Кто, что, когда, где и почему у Библии так много изданий
Вы, вероятно, слышали о свитках Мертвого моря и библиотеке Наг-Хаммади… или хотя бы о некоторых религиозных текстах, которые они содержат. Эти два открытия 1940-х годов представили десятки неканонических религиозных текстов, часть из которых подтвердила их подлинность, а часть поставила под сомнение наше понимание мировой истории.
Свитки Мертвого моря
В период с 1946 по 1956 годы в пещерах Кумрана были найдены свитки Мертвого моря — собрание еврейских манускриптов, написанных с 400 года до н. э. по 100 год н. э. Эти манускрипты включают библейские тексты, сектантские сочинения и описания жизни общины, предоставляющие глубокие знания о мире ранних религиозных сообществ.
- Библейские тексты: самые древние известные копии библейских текстов, почти на тысячу лет старше текста Ветхого Завета.
- Сектантские тексты: такие как «Устав общины», «Свиток войны» и «Гимны благодарения», которые раскрывают убеждения и практики общины Кумрана.
- Апокрифы и псевдоэпиграфы: тексты, такие как «Книга Еноха» и «Завет Левия», не входящие в канон еврейской Библии, но отражающие еврейскую мысль этого периода.
Библиотека Наг-Хаммади
В 1945 году в Наг-Хаммади, Египет, фермер, копая землю, наткнулся на кувшин, содержащий собрание из 13 текстов. Эти тексты гностического характера, датируемые 100–300 гг. н. э., ныне известны как библиотека Наг-Хаммади.
- Гностические евангелия: такие как «Евангелие от Фомы», «Евангелие от Филиппа» и «Евангелие истины».
- Мифологические и философские сочинения: например, «Апокриф Иоанна» или «Евангелие египтян», которые дают представление о гностической космологии и мифологии.
- Неканоническая мудрость: тексты, такие как «София Иисуса Христа», проливающие свет на борьбу раннего христианства за теологический авторитет.
Эти неканонические тексты изменили взгляд на библейские исследования и наше понимание ранних религиозных общин.
Расширение канона
Эти тексты ставят под сомнение идею фиксированного и неизменного библейского канона, подчеркивая динамичный характер авторитетности священных писаний в древности.
Они показывают разнообразие религиозных воззрений и стремлений, существовавших параллельно с мейнстримным иудаизмом и христианством.
Библиотека Наг-Хаммади, как собрание текстов, демонстрирует разнообразие раннехристианских убеждений, гностиков и связанных с ними групп, которые были вытеснены формирующейся ортодоксальной церковью.
Эти находки побуждают нас переосмыслить развитие христианской доктрины и процессы, благодаря которым одни тексты были канонизированы, а другие исключены.
Свитки Мертвого моря и библиотека Наг-Хаммади продолжают диалог о вере, истории и человеческом восприятии. Углубляясь в труды древних ученых, мы сохраняем их наследие и обогащаем собственное понимание их мира, а значит, и нашего.
Неканонические книги
Прежде чем обсуждать официальный Ветхий Завет, важно понять значение и наследие неканонических книг — текстов, исключенных из Библии.
К числу самых известных относятся «Енох», «Юбилеи» и «Соломон». Хотя каждый из них имеет свои причины для исключения, их существование было загадочным и почти мифическим до открытий XX века.
История Ветхого Завета
Около 1400 года до н. э. были написаны первые пять книг Ветхого Завета, считающиеся священными для иудаизма. Сегодня они известны как Тора или Закон.
В течение следующего тысячелетия был установлен полный состав Ветхого Завета с множеством версий различных компиляций книг.
Собрание в Ямнии
Именно здесь был установлен еврейский канон. Чаще всего собрание в Ямнии (или Явне) около 90 года н. э. упоминается как решающий момент, определивший, какие книги должны входить в еврейскую Библию. Еврейский канон включал такие книги, как «Есфирь», «Иезекииль» и «Экклезиаст», тогда как другие книги, такие как «Книга Еноха» и «Юбилеи», были отвергнуты.
Когда христианство начало распространяться в первые века н. э., ранние христианские общины использовали разнообразную литературу для обучения и поклонения. Однако официального канона христианских писаний тогда еще не существовало. Этот процесс занял столетия.
Письма Павла и Евангелия передавались между христианскими общинами. В конечном итоге некоторые из них, например, четыре Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), получили признание благодаря широкому использованию и соответствию доктрине.
Наследие неканонических текстов
Эти исключенные книги, часто называемые «апокрифическими» или «псевдоэпиграфическими», позволяют нам заглянуть в богатый теологический ландшафт древнего иудаизма и христианства.
Их повторное открытие в свитках Мертвого моря и библиотеке Наг-Хаммади подчеркивает их значение для изучения древних религиозных традиций.
Процесс канонизации оказал влияние на развитие иудаизма и христианства. Тексты, вошедшие в канон, стали основой религиозной доктрины, а те, которые не вошли, были забыты на века.
Однако возвращение неканонических сочинений оживило академические и духовные исследования. Они напоминают нам, что история Писания — это диалог между верой, культурой и историей.
Если вы хотите читать больше интересных историй, подпишитесь пожалуйста на наш телеграм канал: https://t.me/deep_cosmos