такого. Помню, что меня это чуть-чуть задело, и может, это тоже послужило импульсом в дальнейшем.

Кстати, я как-то Добрынину рассказал эту историю. Он очень смеялся: «Я Дербеневу такого не говорил. По-моему, он тебя специально решил спровоцировать».

- Среди 200 написанных вами песен есть особо любимые?

- Я бы назвал некоторые, за которые никогда не стыдно. Среди них песни к одной из любимых моих картин «Мэри Поппинс» - «Ветер перемен», «Непогода»… Мне очень дороги «Ах, этот вечер!», «Все пройдет». Многие из них написаны совместно с потрясающими поэтами Наумом Олевым, Леонидом Дербеневым, Юрием Ряшенцевым. Это в общем песни не только лирические, это и философские – в них есть новизна, смысл, содержание. Их не так много, но за них не стыдно.

- А есть произведения недооцененные, которые только потомки смогут понять?

- (С иронией.) Это только после смерти выяснится. Откопают чего-нибудь, глядишь и оценят. У меня есть рок-опера «Соломея, царевна иудейская», которая шла в очень короткий, неудачный период нашей истории культуры – в начале 1990-х, и давно нигде не идет. Думаю, ее могут переоценить - это одно из лучших моих сочинений. Родилась не в то время!

-12
Дунаевский, Караченцов и Резник. Фото из открытых источников
Дунаевский, Караченцов и Резник. Фото из открытых источников

ДАВНО ПЕРЕШЕЛ НА МЮЗИКЛЫ

- Сейчас вы редко пишете для эстрады. Не вписываетесь в шоу-бизнес 21 века?

- А зачем? Когда-то я, например, очень стыдился своей песни «Городские цветы», считая ее слишком кабацкой. Но по сравнению с тем, что появилось на эстраде потом, она оказалось просто… классикой Моцарта. (Смеется.) Не хочу уподобиться старому брюзжащему человеку, не врубающемуся в тему, но для того, чтобы написать хит того формата, который сейчас востребован, ни таланта, ни мастерства не нужно.

Вся сегодняшняя попса, например, - это же изобретенная музыка, не сочиненная. Человек садится к компьютеру и начинает «конструировать» даже не из «кирпичиков», а из уже готовых блоков. И это конструкция! Поэтому в музыке сейчас «живых» произведений почти нет. А «популярными» их делают бесконечные радио и теле эфиры и ротация.

Я давно перешел на мюзиклы. Вообще, мюзикл, музыкальный театр, с живым оркестром, серьезными декорациями, дорогими костюмами – это та область, которой я хочу посвятить себя максимально. Сейчас мне это интересно больше всего.

- Если честно, хотя бы изредка не тянет «изменить» любимому жанру, и написать рапсодию или симфонию?

- А я, кстати, до сих пор иногда этим балуюсь! Несколько лет назад я написал большую кантату «Радуйся солнцу» на старорусские и церковные духовные тексты: для симфонического оркестра, хора и трех солистов - баса, сопрано и рок-певца. Кантата была исполнена во Псковском кремле на 1200-летии Пскова при 6 тысячном скоплении народа, имела большой успех. Так что бывают такие у меня «озарения».

С женой №4 Натальей Андрейченко и сыном Митей. Фото из открытых источников
С женой №4 Натальей Андрейченко и сыном Митей. Фото из открытых источников

КЛУБ «ЖЕН МАКСИМА ДУНАЕВСКОГО»

- Максим Исаакович, многим известным музыкантам прошлого приписывают фразу: «Для того, чтобы соблазнить женщину, мне просто нужно ее довести до рояля». Вам всегда было этого достаточно?

- Вообще все-таки не всем достаточно довести женщину до какого-то «станка». Тут надо и подальше довести. (Смеется.) Иногда нечто подобное со мной бывало. Не могу похвастаться какой-нибудь захватывающей историей знакомства с кем-нибудь из моих жен. Все было по-разному. И они все разные.

- Неужели ничего общего нет - ни внешне, ни внутренне?

- Мало! Правда, у всех есть что-то общее с моей мамой. Ведь связь между матерью и сыном - сильнейшая в мире и из мужчины этот «эдипов» комплекс никогда не выходит до конца. Словом, любимая женщина чуть-чуть должна быть мамой, чуть-чуть любовницей, чуть-чуть – хозяйкой… Всем по чуть-чуть! Но в одном лице.

- Вы сохранили хорошие отношения со всеми своими «бывшими». Как вам удалось то, что не удается из публичных людей почти никому?

- Трудно ответить однозначно. Думаю, что это, скорее, данность природная – так тянет, так душа зовет. Так даже из эгоистических соображений – лучше и комфортней в жизни. Я никогда не говорил плохо ни об одной из своих бывших женщин.

Никогда не делил ни с кем имущества. Уходил - и начинал жизнь с нуля. Наверное, в этом одна из причин, что они не только со мной ровные отношения поддерживают, но и между собой дружат, общаются! С легкой руки Наташи Андрейченко появилось даже шутливое выражение: «Пора создать «клуб жен Максима Дунаевского».

Со своей восьмой женой - Аллой Новоселовой. Фото из открытых источников
Со своей восьмой женой - Аллой Новоселовой. Фото из открытых источников

«Я – ВЕЗУЧИЙ!»

- Вы едва ли не единственный из наших композиторов, чья музыка звучит в нескольких голливудских фильмах. Как оцените свой американский период?
- Я прожил в Лос-Анджелесе 9 лет и много там чего повидал. Работал на русском телевидении, писал музыку к фильмам и шоу в Атлантик-сити. Говорить, что в США я имел шумный успех, не буду, как это делают многие, кто возвращается. Работал на хорошем профессиональном уровне.

- Можете назвать самый тяжелый момент в вашей американской «одиссее»?

- Мы там пытались создать шоу-театр с рестораном - в Штатах такие представления называется диннер-шоу. Один из моих друзей купил громадное по размерам заведение, с хорошей сценой. Мы его хорошо оформили, сделали звук, свет… Пытались наладить этот бизнес, но, конечно, с нашим российским пониманием бизнеса мы не смогли одолеть трудностей, а трудности были просто ужасающие. Ведь в тот момент на это было брошено все – и здоровье, и деньги, и время. Поэтому порою приходилось мелочь считать по карманам… Буквально!

- Почему не захотели там остаться?

- Душа и работа позвали сюда - в Россию.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

- Раньше на вопрос о досуге вы отвечали: «Водка, плавание, теннис. И ничего больше!» А сейчас что ответите?

- Да то же самое. Это же вещи веч-ны-е! Ну, естественно, семья все-таки к этому прибавляется. Теннис для меня – это не только игра и физическое удовольствие, но это и общение, и времяпровождение, и уход от всякой рутины и ерунды – в этот момент у тебя голова абсолютно свободна. Водка – это не просто выпивка, а это тоже любимые друзья, с которыми ты общаешься, делишься, они наполняют тебя. Плаванье для меня – это прежде всего море. Без него я вообще не понимаю, что такое отдых. Море мне никогда не надоедает.

- И последний вопрос. Петр Ильич Чайковский, выводя формулу успеха, сказал, что успех – это 10 процентов гения, 90 - потения. Вы согласны?
- Абсолютно не согласен. Я бы сказал так: 50 процентов гения, процентов 10-20 потения, остальное – удача. И все компоненты этой триады - важнейшие вещи. Выпади хотя бы один – результата не будет.
- Максим Дунаевский удачливый человек?

- Думаю, что да! В моей жизни есть моменты несомненного везения… Кстати, недавно мой друг, один из богатейших людей страны (не буду называть его фамилию) сказал мне: «Знаешь, Максим, мне в жизни никогда не везло!» После этого мне хотелось упасть со стула… (Хохочет.)

То есть он не считает свои миллиарды – результатом фарта, считает, что все заработал кровью и потом. А я, у которого нет в наличии и крошечной доли того, называю себя везучим. Согласитесь, парадокс! Но главное, что я себя таковым всецело ощущаю.

Фото из открытых источиков
Фото из открытых источиков
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников