Найти в Дзене
Вещь вне себя

"Предметы чувств" Мерет Оппенгейм

Оглавление
"Каждая идея рождается в своей форме. Я воплощаю их в реальность по мере того, как они приходят мне в голову"

Мерет Оппенгейм (1913-1985) - немецко-швейцарская сюрреалистка, живописец, скульптор, график, дизайнер украшений, поэтесса и модель. Ее работы являются протестом против логики и социальных норм, и в той же мере глубоким исследованием бессознательного и внезапного. Из всех сюрреалистов она наиболее точно последовала призыву Бретона «преследовать безумного зверя функции». Скульптуры и арт-объекты Оппенгейм, созданные из меха, высоких каблуков и других женских предметов, затрагивают темы еды, секса, смерти, каннибализма и рабства, но всегда с игривым подтекстом.

Мерет Оппенгейм. 1976. Бумажное пальто и солнцезащитные очки, созданные ею самой.
Мерет Оппенгейм. 1976. Бумажное пальто и солнцезащитные очки, созданные ею самой.

Биография

Оппенгейм родилась в Берлине в 1913 году. Она была названа в честь Меретляйн, дикого ребёнка, живущего в лесу, из романа Готфрида Келлера «Зелёный Генрих». Ее отец Эрих Альфонс Оппенгейм был немецко-еврейским врачом. Во время Первой мировой войны его призвали на военную службу, из-за чего семья спешно переехала к родителям его швейцарской жены Евы Венгер в Делемон. Бабушка Лиза Венгер училась в Художественной академии в Дюссельдорфе, успешно работая у себя на родине иллюстратором и детским писателем. Благодаря ей, Оппенгейм рано вступила в контакт с деятелями искусства, а также с писателем Германом Гессе, который был женат на тете Рут Венгер. В школе любимыми предметами Оппенгейм были немецкий, история, рисование и естествознание. Примерно в это же время она начала вести дневник, где записывала свои сновидения, часть из которых в будущем послужила вдохновением для создания произведений. Когда ей было 17 лет, она вклеила в свою тетрадь уравнение "X=Hase (X=Кролик)".

"Если у математических уравнений есть корни, то где же кролики"? — задумалась художница.

Через семью скульптора Карла Буркхардта она познакомилась с базельскими художниками Вальтером Куртом Вимкеном, Вальтером Бодмером, Отто Абтом и Ирен Цуркинден, а в 1931 году решила и сама стать художницей. Поэтому уже в следующем году, как только ей стукнуло 18, Оппенгейм со своей подругой, художницей Ирен Зуркинден, переехала в Париж. Там она поступила в Академию Гранд Шомьер и начала писать свои первые стихи. К 1933 она подружилась со Альберто Джакометти и Жаном Арпом, которые ввели ее в круг сюрреалистов и познакомили с Андре Бретоном. В этом же, 1933 году, она была приглашена на выставку независимых, где представила свою первую скульптурную работу — бронзовое «Ухо Джакометти».

Мерет Оппенгейм «Ухо Джакометти» 1933
Мерет Оппенгейм «Ухо Джакометти» 1933

А еще приняла участие в качестве модели в фотосессии Мана Рэйя и закрутила роман с Максом Эрнстом, что вывело её на арт-сцену в качестве подающей надежды художницы и музы сюрреалистов.

1936 год стал по настоящему прорывным в карьере 23 летней художницы и благодаря всего 1 работе - «Меховому чайному прибору» она проснулась знаменитой. Она была показана в мае на Парижской выставке сюрреалистических предметов, затем в июне-июле на культовой Лондонской выставке сюрреалистов, и осенью на Нью-йоркской выставке сюрреалистов. К сожалению, столь шумное признание имело негативные последствия для её психического здоровья: постоянные безуспешные попытки повторить успех и оставаться на пике популярности привели к глубокой депрессии. В 1937 году она уехала из Парижа и вернулась в Базель, где поступила в художественный колледж и начала изучать реставрацию произведений искусства. В это же время она вошла в состав базельской художественной «Группы-33» и активно выставлялась с единомышленниками. В 1945 году Оппенгейм познакомилась с будущим мужем Вольфгангом Ла Рошем, с которым переехала в Берн в 1948 году. В 1954 году, незадолго до начала Второй мировой войны, она вновь открыла для себя страсть к искусству и начала заниматься живописью. В 1959 году Андре Бретон предложил ей воспроизвести инсталляцию «Весенний праздник» 1954, для выставки «E.R.O.S.», которую затем самовольно переименовал в "Пир каннибалов", что вызвало возмущение художницы и ее окончательный разрыв с сюрреалистами.

В последующие годы художница продолжала активно работать и выставляться, но уже совершенно отдельно от групп или течений. В частности, она неоднократно выступала как театральный художник-постановщик . Ее затяжная депрессия подошла к концу только в 1967 году, когда открылась ее первая ретроспективная выставка в Стокгольмском музее современного искусства. В 1975 Оппенгейм получил Художественную премию города Базеля, а в 1982 Премию художественного музея Берлина.

Меховые украшения и скульптуры

Первые произведения из меха появились в 1936 году, когда Оппенгейм сделала серию лаконичных украшений и аксессуаров для модного дома Эльзы Скиапарелли: кольцо, браслет, сережки, перчатки и туфли (не были реализованы).

Как гласит легенда, художница беседовала с Пабло Пикассо и его возлюбленной Дорой Маар в парижском кафе «Flore», демонстрируя свой покрытый мехом браслет, созданный для Скиапарелли. Заметив украшение, они пошутили, что мехом можно покрыть практически всё. Оппенгейм с улыбкой ответила, что даже её чашка и блюдце могут быть меховыми, а когда её чай остыл, она в шутку попросила официанта принести мех, чтобы согреть чашку. Вдохновлённая этой идеей, она купила чайную пару и ложку, и затем оклеила их мехом китайской газели. Андре Бретон, увидев результат, назвал этот объект «Завтрак в мехах», намекая на картину Эдуарда Мане «Завтрак на траве» и новеллу Леопольда фон Захер-Мазоха «Венера в мехах».

Мерет Оппенгейм "Объект" ("Меховой чайный прибор") 1936
Мерет Оппенгейм "Объект" ("Меховой чайный прибор") 1936

Более 30 лет спустя художница создала оммаж самой себе в реди-мейде "Белка". За основу была взята пивная кружка, символически наполненная пенным напитком до краев, а в качестве ручки приделан вздыбленный пушистый хвост. Всего было создано 100 экземпляров.

Фетишистские скульптуры

Работа «Моя няня» — ещё один знаменитый сюрреалистический объект, созданный Оппенгейм в 1936 году. В этой скульптуре художница использует предметы, связанные с повседневной жизнью и личными воспоминаниями, чтобы создать неожиданное и глубоко личное произведение. Эта композиция состоит из двух белых туфель на высоком каблуке, украшенных бумажными оборками, перевязанных и поданных на блюде, как будто это запечённый цыплёнок. По словам историка Элизабет Мансен, на создание этой работы Оппенгейм вдохновила нежная и манящая забота её гувернантки. С другой стороны, перевязанные туфли вызывают ассоциации с образами связанных женских ног, предлагаемых зрителю для «употребления в пищу». Обувь, использованная в этой композиции, принадлежала Мари-Берте, жене Макса Эрнста. Женщина уничтожила это произведение, когда увидела его на выставке и осознала, что художница является любовницей мужа.

В своих работах Мерет вносит явный эротический подтекст и исследует такие темы, как фетишизация ног и обуви, а также социальная и физическая ограниченность женщин. Эта идея вновь возникает в её более позднем арт-объекте "Пара" 1956, где два кожаных женских сапога, склеены между собой носками, и инсталляции «Весенний пир» 1954, где живая женщина представлена как подставка под блюда и закуски на столе.

В 1968 году для выставки «Дадаизм, сюрреализм и их наследие», проходившей в MoMA, художница создает еще одну фетишистскую работу «Вечернее платье с колье из бретелек бюстгальтера». Это типичная для парижских сюрреалистов, созданная ситуативно, на основе фигуры манекена, с долей эротики и иронии.

Предметы мебели

В 1939 году художница приехала в Париж, где вместе с Леонор Фини и Максом Эрнстом приняла участие в экспозиции сюрреалистической мебели в галерее Рене Друэна. Там Оппенгейм представила свою новую работу «Стол на птичьих ногах», в последствии, ставшую ее самой тиражируемой и копируемой работой. Это стол с полированными бронзовыми ножками в виде лап фазана/павлина - красивой птицы, которая не очень хорошо летает, а потому в основном передвигает по земле. Круглая фанерная столешница получила отделку из отпечатков лап этого вида птиц, покрытых сусальным золотом. В 1970 году в дополнение к этому произведению была выпушена и минималистичная вешалка для одежды: те же лапы фазана, но покороче крепятся к стене на подобии оленьих рогов.

Уникальные объекты вроде «Стола на птичьих ножках» или кресла «Пряничный монстр» Оппенгейм, несмотря на их сходство с предметами мебели, оказываются неутилитарными. Эти произведения с элементами символизма и магии выглядят больше похожими на каприз природы или древний артефакт. Изящный декор и тщательно выверенный дизайн делают их привлекательными для коллекционеров, выбирающих экспонаты для своего собрания в стиле кунсткамеры.

Мерет Оппенгейм кресло "Пряничный монстр"  1967. Бархат на резном дереве. Подушка сделана Лили Кернер
Мерет Оппенгейм кресло "Пряничный монстр" 1967. Бархат на резном дереве. Подушка сделана Лили Кернер

Еще украшения и перчатки

Творчество Оппенгейм построено на неожиданных сопоставлениях и невероятных сочетаниях предметов. Её интерес к ювелирному дизайну и дамским аксессуарам сохранялся на протяжении всей карьеры. Работа «Сахар» - это золотое кольцо с отсеком для крупного драгоценного камня, которое вместо этого было украшено таким простым и обыденным предметом, как кубик сахара. Так же в сотрудничестве с художницей были сделаны кольцо «Мобиль» и подвеска «Голова поэта».

В 1985 году журнал Parkett Art выпустил лимитированное роскошное издание своего четвёртого выпуска в количестве 150 экземпляров. Внутри журнала находилась пара тонких замшевых перчаток, созданных Мерет Оппенгейм, с вышитыми венами. Эти перчатки не прикрывали руки владельца, а как бы открывали их, что символизировало обращение Оппенгейм к теме рук и перчаток, ключевому символу сюрреализма. Перчатки были атрибутом цивилизованной женщины, скрывающей свою истинную сущность, и Оппенгейм решила обратить это внимание.

Оппенгейм также почитаема как фигура “феминистской идентификации” женского движения и образец для подражания молодым поколениям из-за ее «социально-критического и эмансипаторного отношения». В разговоре 1972 года она произнесла девиз «Не плачь, работай». Немецкий писатель Райнальд Гетц использовал эту цитату в качестве подзаголовка своего дебютного романа в 1983 году. По случаю вручения муниципальной премии Базеля в области искусств в своей благодарственной речи она сформулировала: «Свобода не дается вам, вы должны ее отнять».