Актер, режиссер и сценарист Александр Феклистов с первых дней спецоперации неустанно говорит о своем стыде. Судя по свежему интервью Вадиму Радионову, опубликованному на YouTube, мучительное чувство стыда по сей день не покидает многострадального артиста.
Только теперь он не пытается повесить это тяжелое чувство на всех своих соотечественников – учел уроки прошлого. Он тихо живет в Барселоне, подыскивая себе подходящую работу. Трудиться во всю силу за границей сложновато, так как играть на иностранном языке Феклистов не умеет, но утверждает, что есть какие-то «наметки», и скоро начнутся репетиции. Он «в порядке».
Более того, актер, несмотря на откровенно антироссийскую позицию сумел сохранить некоторые остатки отношений с некогда близкими людьми, оставшимися дома. Как отметил Александр Васильевич, ему совершенно понятен процесс разрыва связей по причине политических разногласий.
2022 год рассорил многих друзей, возлюбленных, коллег, родственников, он разрушил немало семей, в которых люди выбирали оставаться по разные стороны баррикад. По мнению Феклистова, этот небольшой фрагмент общемировой реакции на военный конфликт станет однажды богатой почвой для прорастания новых драм, которые драматурги поставят на сцене и в кино.
«Как к этому подходят авторы сейчас, я не знаю, это какой-то психологический хоррор или триллер… Это болезненная очень вещь. И у меня есть, естественно, такие друзья и родственники, и мы иногда общаемся как-то, скорее, смс, чем личные разговоры. И я понимаю, что очень многим людям в России больно и стыдно говорить об этом. И я тоже не могу затевать на эту тему разговоры. Потому что, во-первых, у тебя у самого все болит, это никуда не девается», – говорит артист.
Подробности читайте в материале Пятого канала, который публикуют "Известия".
Александр Феклистов осторожничает в разговорах об СВО
Простим ему очередное обобщение и попытку обернуть в свой любимый стыд патриотизм. Александр Васильевич в своем высокохудожественном размышлении о массах как бы игнорирует вероятность другого взгляда на ситуацию.
На кровопролитие, которое началось задолго до 2022 года, на умение народа сплотиться в трудный момент, на то, что некоторые просто хотят быть у себя на родине, говорить на родном языке и оберегать сложившийся жизненный уклад, даже если не все происходящее одобряют. Всех этих людей будто нет, есть единственно верная позиция «осознанного барселонца», говорящего только по-русски и мыслящего по-украински.
Впрочем, влияние пропаганды как на себя, так и на других, Феклистов признает. Возможно, так антироссиянин оправдывает общение с родными и близкими, которое по действующим в его сознании националистическим канонам должно было давно оборваться.
Киевский режим ведь не разрешает оценивать ситуацию со всех ее граней, он четко делит массы на своих и чужих и притесняет даже естественные для своих территорий явления – беседы на русском языке, почитание героев Великой Отечественной войны, памятники которым сносятся по всей стране, и даже классиков литературы и другого искусства, не имеющих «-енко» или «-юк» в фамилии. Но актер почему-то некоторых «своих» пока щадит.
«Мы все думаем об одном с разным информационным фоном, может быть, но делиться этим уже стало на грани какого-то психологического испытания, и люди просто берегут друг друга в этом смысле и не говорят об этой боли, о войне, не говорят, мол, мы встали на черную сторону, и мы продолжаем эту войну… Это будет предметом, большой почвой и пищей для драматургов и повествователей, этот материал благодатный. Начались такие времена, которые только хватай и записывай», – рассуждает он.
Александр Феклистов не верит в Победу?
Однако, как рассказал артист, после 2022 года он не может смотреть некогда любимые фильмы о Великой Отечественной, которую намеренно и подчеркнуто называет Второй мировой. Начало украинского конфликта «перевернуло его сознание» и представление о воинской славе. И если раньше воинами-соотечественниками Феклистов восхищался, то теперь испытывает нечто вроде недоумения.
Те же чувства возникают при обсуждении Парада Победы, традиционно открывающего празднования 9 мая. По мнению Александра Васильевича, это вовсе не дань памяти солдатам-освободителям и народам Советского Союза, устоявшим перед нацистами, а «бряцанье оружием» и судорожные попытки раздуть образ величия государства
«Мы возили эти ракеты, таскали по Красной площади: “У нас все в порядке, у нас есть эти баллистические ракеты, ребята, смотрите!”. Это, скорее, даже было обращено не к Западу, а к «силе духа нашего народа», что-то такое. Но потом люди, вырастая, начали понимать – ребята, зачем мы бряцаем оружием, надеваем пилотки маленьким деткам? Подождите, нас никто не хочет завоевывать, нам никто не угрожает, о чем вы говорите все время? Это все стало снова пресловутым словом ”абсурд“», – говорит артист.
Интересно получается. Видимо, ветераны, которых соотечественники чествуют в День Победы, тоже не заслуживают внимания? К слову, ветеранов всех национальностей и народностей, проживавших в СССР и проживающих сегодня в России.
И нам пора забыть об их заслугах и стыдливо перевернуть страницу истории? Разве могут современные конфликты каким-то образом перечеркнуть славу защитников Родины? Может быть, и медали у ветеранов пора изъять? Много вопросов оставляет без ответов живущий в Барселоне проукраинец, рожденный в подмосковной Коломне.
Вернется ли Александр Феклистов в Россию?
И все бы ничего – думай, что хочешь, переписывай летописи, но зачем же опять приписывать свое слово другим? Вырастая, подчеркивает Феклистов, россияне начинают понимать бессмысленность «бряцанья оружием» на Параде Победы.
Кого конкретно он имеет в виду? Разве что таких же разбирающихся в политике беглецов. Может, все-таки честнее было бы говорить только за себя? При этом, обсуждая вероятность своего возвращения в Россию, актер признается – он даже не знает, осуждают ли его позицию, верна ли она.
«Я боюсь соврать, конечно, но пока я не вижу возможности возвращения. Это целый комплекс, отдельный вопрос, потому что там столько всего намоталось внутри за это время, что мне пока трудно. Я пока должен как-то посмотреть на это со стороны. Не знаю – прав я, не прав, осуждают меня, не осуждают. Я говорю то, что существует сейчас. Поэтому пока нет», – заключает Александр Васильевич.
Любимый российским и украинским зрителям сериал «Сваты» в свое время снимала компания нынешнего главы киевского режима Владимира Зеленского «Квартал 95». Когда у власти был Петр Порошенко, картина стала запрещенной на Украине, некоторые актеры тоже. Зеленский возмущался и когда занял свой высокий пост, «навел порядок».
Запреты снял, но идеологию пришлось, так сказать, ввернуть. В том числе, перевести сериал на украинский язык. Стоит отметить, это вызвало негодование даже у местных. После начала спецоперации гонения возобновились. Невъездными стали коллеги Феклистова Федор Добронравов, Татьяна Кравченко, Олеся Железняк, Николай Добрынин, Людмила Артемьева. А сам Александр Васильевич – нет. А все благодаря «правильной» политической ориентации.
Любимый «сват» Владимира Зеленского работает на него и в Европе
Весной 2022-го актер высказался: «Дорогие мои украинские коллеги, с кем я работал, кто меня помнит. Хочу выразить вам слова солидарности. Мы здесь — в России, испытываем, конечно, невероятный стыд и позор в связи с тем, что случилось. Но это все мелочи по сравнению с тем, что терпит сейчас Украина».
Именно это удивительно уверенное обобщение поставило в тупик. За своих «дорогих» Феклистову не было стыдно, когда они бомбили Донбасс. Нужный информационный фон на тот момент киевский режим еще не подобрал, судя по всему. Зато, когда поступил ответ на агрессию, виновные быстро нашлись. Какова избирательность! Или поиск собственной выгоды?
С другой стороны, насколько выгодно русскоязычному актеру искать свой хлеб в Барселоне? И почему не в Киеве в конце концов, под крылышком покровителя?
В прошлом году новоявленный испанец принял участие в постановке Артура Соломонова „Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича“. С ним еще беглянка и террорист Татьяна Лазарева* и другие сочувствующие Киеву творческие активисты.
Это даже не спектакль, а так называемая «театрализованная читка». Как отмечал Феклистов, очень удобный формат, ведь делать почти ничего не надо – сиди себе, играй по бумажке. Собранные средства планировалось потратить на покупку гуманитарной помощи для Украины.
* — признана в России иноагентом, включена в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга