Несколько дней назад Духовное управление мусульман (ДУМ) разрешило проповедующим ислам россиянам практиковать религиозное многожёнство.
Там объявили, что россияне-мусульмане могут иметь до 4-х жен, если муж обеспечит им равенство между собой, будет оказывать им одинаковое внимание и финансовое обеспечение.
Волей-неволей после таких новостей добром вспомнишь о советском строе, когда светскость государства была настоящей и не оспаривалась представителями ни одной из религиозных конфессий, хотя гражданам и предоставлялась свобода отправления религиозных культов.
То, что сейчас рассказывают нам о запрете в СССР религий, то этого, конечно же, не было. Не поощрялось – да, но по большому счёту это касалось лишь членов КПСС и советских работников, поскольку если ты уж работаешь в структурах власти или придерживаешься курса партии, будь любезен быть материалистом.
Хочешь быть членом религиозной общины, ходить в храм на богослужения и отправлять все положенные обряды – пожалуйста, но тогда ты не можешь быть членом партии и работать в советских органах, ибо официальная идеология – марксизм-ленинизм базировалась на философии диалектического материализма.
Не без издержек, но, во всяком случае, тогда было чёткое и понятное разделение религии и государственной власти, точнее – религия была отдельно, а государство отдельно, что и является ключевым признаком светского государства.
А ещё, признаком светского государства является верховенство государственных законов как единственных источников права над любыми религиозными законами.
Сейчас у нас в Конституции записано, что:
1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Но вот в последнее время нам тонко намекают, что равны не все, и что некоторые ровнее.
Всё чаще фиксируются попытки внедрить в российское правовое пространство некие параллельно-дополнительные права для части граждан, основанные как раз на религиозных законах, что противоречит Конституции.
Вспомним хотя бы реакцию на владимирский законодательный запрет на ношение в школах предметов религиозной одежды или официальное (на муниципальном уровне) введение халяльного питания для школьников. Также к этому можно отнести создание специальных банковских и финансовых продуктов по законам шариата.
Теперь нам объявляют о том, что для мусульман разрешено многожёнство, и утверждают, что всё происходящее в конкретной религиозной общине не должно касаться нашего государства, это вне его компетенций.
То есть, платить пособия и выполнять свои обязанности перед гражданами государство должно, а вот требовать соблюдения правового равенства граждан не имеет права.
Именно об этом и говорит глава Духовного управления мусульман (ДУМ) России муфтий шейх Равиль Гайнутдин:
«Речь идет не о гражданском браке, зарегистрированном в органах ЗАГС, а о религиозном браке – никахе, который является внутренним делом мусульманской общины и как вид поклонения полностью регулируется только внутренними установлениями религии».
О’кей. Понятно. Но если это является внутренним делом общины, каким боком тогда к этому мероприятию (многожёнству) государственные институты? Дело в том, что муфтий поясняет:
«Мужчине при заключении нового религиозного брака нужно будет усыновить всех детей, а также нотариально оформить завещание, пояснял муфтий».
А зачем нотариус-то? Это ж дело общины. Или таки нет? Здесь играем, а здесь не играем? Или нотариус - это просто «бонус» со стороны светского государства?
Для справки:
Согласно Семейному кодексу России, зарегистрировать брак между «лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке», нельзя.
Вот как прокомментировал заявления Гайнутдина депутат Мосгордумы, журналист Андрей Медведев в своём телеграм-канале:
«Итак. Из слов уважаемого шейха следует, что внутри мусульманской уммы в России действуют свои правовые нормы.
И судя по словам Гайнутдина, шариатское право важнее светских законов в России. Хотя многоженство противоречит светскому законодательству чуть более, чем полностью.
Но, слова про внутреннее дело общины недвусмысленно отражают позицию организации: вы там со своим государством к нам не лезьте, мы по своим правилам живём».
<…>
«Это ставит ребром вопрос о том, может ли в светском государстве существовать параллельное религиозное законодательство и правопоименение. По мнению шейха, да.
А вот что думают об этом структуры, чья задача следить за соблюдением законов Российской Федерации, осуществлять надзор? Прокуратура, например? Или Следственный Комитет?
Что думает законодательная власть? Правда, очень интересно».
И действительно, интересно, что думает власть? Будет ли реагировать? Но ещё интересно и другое. Чего можно ждать дальше? Судя по тенденции вполне возможно, что мы вскоре услышим и про шариатские суды.
Вряд ли все подобные инициативы идут на пользу нашего единого многонационального государства и внутриполитической стабильности.
P.S. ВНИМАНИЕ (дополнено)
Через несколько часов после публикации данной статьи, в связи с негативной реакцией общественности и с предписанием Генпрокуратуры, указывающим на противоречие фетвы о многожёнстве действующему законодательству страны, Совет улемов Духовного управления мусульман России отозвал богословское заключение. То есть, многожёнство пока останется под запретом.
Уважаемые подписчики, воспользуйтесь НОВОЙ ОПЦИЕЙ мгновенного оповещения о выходе новых статей на канале:
Зайдите на ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ КАНАЛА РОСГОД и нажмите на КОЛОКОЛЬЧИК рядом с кнопкой «Вы подписаны».
После активации колокольчика вы будете ПЕРВЫМИ получать уведомления о наших новых публикациях.
И как прежде, делайте репосты в соцсетях, приглашайте знакомых, приходите в наш ТЕЛЕГРАМ, где ещё больше интересных вещей.