Найти в Дзене
Slonsolaris

Ульяна Ковкова: «Наука оказалась ближе, чем я думала»

Аспирантка Ивановского государственного химико-технологического университета Ульяна Ковкова разрабатывает новые соединения, которые показывают при тестах хорошие результаты, преподает химию и находит в сердцах школьников отклик, выступает успешно на СЛОНе и приглашает на виртуальную экскурсию в свою лабораторию.

СЛОН: Ульяна, с козырей зайду, чему был посвящен диплом?

Добавьте описание
Добавьте описание

УЛЬЯНА КОВКОВА: Я разрабатывала новые соединения, которые можно использовать в органической электронике. В частности, в солнечных батареях. 
С одним из соединений даже проводились тестовые измерения нашими коллегами-физиками из Нижнего Новгорода, которые показали, что соединения перспективные, а по некоторым параметрам, даже лучше, чем соединения того же класса, которые существуют сейчас.

СЛОН: Я так понимаю, что в аспирантуре продолжаете исследование на эту тему.

УЛЬЯНА КОВКОВА: Да, я продолжаю исследование, использую за основу ту же структуру - субфталоцианиновую, только меняю заместители по периферии. По контуру молекулы разные другие функциональные группы или атомы вставляются. У меня соединения с атомами галогенов, то есть это фтор, хлор, бром. Сейчас изучаю субфталоцианины с бромом. Для того, чтобы можно было сравнить целую серию этих молекул. То, как эти атомы галогенов будут влиять, какие параметры будут улучшаться, какие ухудшаться, если отталкиваться от наших целей.

СЛОН: Ульяна, давайте попробуем донести до читателя, объяснить, может быть, на каком-то жизненном примере, на что это похоже. Можно это сравнить с реноватором? Если пилку поставить - будет пилить. Сверло подставить – будет сверлить. Получается, что у вас есть какая-то основа, и вы на нее навешиваете разные насадки, и в зависимости от того, что вы на нее навесите, то будет выполняться?

молекула субфталоцианинов
молекула субфталоцианинов

УЛЬЯНА КОВКОВА: Да, и молекулы субфталоцианинов если их как-то по-другому обвешать какими-то другими заместительными могут использоваться и в медицине, например. Они могут быть сенсорами для диагностики рака, то есть это молекулы, которые позволяют обнаружить раковые клетки, а организме, если они есть. Мы знаем, что у таких клеток pH другая, они более кислые. Соответственно, при каких-то определенных заместителях такие молекулы будут реагировать на эту среду и светиться только в них.

СЛОН: Ульяна, как вы считаете, перспективно ли то, чем вы сейчас занимаетесь?

УЛЬЯНА КОВКОВА: Да, вполне. Любые исследования направлены на то, чтобы найти какие-то альтернативы. Возможно, это будет использоваться не прямо сейчас. Возможно, придется еще очень многие параметры настраивать, потому что у всего есть недостатки. Но без подобных исследований не было бы прогресса. Например, эффективность первой кремниевой солнечной панели была всего 6 % (в 1950-х) (а 1% - это первая панель с селеном, а не кремнием, в 1883 г.), а уже потом достигла 30%.

СЛОН: Честно говоря, в моем мире те солнечные панели, которые мы сейчас используем, они все еще кремниевые.

УЛЬЯНА КОВКОВА: Да, кремниевые панели стали частью обыденной жизни, они резко подешевели, как компьютеры в свое время. И их стало возможным применить почти везде. Но есть, например, если с органическим красителем рассматривать ячейки Гретцеля, где в качестве фотоактивного слоя органические молекулы. Удивительно, но можно сделать стёкла домов цветными, и они будут простые, не требующие большого количества энергии устройства подпитывать внутри здания.

СЛОН: Или крышу покрыть? Стены? А это не опасно для планеты. Вот как вы думаете, если мы солнечными панелями покроем наше здание, что будет?

УЛЬЯНА КОВКОВА: Я думаю, что солнце - это настолько мощный источник, что потери от того, сколько преобразовывают солнечные панели, не будет так травматично.

СЛОН: Ульяна, скажите, а вы сразу поняли, что будете ученым или в детстве может кем-то другим хотели стать?

Добавьте описание
Добавьте описание

УЛЬЯНА КОВКОВА: Я всегда была тихим и творческим ребенком. Любила порисовать полепить, считала, что наука не для меня. Но получилось так, что химия стала понятным и любимым предметом в школе. Наверное, наследственность: мама и бабушка тоже химики. Я сначала старалась отстраняться от химии, а потом перестала с собой бороться. Остальные предметы были не очень интересны, хоть и получалось неплохо (экзамен я сдала по информатике, например, на отлично). В университете я попала на кафедру органической химии, в замечательную группу. И там под руководством научного руководителя, Стужина Павла Анатольевича, стала заниматься своей работой. Оказалось, что наука ближе, чем я думала. Однако она требует не только сообразительности, внимательности, четкости, но и творческого подхода, гибкости, усидчивости. Я смотрю на свою научную группу и вижу, что все люди абсолютно разные, каждый нашёл в этом что-то своё, то есть нет какого-то стандарта, как должен выглядеть учёный или каким он должен быть. Это мне нравится.

СЛОН: Спасибо. А про творчество? Давайте поговорим про ваше творчество. Какие у вас есть хобби, не связанные с наукой?

УЛЬЯНА КОВКОВА: Я очень люблю рисовать, занимаюсь иллюстрированием, как в традиционном понятии, так и в диджитале.
 Для нашего университета делаю какие-то иллюстрации, буклеты, баннеры.

СЛОН: Получается зарабатывать на этом?

УЛЬЯНА КОВКОВА: Да, возможно, я бы даже хотела это сделать частью своего постоянного заработка. Пока сложно получается совмещать всё вместе, потому что и наука требует много сил, и преподавание.

СЛОН: Удаётся преподавать?

УЛЬЯНА КОВКОВА: Да, но здесь тоже забавная штука, как и с наукой. Я никогда не считала, что я хочу быть преподавателем, но потом оказалось, что я очень хорошо умею объяснять, и пока я училась, обычно сокурсники ко мне обращались, чтобы я им что-то объяснила, и они это сразу понимали. Мне показалось, что очень интересно передавать знания, смотреть как человек учится, задаёт вопросы. Сейчас я работаю со школьниками
 из 18-й школы, работаю со студентами. И это тоже такая часть самовыражения для меня.

СЛОН: С Кем больше нравится работать со школьниками или со студентами?

УЛЬЯНА КОВКОВА: Я даже не знаю, вообще они все разные, сложно сравнить, зависит и от того, какие ребята находятся в группе, даже не знаю, со школьниками веселее, они иногда задают такие вопросы, которые студенты не задают. У школьников не такой закостенелый взгляд, более нестандартный иногда.

СЛОН: Ульяна, а скажите, как можно заинтересовать детей наукой?

УЛЬЯНА КОВКОВА: Только своим примером, во-первых, потому что ты сам должен быть увлечён и сам должен хорошо понимать то, что ты изучаешь, если ты очень хорошо понимаешь, о чём говоришь, ты можешь это объяснить на простых примерах и найти контакт с ребятами.

СЛОН: Ну и попрошу вас дать совет тем, кто начинает свой путь научный, как не растерять задор, запал, сохранить энтузиазм?

Добавьте описание
Добавьте описание

УЛЬЯНА КОВКОВА: Ой, ну это на самом деле очень сложный вопрос.
Во-первых, я думаю, что не бывает такого, что радость, как в первый день, конечно. Эмоции меняются, могут быть даже сильнее. Главное — это грамотно рассчитывать свои ресурсы и уделять какое-то определенное время отдыху. Если очень много работать, можно перегореть, если очень мало, то не будет результата, мотивирующего на какие-то дальнейшие исследования, то есть это такая очень тонкая грань, вот, на самом деле, как не растерять увлеченность, на самом деле нужно знать, что не бывает очень быстрого результата в науке. И обязательно нужно много пробовать, чтобы найти то, что подходит именно тебе лично. В нашей лаборатории занимаются всем: и синтезом, и исследованием физико-химических свойств, и квантовыми расчётами, при этом в самых разных направлениях.

СЛОН: Мне кажется, это настолько всеобъемлющий такой хороший совет у нас получился. Мне кажется, у нас всё получилось. В общем, будем работать, продолжать дальше. Надеюсь, вас снова увидеть на сцене «Слона» неоднократно. Ещё есть о чём поговорить.