Найти в Дзене
За гранью истории

Что на самом деле лежало в избушке на курьих ножках

Оглавление
«Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а ко мне передом» - все знают эту присказку из русских сказок, в которых фигурирует Баба Яга. Избушка поворачивалась на своих курьих ножках, и Баба Яга заходила в свое жилище.

Избушка словно живой была, речь человеческую понимала, передвигалась, а в некоторых сказках даже летала на жидких куриных крылышках.

Да и бабка эта, Яга, была не простой бабулькой, а волшебницей, языческой богиней. И у самой избушки на самом деле были реальные прототипы в древности, и не только у славян, но и у других народов.

Про курьи ножки

Благодаря русскому народному фольклору, а также художникам, изображавшим сюжеты из сказок, а потом и фильмам с мультиками, мы воспринимаем жилище Бабы Яги как некий инфернальный живой домик, который бегает на огромных птичьих ногах. Такие дома были на самом деле, правда, не на тех курьих ножках. Слово «курьи» тут никак не связано с курицей, имеет другое значение.

Домовины народа манси
Домовины народа манси

Курьи ножки – так называли пни или срубы сухих деревьев, которые освобождали от коры и окуривали дымом, чтобы те не гнили и в них не заводились вредители. Именно на эти срубы раньше ставились избы.

Такое строительство практиковалось много веков у славян – поднятое на курьи ножки строение (избу или амбар) было защищено от половодий весной, от разливов рек и озер, от змей, мышей и других вредителей. Сейчас этот вид строительства мы называем свайным.

Домик на сваях в Норвегии
Домик на сваях в Норвегии

Кремация

Кроме того, в этом есть и доля верований славян, и мистика. Вся инфернальность избушки тесно связана с обрядами, которые проводили славяне в те далекие времена. Тогда усопших не хоронили землю в гробах – такая традиция зародилась только с приходом христианства. Славяне же своих покойников сжигали, т.е. кремировали.

Этот обычай практиковался даже после крещения Руси. Сохранилась запись арабского дипломата Ибн-Фадлана, сделанная в 922 году. Фадлан находился на Руси долгое время, и побывал на таком вот обряде кремации. Во время обряда он услышал от русского купца следующие слова:

«Вы, о, арабы, – глупы! Воистину вы берете самого любимого для вас человека и из вас самого уважаемого вами и бросаете его в землю, и съедают его прах и гнус и черви… А мы сжигаем его во мгновение ока, так что он входит в рай немедленно и тотчас».
Обряд кремации у славян
Обряд кремации у славян

Кремация происходила на ритуальном кострище, потом прах помещался в урну, и отправлялся в специальный домик в лесу, который стоял на двух срубах – курьих ножках. Такой домик полагался для хранения праха целых родов – то есть служил родовой усыпальницей.

Кстати, в фольклоре немало рассказов о том, что заблудившийся в темном лесу путник случайно находит избушку и ночует в ней. Утром же с ужасом видит, что спал в доме мертвеца, а рядом останки.

Археологи неоднократно во время раскопок древних поселений в округе находили такие домики. И в них, судя по количеству специально обожженных урн, хранился прах нескольких десятков человек. Частично такие погребения, относящиеся к народам мери и веси, были найдены на территории Верхней Волги, Оби и Москвы-реки.

Домовина манси
Домовина манси

Они выглядели как деревянные домики с останками кремированных людей. Еще обнаружен один домик высотой около двух метров, имевший двускатную крышу. В нём было уже 24 тела, подвергшихся кремации.

Христианская домовина

О Бабе Яге и ее домике хорошо рассказала доктор культурологи Марина Соколова в статье «Феномен гостеприимства в русских народных сказках» (журнал «Сервис в России и за рубежом» № 8 за 2013 г.). Исследовательница пишет, что Яга жила в небольшом срубном домике, имевшем двускатную крышу, именно такие строились раньше над могилками.

Здесь она имеет в виду уже христианской период, где обычай кремировать тела исчез, но над могилками все равно ставили «домовину» с небольшим окошком или же без одной стены. Туда в дни поминовения клали еду, питье – что было подношением покойнику.

Старообрядческое кладбище
Старообрядческое кладбище

И эти домики тоже ставили на пеньки или сваи, коптя их по старому обычаю, дымом. То есть даже в христианское времена домовины стояли на курьях, чтобы не касаться земли. Об этом, кстати, ученые спорят до сих пор – почему моровая изба не должна касаться земли. Возможно, что жилище мертвого не могло соприкасаться с миром живых, а почва – часть его... Или же так люди пытались защитить тела покойных близких от грызунов и насекомых.

Богиня Мара

Интересен и тот момент, что сама Баба Яга описывается в сказках как неживая, когда она находится в своем доме: «Зубы на полке, а нос в потолок врос», «Лежит на печи Баба-Яга костяная нога, из угла в угол, зубы на полку положила», «Впереди голова, в углу нога, в другом – другая». Словно останки ее кто-то раскидал по всей избушке…

Баба Яга
Баба Яга

Получается, что живая избушка на курьих ножках, принадлежащая Бабе Яге – на самом деле не просто ее жилище, а усыпальница, в которой живет богиня. Ведь сама Яга – это одна из личин богини Мары, отвечавшей у древних славян за смерть и потусторонний мир.

Доказательством служит и костяная нога Бабы Яги – то есть, у ноги нет мяса, только кости. Костяной своей ногой Яга стоит на том свете, а нормальной ногой – на этом, и именно она помогает покойникам отправляться в потусторонний мир. Значит, Яге самое место в усыпальнице…