"Каждая идея рождается в своей форме. Я воплощаю их в реальность по мере того, как они приходят мне в голову"
Мерет Оппенгейм (1913-1985) - немецко-швейцарская сюрреалистка, живописец, скульптор, график, дизайнер украшений, поэтесса и модель. Ее работы являются протестом против логики и социальных норм, и в той же мере глубоким исследованием бессознательного и внезапного. Из всех сюрреалистов она наиболее точно последовала призыву Бретона «преследовать безумного зверя функции». Скульптуры и арт-объекты Оппенгейм, созданные из меха, высоких каблуков и других женских предметов, затрагивают темы еды, секса, смерти, каннибализма и рабства, но всегда с игривым подтекстом.
Биография
Оппенгейм родилась в Берлине в 1913 году. Она была названа в честь Меретляйн, дикого ребёнка, живущего в лесу, из романа Готфрида Келлера «Зелёный Генрих». Ее отец Эрих Альфонс Оппенгейм был немецко-еврейским врачом. Во время Первой мировой войны его призвали на военную службу, из-за чего семья спешно переехала к родителям его швейцарской жены Евы Венгер в Делемон. Бабушка Лиза Венгер училась в Художественной академии в Дюссельдорфе, успешно работая у себя на родине иллюстратором и детским писателем. Благодаря ей, Оппенгейм рано вступила в контакт с деятелями искусства, а также с писателем Германом Гессе, который был женат на тете Рут Венгер. В школе любимыми предметами Оппенгейм были немецкий, история, рисование и естествознание. Примерно в это же время она начала вести дневник, где записывала свои сновидения, часть из которых в будущем послужила вдохновением для создания произведений. Когда ей было 17 лет, она вклеила в свою тетрадь уравнение "X=Hase (X=Кролик)".
"Если у математических уравнений есть корни, то где же кролики"? — задумалась художница.
Через семью скульптора Карла Буркхардта она познакомилась с базельскими художниками Вальтером Куртом Вимкеном, Вальтером Бодмером, Отто Абтом и Ирен Цуркинден, а в 1931 году решила и сама стать художницей. Поэтому уже в следующем году, как только ей стукнуло 18, Оппенгейм со своей подругой, художницей Ирен Зуркинден, переехала в Париж. Там она поступила в Академию Гранд Шомьер и начала писать свои первые стихи. К 1933 она подружилась со Альберто Джакометти и Жаном Арпом, которые ввели ее в круг сюрреалистов и познакомили с Андре Бретоном. В этом же, 1933 году, она была приглашена на выставку независимых, где представила свою первую скульптурную работу — бронзовое «Ухо Джакометти».
А еще приняла участие в качестве модели в фотосессии Мана Рэйя и закрутила роман с Максом Эрнстом, что вывело её на арт-сцену в качестве подающей надежды художницы и музы сюрреалистов.
1936 год стал по настоящему прорывным в карьере 23 летней художницы и благодаря всего 1 работе - «Меховому чайному прибору» она проснулась знаменитой. Она была показана в мае на Парижской выставке сюрреалистических предметов, затем в июне-июле на культовой Лондонской выставке сюрреалистов, и осенью на Нью-йоркской выставке сюрреалистов. К сожалению, столь шумное признание имело негативные последствия для её психического здоровья: постоянные безуспешные попытки повторить успех и оставаться на пике популярности привели к глубокой депрессии. В 1937 году она уехала из Парижа и вернулась в Базель, где поступила в художественный колледж и начала изучать реставрацию произведений искусства. В это же время она вошла в состав базельской художественной «Группы-33» и активно выставлялась с единомышленниками. В 1945 году Оппенгейм познакомилась с будущим мужем Вольфгангом Ла Рошем, с которым переехала в Берн в 1948 году. В 1954 году, незадолго до начала Второй мировой войны, она вновь открыла для себя страсть к искусству и начала заниматься живописью. В 1959 году Андре Бретон предложил ей воспроизвести инсталляцию «Весенний праздник» 1954, для выставки «E.R.O.S.», которую затем самовольно переименовал в "Пир каннибалов", что вызвало возмущение художницы и ее окончательный разрыв с сюрреалистами.
В последующие годы художница продолжала активно работать и выставляться, но уже совершенно отдельно от групп или течений. В частности, она неоднократно выступала как театральный художник-постановщик . Ее затяжная депрессия подошла к концу только в 1967 году, когда открылась ее первая ретроспективная выставка в Стокгольмском музее современного искусства. В 1975 Оппенгейм получил Художественную премию города Базеля, а в 1982 Премию художественного музея Берлина.
Меховые украшения и скульптуры
Первые произведения из меха появились в 1936 году, когда Оппенгейм сделала серию лаконичных украшений и аксессуаров для модного дома Эльзы Скиапарелли: кольцо, браслет, сережки, перчатки и туфли (не были реализованы).
Как гласит легенда, художница беседовала с Пабло Пикассо и его возлюбленной Дорой Маар в парижском кафе «Flore», демонстрируя свой покрытый мехом браслет, созданный для Скиапарелли. Заметив украшение, они пошутили, что мехом можно покрыть практически всё. Оппенгейм с улыбкой ответила, что даже её чашка и блюдце могут быть меховыми, а когда её чай остыл, она в шутку попросила официанта принести мех, чтобы согреть чашку. Вдохновлённая этой идеей, она купила чайную пару и ложку, и затем оклеила их мехом китайской газели. Андре Бретон, увидев результат, назвал этот объект «Завтрак в мехах», намекая на картину Эдуарда Мане «Завтрак на траве» и новеллу Леопольда фон Захер-Мазоха «Венера в мехах».
Более 30 лет спустя художница создала оммаж самой себе в реди-мейде "Белка". За основу была взята пивная кружка, символически наполненная пенным напитком до краев, а в качестве ручки приделан вздыбленный пушистый хвост. Всего было создано 100 экземпляров.
Фетишистские скульптуры
Работа «Моя няня» — ещё один знаменитый сюрреалистический объект, созданный Оппенгейм в 1936 году. В этой скульптуре художница использует предметы, связанные с повседневной жизнью и личными воспоминаниями, чтобы создать неожиданное и глубоко личное произведение. Эта композиция состоит из двух белых туфель на высоком каблуке, украшенных бумажными оборками, перевязанных и поданных на блюде, как будто это запечённый цыплёнок. По словам историка Элизабет Мансен, на создание этой работы Оппенгейм вдохновила нежная и манящая забота её гувернантки. С другой стороны, перевязанные туфли вызывают ассоциации с образами связанных женских ног, предлагаемых зрителю для «употребления в пищу». Обувь, использованная в этой композиции, принадлежала Мари-Берте, жене Макса Эрнста. Женщина уничтожила это произведение, когда увидела его на выставке и осознала, что художница является любовницей мужа.
В своих работах Мерет вносит явный эротический подтекст и исследует такие темы, как фетишизация ног и обуви, а также социальная и физическая ограниченность женщин. Эта идея вновь возникает в её более позднем арт-объекте "Пара" 1956, где два кожаных женских сапога, склеены между собой носками, и инсталляции «Весенний пир» 1954, где живая женщина представлена как подставка под блюда и закуски на столе.
В 1968 году для выставки «Дадаизм, сюрреализм и их наследие», проходившей в MoMA, художница создает еще одну фетишистскую работу «Вечернее платье с колье из бретелек бюстгальтера». Это типичная для парижских сюрреалистов, созданная ситуативно, на основе фигуры манекена, с долей эротики и иронии.
Предметы мебели
В 1939 году художница приехала в Париж, где вместе с Леонор Фини и Максом Эрнстом приняла участие в экспозиции сюрреалистической мебели в галерее Рене Друэна. Там Оппенгейм представила свою новую работу «Стол на птичьих ногах», в последствии, ставшую ее самой тиражируемой и копируемой работой. Это стол с полированными бронзовыми ножками в виде лап фазана/павлина - красивой птицы, которая не очень хорошо летает, а потому в основном передвигает по земле. Круглая фанерная столешница получила отделку из отпечатков лап этого вида птиц, покрытых сусальным золотом. В 1970 году в дополнение к этому произведению была выпушена и минималистичная вешалка для одежды: те же лапы фазана, но покороче крепятся к стене на подобии оленьих рогов.
Уникальные объекты вроде «Стола на птичьих ножках» или кресла «Пряничный монстр» Оппенгейм, несмотря на их сходство с предметами мебели, оказываются неутилитарными. Эти произведения с элементами символизма и магии выглядят больше похожими на каприз природы или древний артефакт. Изящный декор и тщательно выверенный дизайн делают их привлекательными для коллекционеров, выбирающих экспонаты для своего собрания в стиле кунсткамеры.
Еще украшения и перчатки
Творчество Оппенгейм построено на неожиданных сопоставлениях и невероятных сочетаниях предметов. Её интерес к ювелирному дизайну и дамским аксессуарам сохранялся на протяжении всей карьеры. Работа «Сахар» - это золотое кольцо с отсеком для крупного драгоценного камня, которое вместо этого было украшено таким простым и обыденным предметом, как кубик сахара. Так же в сотрудничестве с художницей были сделаны кольцо «Мобиль» и подвеска «Голова поэта».
В 1985 году журнал Parkett Art выпустил лимитированное роскошное издание своего четвёртого выпуска в количестве 150 экземпляров. Внутри журнала находилась пара тонких замшевых перчаток, созданных Мерет Оппенгейм, с вышитыми венами. Эти перчатки не прикрывали руки владельца, а как бы открывали их, что символизировало обращение Оппенгейм к теме рук и перчаток, ключевому символу сюрреализма. Перчатки были атрибутом цивилизованной женщины, скрывающей свою истинную сущность, и Оппенгейм решила обратить это внимание.
Оппенгейм также почитаема как фигура “феминистской идентификации” женского движения и образец для подражания молодым поколениям из-за ее «социально-критического и эмансипаторного отношения». В разговоре 1972 года она произнесла девиз «Не плачь, работай». Немецкий писатель Райнальд Гетц использовал эту цитату в качестве подзаголовка своего дебютного романа в 1983 году. По случаю вручения муниципальной премии Базеля в области искусств в своей благодарственной речи она сформулировала: «Свобода не дается вам, вы должны ее отнять».