После шока, вызванного предыдущей книгой того же автора – «Этюды черни» - захотелось продолжения удивительного повествования о пересечении мира электронных изобретений и нашей политической реальности, не говоря уже об IT-помощнике госпожи Усковой. Тем более, что вторая книга называлась просто и вызывающе – «Раша». Естественно, что, не закончив чтение первой книги, мне, как читателю захотелось прочесть следующую. Однако пришлось немного остыть от желания, выдохнуть, а заодно обсудить со студентами тот эффект, который произвели на их молодой разум «Этюды».
И вот началось чтение «Раши». И сразу куда-то улетучилось позитивное настроение, когда автор в предисловии стала исповедоваться на предмет мотивов сочинения второй книги. Это мне напомнило историю двадцатилетней давности. Была такая журналистика Елена Трегубова, которая в 2003 году сочинила политический бестселлер «Байки кремлевского диггера». А потом на волне повышенного читательского и медийного спроса решила сочинить продолжение – «Прощание кремлевского диггера». Весь авторский трюк состоял в том, что мадам Трегубова в второй книжке рассказывала о том, как писала первую и о том, что произошло с ней после выхода. Вот такая вот с позволения сказать, «литература». Нынче Е.В. Трегубова проживает на туманном Альбионе в статусе политической эмигрантки.
У Ольги Усковой, суд по всему, совсем иная человеческая и общественная позиция. Это было настолько очевидно в первой ее книге, что не могло не вызывать уважения и повышенный интерес к тексту, где открыто декларировались ее взгляды и на настоящее России и на ее ближайшее будущее. Нынче автор поменяла пол главного актора текста. Им стал некий одаренный айтишник Глеб Сперанский, который то ищет лучшей доли в Израиле, то живет-поживает в США, пока его не призывают родные и знакомые обратно, в Россию. Для создания тех IT-программ и технологических уловок, которые могут помочь одолеть заклятого западного врага. Естественно, что из первой книги во вторую переходит и тема СВО, густо поперченная эротико-любовными страданиями главного героя. Но и это еще не все. На страницах книги вдруг обнаруживается его бабуля по имени Кия, которая в своем «серебряном возрасте» возрождает свою активную интимную жизнь. А это уже попахивает какими-нибудь «50 оттенками серого». При этом баба Кия спокойно вслух рассуждает о происходящем на языке подростков с улицы.
Дальше – больше. Прочитав посвящение книги «Раша» памяти мамы автора и…любимого коня Нептуна, поневоле задумываешься о тех мотивах, которые двигали умной женщиной Ольгой Анатолиевной в момент написания столь бойкого текста, где отношение к реальности определяется личными мотивами автора и его своеволием по принципу: как хочу – так и пишу. Однако есть законы жанра, во-первых, как и законы физики, нарушение которых может привести к полному хаосу и бегству читателей (или электронов) в неведомые никому дали. Что мы и наблюдаем в структуре книги (романом назвать ее – язык не поворачивается), которая просто-напросто разваливается на какие-то самостоятельные эпизоды. И, во-вторых, не все, что происходит с автором в реальности (как, например, уход в небытие любимого коня) достойно того, чтобы стать предметом внимания широких читательских масс, которые таких «братьев наших меньших» не имеют в наличии.
Отметим, что О.А. Ускова по-прежнему верит в мощь ИИ и его креативные возможности по защите нашего Отечества. Однако ее вера временами выглядит неким фантастическим допущением. Особенно в тех эпизодах, когда описываются полевые испытания разработок главного героя в присутствии высшего должностного лица нашей страны. Тем более что судя по описаниям эти «изобретения» принципиально ничем не отличаются от уже существующих БПЛА.
Но оставим экспертизу специалистам и обратим взор на сам текст, где льются слезы по погибшему представителю фауны, которому Ольга Ускова дала даже имя своего реального любимца. И это выглядит уже полной эстетической несуразностью в соединении с бесконечными эпиграфами, видимо, подобранными по заданной программе ИИ и сотворенными им же рисунками (во всяком случае так было в «Этюдах черни»). Заметим также, что никакая спецслужба не допустила бы до работы над столь секретной и важной для обороны страны программой столь мутного с точки зрения биографии персонажа как товарищ Сперанский Г.Е. Однако оставим сию фантазию-допуск на усмотрение автора. Судя по всему, она уже оседлала тему в прямом и переносном смысле, и, преодолевая барьеры, несется к цели. Хорошо бы понять: какой?
А пока О.А. Ускова выпустила третью книжку. Про все эти штучки с IT. Правда, для детишек. И называется она «Си-Пи». Так что наш литературный всадник (см. ее фото на обложках изданий), который, как Гайдар, скачет впереди всех, не знает покоя. И не оставляет в покое своих поклонников. Но я все же возьму паузу, чтобы перевести дух от прочитанных текстов и грустных мыслей о всесилии ИИ. Во всяком случае, мне очень бы не хотелось жить в той «Раше», про которую с таким публицистическим и общественным пафосом поведала нам Ольга Ускова. А вот поговорить с ней про реальность наших дней очень бы хотелось…
Сергей Ильченко