Найти в Дзене

ПО МУЗЕЯМ! Он тоже Бродский, но не поэт. Яркий мир в эпоху перемен

Находясь на площади Искусств рядом с Русским музеем, вряд ли кому придёт мысль посетить на этой площади другой музей! У гостей слишком много планов на всемирно известные памятники и очень мало времени. У горожан слишком большой выбор для досуга и много причин, позволяющих отложить этот вариант «на потом». На фоне расположенных вокруг городских достопримечательностей всемирного масштаба маленький музей на площади Искусств проигрывает. Это – музей квартира художника Исаака Бродского. Не привлекло? Вот и меня не сильно привлекало, когда я впервые узнала о его существовании. Прошло несколько лет, прежде чем любопытство однажды взяло вверх, и я решила проверить – чем же этот художник заслужил право на личный музей? Имя Иосифа Бродского известно каждому, а вот Исаака с той же фамилией знают далеко не все. Тем не менее, с его работами знакомы все жители СССР. Он – автор известных портретов Ленина и Сталина, которые взирали со страниц школьных учебников на школьников советской страны. Не скрою
Оглавление
Картина "Золотая осень". Худ. И.Бродский, 1913 /фото с сайта art.biblioclub.ru/
Картина "Золотая осень". Худ. И.Бродский, 1913 /фото с сайта art.biblioclub.ru/

МУЗЕЙ-КВАРТИРА ИСААКА БРОДСКОГО

Музей, уводящий в эпоху разрушений и созидания

Находясь на площади Искусств рядом с Русским музеем, вряд ли кому придёт мысль посетить на этой площади другой музей! У гостей слишком много планов на всемирно известные памятники и очень мало времени. У горожан слишком большой выбор для досуга и много причин, позволяющих отложить этот вариант «на потом».

Музей-квартира И.Бродского на площади Искусств рядом с Михайловским театром /фото с сайта Википедия/
Музей-квартира И.Бродского на площади Искусств рядом с Михайловским театром /фото с сайта Википедия/

На фоне расположенных вокруг городских достопримечательностей всемирного масштаба маленький музей на площади Искусств проигрывает. Это – музей квартира художника Исаака Бродского. Не привлекло? Вот и меня не сильно привлекало, когда я впервые узнала о его существовании. Прошло несколько лет, прежде чем любопытство однажды взяло вверх, и я решила проверить – чем же этот художник заслужил право на личный музей?

Имя Иосифа Бродского известно каждому, а вот Исаака с той же фамилией знают далеко не все. Тем не менее, с его работами знакомы все жители СССР. Он – автор известных портретов Ленина и Сталина, которые взирали со страниц школьных учебников на школьников советской страны. Не скрою, даже зная, что Бродский был заслуженным преподавателем и собрал достойную коллекцию живописи, выставленную в музее, настроение было предвзятое! «Коллекция» рядом с коллекцией Русского музея! Ну не насмешка ли!

Русский музей и памятник А.С. Пушкину на площади Искусств /фото из личного архива, 2019/
Русский музей и памятник А.С. Пушкину на площади Искусств /фото из личного архива, 2019/

Поначалу, перешагнув порог музея, я оставалась скептическим зрителем, но вскоре спрятала подальше свои предубеждения, и сама не заметила, как очутились на рубеже веков, в эпохе разрушений и созидания! в этом маленьком музее пришло вдруг осознание происшедшего с людьми на рубеже двух миров. Я вдруг пронзительно остро почувствовала, как их прежний мир со своими законами, правилами и понятиями разрушился в одно мгновение, как Помпеи от извержения Везувия! Руины остались и уже перестали быть городом, а дух его всё еще витает над ним спустя столетия! Вот и люди, ввергнутые в революционные события со всем своим материальным прошлым, оказались лишь духом, парящим над руинами. Многие не выдержали этого испытания и покинули место обитания! Там, в других странах началась их новая жизнь и не всегда складывалась удачно вдали от дома. Но большинство душ оторваться от места не смогли. Новую жизнь надо было начинать на руинах. И они жили!

Строители и архитекторы в духе нового времени избавлялись от архитектурных излишеств прошлого. Инженеры стали настоящими проводниками в светлое будущее, зажигая повсеместно свет в рамках «электрификации всей страны» и усиливая оборонную мощь первого в мире социалистического государства. Медики лечили людей нового времени – строителей коммунизма. Им повезло больше других – объекты их деятельности мало чем отличались от своих предшественников. Недуги были всё те же! А вот творческим работникам предстояло постигнуть душу нового человека. И тут успех зависел от того, принимал ли творец новый мир, примирился с ним или протестовал!

Художник, поверивший в светлое будущее

Большая часть жизни Исаака Израилевича Бродского (1883-1939) прошла в дореволюционной России. Он родился в конце 19 века и к началу нового времени уже с блеском окончил Академию художеств, попутешествовал по Европе как пенсионер Академии (пенсионерами были лучшие её выпускники-медалисты), состоялся как художник и получил общественное признание. Его учителем был Илья Репин. Его Исаак боготворил всю жизнь и был вхож в круг близких людей Репина, которых выдающийся художник собирал в своей усадьбе в Пенатах. Бродский был членом товарищества художников-передвижников.

Революцию он, по-видимому, принял без сомнений. Что удивительного! После многолетних революционных потрясений Российской Империи и агонии монархической системы появилась, наконец, надежда! Сильна была вера в светлое справедливое будущее! Бродский много пишет работ на тему дня. Несмотря на послереволюционную разруху в стране, его работы проникнуты радостью перемен, наполнены светлой надеждой на лучшее, чем привлекает внимание новых властей. Можно, конечно, обвинить художника в желании «прогнуться» перед ними! Но, быть может, он просто стремился запечатлеть хронику великих событий? Это ли не главная задача социалистического искусства?

"Первомайская демонстрация на проспекте 25 Октября", худ. И.Бродский, 1934 /фото с сайта www.culture.ru/
"Первомайская демонстрация на проспекте 25 Октября", худ. И.Бродский, 1934 /фото с сайта www.culture.ru/

Вот потому Бродскому и доверили создание портретов государственных деятелей. В исполнении художника вожди пролетариата выглядели настоящими друзьями народа. Этот успех способствовал росту карьеры. Бродский занимается реорганизацией художественного образования в стране, перестройкой его в духе социалистического реализма, продолжает получать всё новые и новые государственные заказы. Последние 5 лет жизни он возглавляет родную Академию, в стенах которой открывается институт живописи, скульптуры и архитектуры. За свои заслуги Бродский получил государственную квартиру, в которой прожил 15 лет до самой смерти.

«Ах, как пышно он живёт – и как нудно! Уже в прихожей висят у него портреты и портретики Ленина, сфабрикованные им по разным ценам...» – так о Бродском писал Чуковский.

Дух времени и мир художника

Надо отдать должное, сегодня «портретики» вождя убраны в самый дальний угол! На переднем плане в музее – часть собранной художником коллекция произведений живописи разных эпох. Бродский собрал более тысячи картин, однако ещё при жизни передавал работы из своей коллекции в дар музеям страны. После его кончины родственники подарили около 500 полотен Академии художеств. Поэтому в музее представлена лишь небольшая часть коллекции Бродского. Но в маленькой квартирке художника и им тесно!

Из собрания И.Бродского.Тропинин «Украинка со сливами»  /фото из личного архива, 2019/
Из собрания И.Бродского.Тропинин «Украинка со сливами» /фото из личного архива, 2019/

В экспозиции музея – работа Тропинина «Украинка со сливами» (и сразу вспоминается «Июльский полдень»), работы Кустодиева, есть и миниатюра Айвазовского, но в основном – работы современников Бродского. Одна за другой они рисуют картину жизни начала 20 века! Ничего особенного на этих полотнах не происходит! Нет здесь военных баталий и накала революционных страстей. Сельский быт, городские зарисовки, любование природой, увлечение театром – в эпоху драматических потрясений человек оставался верен себе и своим интересам. В коллекции Бродского представлено множество портретов современников – обычных незнакомых нам людей, переживших революцию, перешедших рубеж и продолжавших жить.

В первую очередь, привлекают внимание яркие огромные полотна. Шаляпин бросается в глаза сразу. На одной из картин работы Головина певец изображён в образе Мефистофеля. У Бориса Григорьева Шаляпин эффектно возлегает на диване в вальяжной позе. И тут ещё одна работа этого художника – «Улица блондинок». Профессия изображённой на картине парижской девушки не оставляет сомнений! Сразу всплывает ассоциация с улицей Красных фонарей! Вот вам и музей революционного деятеля! Картины разных художников, виденье мира и мастерство – разные, а время у авторов – общее! Оно и увлекает.

Уже во втором зале в этот дух времени включается мир материальный. Мебель, предметы, выставленные в зале, – это личные вещи художника из мира начала 20 века. Они такие живые и такие эпохальные, с царапинами и другими ущербинами! Их образ из прошлого уже начисто вытеснил скептицизм! Наполненная впечатлениями, я поднялась на второй этаж и открыла, наконец, для себя мир художника Бродского, полный ярких красок!

Работы Бродского оказались наполнены добром и любовью к людям! Рассматривать их огромное удовольствие! Много представлено картин дореволюционных! Не пройти мимо выпускной работы «Тёплый день». «Аллеи Летнего сада», «Город ночью», «Золотая осень», «Фейерверк» – от этих работ не оторваться! Они погружают в другое время, в другой Петербург, наполненный житейскими делами и проблемами обитающих в нём людей.

Наконец, долгожданная встреча с художником! Увидев автопортрет с дочерью, уже не сомневаешься – это он! И если бронзовый бюст хозяина дома в начале экспозиции представлял незнакомого человека, этот Бродский уже стал хорошим знакомым!

Что касается героев революции, они собраны на одной стене и скромно прячутся за колонной. Здесь и «Ленин а Смольном», запомнившийся из школьного учебника, и Ленин у стен Кремля, и суровый Сталин! Хорошие портреты. Но это уже история, ушедшая в прошлое.

История дома

А про колонны и интерьеры в квартире Бродского – отдельный разговор. Художник советской эпохи с 1924 по 1939 год проживал в здании, созданном по проекту Росси в 1822 году. Проектируя Михайловскую площадь, нынешнюю площадь Искусств, Росси не только построил Михайловский дворец для великого князя Михаила Павловича (здание Русского музея). Он разработал проекты фасадов домов для возведения вокруг созданного перед дворцом сквера. Их высочайшим указом утвердил Николай 1. Все, кто приобретал под застройку земли на площади, обязаны были выбрать один из проектов Росси. Именно поэтому и сегодня все дома на площади Искусств перекликаются со зданием Михайловского дворца и составляют единый неповторимый ансамбль.

Дом, в котором в начале 20 века находилась служебная квартира Исаака Бродского, был построен для военного генерала Павла Голенищева-Кутузова. Он отличился в Русско-турецкой войне 1806-1812 и стал героем Отечественной войны 1812. В Петербурге занимал сначала должность обер-полицмейстера, а при Николае 1 был назначен военным губернатором столицы. Будучи главным полицмейстером города, он занимался обустройством камер для нарушителей порядка при Съезжих домах, в которых находились полицейские участки. С тех пор за камерами закрепилось название «кутузки», дошедшее да наших дней. На посту губернатора Голенищев-Кутузов находился 5 лет. За это время в Петербурге началось строительство зданий Сената и Синода, Александринского театра, было возведено множество новых мостов через городские реки и каналы. Но этому губернатору пришлось отличиться в деле декабристов. Николай 1 назначил его в Комиссию, которая занималась расследованием восстания 1825 года, а потому он лично руководил казнью пяти декабристов.

Дом Голенищева-Кутузова лаконичен в декоре фасада. Как и остальные дома на Михайловской площади, он, по замыслу Росси, должен был отступать в тень перед величием главного дворца. А вот интерьеры дома отличались изысканностью и утончённостью. Однако, находясь в музее, довольно трудно оценить их по достоинству. Эти залы должны были служить для роскошной жизни. Светские вечера, вероятно, устраивались в 19 веке в зале на втором этаже с огромным окном и двумя колоннами, за которыми сегодня прячутся портреты советских вождей. Поднимались на второй этаж по красивой деревянной лестнице, которая сохранилась. В таких залах картины должны были служить их украшением. А сегодня картинам здесь тесно, и они скрывают зал от внимания посетителей. Но стоит поднять взгляд наверх, и лепнина на потолке уносит в 19 век.

В музее /фото из личного архива, 2019/
В музее /фото из личного архива, 2019/

Я успела побывать в музее в мае 2019, а уже осенью музей закрыли на реставрацию! Вероятно, обновлённые залы теперь выглядят эффектнее! И если вы ещё не открыли для себя это чудесное место в центре города, непременно нужно сделать это! Думаю, не пожалеете. А те, кто уже побывал здесь, возможно, разделили со мной сегодня мои впечатления. Этот музей - неожиданно удивительный!

От автора.

Если Вам интересны мои заметки о музеях, их можно отыскать в подборке "Музеи" на канале "Виртуальные прогулки в историю":

МУЗЕИ | Виртуальные прогулки в историю | Дзен

Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались - Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!