«Сотрудники отдела кадров хорошо знали, какой аргумент привести, чтобы папа согласился принять участие в конкурсе профессионалов: "Константин Георгиевич, не хотели бы Вы съездить в Иркутск, к дочери погостить?" И папа, конечно, согласился, не упустил возможность повидаться со мной и привезти домашних гостинцев.
По итогу занял первое место в конкурсе лучший по профессии среди составителей поездов на ВСЖД в 2007 году», - вспоминает Татьяна Константинова, инженер техотдела ст. Лена. Она с большим уважением относится к своему отцу – Константину Георгиевичу Чупанову, который был составителем поездов, а общий стаж работы на железной дороге у него 22 года.
Ещё Татьяна вспомнила о том, как ещё на практике после первого курса её отправили делать фотографию рабочего дня составителя поездов. Они тогда приехали в район Портовая, где её отец исполнял обязанности маневрового диспетчера в навигационной период.
- Весь процесс для меня был очень интересен, ведь я впервые столкнулась с реалиями работы на железной дороге. Процесс расформирования происходил "толчками". Вот катится огромный многотонный вагон, а папа просто останавливает эту махину тормозными башмаками, на нужном участке пути. Для тех, кто с этим сталкивается ежедневно, это норма, а я на тот момент была под впечатлением.
А ещё меня всегда удивляла стойкость людей данной профессии. Было очень жалко отца, когда на улице ниже 40, а ему нужно идти на работу. Просто представьте, что вам ещё на вагоне при этой температуре, на ветру придется ехать...
Прошёл конкурсный отбор
Константин – парень местный. После окончания школы №1, поступил в речное училище. Потом устроился механиком в гараж автопогрузчиков Осетровского речного порта.
- Город-то у нас был портовой, а потому все мальчишки шли туда, - поясняет мне Лариса Александровна Садкова, председатель ветеранской организации ст. Лена. Мы беседуем в её кабинете.
Константин Георгиевич же вспомнил о том, как попал на железную дорогу. Он тогда работал в СУ порта бетонщиком. От знакомого узнал, что на станции Лена проводится конкурс, где будут отбирать регулировщика скорости движения. Решил рискнуть. Шёл 1999 год.
- Пришёл, смотрю, там человек 20 желающих. Сначала хотел потихоньку уйти, но уговорил себя остаться, раз пришёл. Отвечали на вопросы серьёзной комиссии. Мне повезло. Выбрали именно меня, - говорит он.
Представляете, как в то время можно было устроиться на железку? И сколько было желающих!
Построил свой дом
В СУ порта Константин пришёл специально, чтобы участвовать в строительстве своего дома. Тогда в городе работала молодёжная жилищная программа МЖК. Молодые люди сами строили для себя жильё. Эта программа в своё время получила премию Ленинского комсомола.
- Я уволился и пришёл в СУ порта, чтобы построить для своей семьи квартиру.
Тогда он уже был женат, подрастали дочки. Со своей супругой были знакомы с детства (жили по соседству), но разглядел свою Елену Прекрасную уже после армии.
- За Кутой мы тогда жили, - улыбается Константин Георгиевич. – Вода привозная. Как-то смотрю в окно, а она ходит от бочки к бочке. Вышел на подмогу. Так и подружились. А в 1988 году зарегистрировались.
Сегодня дочери уже взрослые. Есть внуки. Татьяна решила, как папа, работать на железной дороге, Екатерина трудится в ООО «Техноавио-Иркутск».
Из регулировщиков – в составители поездов
- Вспомните первый день своей работы на железной дороге, - обратилась я к герою своего материала.
- Я даже вам могу сон свой рассказать, - сразу же откликнулся он. - Темно, я хожу в каком-то поле, а вокруг меня разгуливают большие слоны. Через несколько дней устраиваюсь на железную дорогу и понимаю, что слоны – это вагоны. Парк вагонов. Это не только сложная, но и очень ответственная работа. Каждый вагон стоит денег. Я учился у регулировщика Николая Степутенко. Он привил любовь к профессии, всё показал, научил.
- И получился классный специалист. Ответственный и неленивый, - добавила Лариса Александровна.
Составители поездов выполняют сложную работу, связанную с управлением и маневрированием составов. Они дежурят 24 часа в сутки, 7 дней в неделю и выполняют команды по расформированию и формированию поездов. Составитель поездов получает план работы от маневрового диспетчера и выполняет его в строго ограниченное время. Составитель и машинист работают в паре, составляя маневровую бригаду.
- Если честно, то я сюда пришёл деньги зарабатывать, - откровенно признался Константин Георгиевич. – Моя зарплата сразу увеличилась в два раза. К тому же стабильность и социальные льготы тоже имели значение. Бесплатный проезд на себя, на двоих детей, курортно-санаторное лечение. Но, несмотря на всё это, если бы не устраивала профессия, не нравилась – ушёл бы.
За время работы он не раз отмечался Почётными грамотами, Благодарностями руководства ВСЖД, имеет бамовские медали (работал на станции «Лена-Восточная»). Считает, что составитель вагонов должен обладать выносливостью, отличаться сибирским здоровьем и быстрой реакцией. Обучил немало молодых специалистов, которые выросли в профессии и стали руководителями.
Константин Георгиевич продолжает трудиться составителем в «Ленском транзите». Не отказывает в помощи и поддержке ветеранам станции. По-другому просто не привык.
А у вас есть что рассказать каналу?