Купеческая фамилия Аносовых не из старых фамилий Саратова, приехали они сюда из Сибири в 1830г. Приехали уже преуспевающими купцами , в Сибири занимались скупкой, транспортировкой и продажей меха.
Для удобства доставки товара по маршруту транспортировки строили стоянки для отдыха сопровождавших обозы и замены усталых лошадей на свежих, а по берегам рек -причалы для лодок на торговых путях. Часто сами торговали по бартеру. В последующих поколениях Аносовы, работающие всегда семьёй, расширили своё поле деятельности: организовали поставку меха в Москву. Караваны шли по нескольку месяцев, дороги были полны опасностей и через какое-то время они оставили это занятие, переключились на перевозку соли. В то время в городах России была нехватка соли ,плохо была развита её доставка. Соляные разработки , как и винокурение считались высокодоходными промыслами и находились у государства в монополии. Аносовы купили у казны право на использование двух соляных озёр -Эльтон и Баскунчак, расположенных к северу от Каспийского моря. Географически Эльтонское озеро до 1851г. принадлежало Саратовской губернии, но затем по распоряжению Правительства вместе с Царёвским уездом, в границах коего оно находилось, отошло к Астраханской губернии. Однако административное управление всё так же принадлежало саратовской Казённой палате, которая заведовала как содержанием озера, так и добычей и распродажей с него соли. Наиболее известными предпринимателями в солевом бизнесе и лидерами добычи и продажи соли в 1857г. были : саратовские купцы Аносов, Китаев , Медведев и камышинский купец Ковалёв.
Опираясь на опыт, который они приобрели, продавая пушнину, Аносовы стали строить суда для транспортировки соли более вместительные, нежели общепринятые.Нажив определённый капитал, для большего успеха предприятия в 1830г. они перебрались в Саратов, здесь они построили большой флот торговых судов для перевозки той же соли и нового продукта- пшеницы по Волге и её притокам. Дело солепроизводства требовало больших затрат и умения ведения хозяйства. Добыча и доставка соли включали в себя: наём артелей солеломщиков ; организацию их труда на месте соледобычи на озёрах Эльтон и Баскунчак; организацию подряда возчиков соли в Саратов; постройку лабазов для её хранения, а для продажи соли в розницу и её размол в солемольных мельницах; требовался также транспорт для перевозки соли в разные концы в самом городе. Первогильдийные купцы Аносовы имели свой взгляд на ведение бизнеса. По семейной традиции они ничего не покупали и не продавали в кредит, не полагались на ценность денег и сразу же вкладывали прибыль в покупку земли, недвижимости или в инвестирование торговли. Так к концу XIX в. они владели несколькими тысячами гектаров земли, поместьями с сахарным и конезаводами (из воспоминаний Н. Аносовой) и многочисленной недвижимостью в Саратове.
Родоначальником всех саратовских Аносовых был Пётр Васильевич.
Но память в Саратове осталась о Ефиме Петровиче. У него было три сына: Фёдор, Иван и Исай . У Фёдора в свою очередь были сыновья :Исай, Даниил, Илья, Яков, Иван; у Ивана: Елисей, Исай; у Исая: Симеон, Ефим (ГАСО Ф.4,оп.1,д.190 ). Ефим Петрович был цельным типом старого волжского купца, тем кряжем, на котором как на прочном фундаменте зиждется материальное благосостояние семьи. По рассказам людей его знавших, благосостояние его было результатом его торговой сметки и энергии и было всецело им приобретено и накоплено, недаром его благодарные потомки- дети и внуки воздвигли ему огромный красный мавзолей, видный издалека на пустынном старообрядческом кладбище, вдали от усопших его собратий (захоронение не сохранилось). Причина по которой могила старика Аносова удалена от других могил та, что старик не был старообрядцем- он принадлежал к секте «жидовствующих*»…Но из уважения к богатству старика старообрядцы потеснились и хотя не рядышком, но дали ему место среди могил своих усопших братьев. Когда Аносов превратился из великороссийского мужика в иудея неизвестно. *Жидовствующих ересь занесена была в Россию из Литвы и была смесью иудейства с христианством. Ее принес в Новгород, в XV веке, киевский еврей Схария, образованный по своему времени человек, знакомый с астрологией и кабалистикой. Учение жидовствующих состояло в рационалистическом отрицании догматов о Троице, Божестве Иисуса Христа и искуплении, в предпочтении Ветхого Завета Новому, в отрицании писаний отеческих, почитания св. мощей и икон, церковной обрядности и таинств, в отвержении монашества как образа жизни, будто бы противного природе.
Ефим Петрович дожил до глубокой старости, умер он в 1878г. и по его духовному завещанию всё его имущество досталось сыновьям Фёдору, Ивану и Исаю в общее владение. Имущество было немалое, сумма его оценки составила-750 000 рублей: одних только земель в Саратовской губернии разных уездов было около 25 тыс. десятин, несколько домовладений в Саратове и Саратовской губернии. После оглашения завещания сыновья стали делить его наследство.
*Фёдору Ефимовичу досталось дворовое место в 3-ей г. Саратова части ,в 274 планном квартале, на Б.Сергиевской ул. (ныне Чернышевского), с 2-х этажным каменным домом , флигелем и др. дворовыми строениями. Место это Ефим Петрович приобрёл у астраханского купца Александра Михайловича Дубровина зимой 1852 г.за 5400руб.серебром; отошла ему и часть земель в Моршанском уезде Тамбовской губернии.
*Ивану Ефимовичу достались земли при дер. Чудное, дер. Милишкиной Бояровке Моршанского уезда Тамбовской губернии и др. *Исаю Ефимовичу досталось дворовое место с 2-х этажным каменным домом в 3-ей г. Саратова части, в 281 планном квартале, приобретённое Ефимом Петровичем накануне своей смерти, в 1878г. от жены купца 2-ой гильдии Варвары Алексеевны Добрыниной , урождённой Цыбулевской (см. https://dzen.ru/a/Zi0PFzHqzjpZ9s0X ).
А так же ферма при сельце Возвратное, земли в с.Вязовский ключ Саратовского уезда, земли в сельце Колышлей Аткарского уезда, в с. Надеждино, хутор Николаевский на речке Чёрненькой в Самарской губернии и т.д.
Старик Аносов был твёрдым, жёстким и суровым человеком и конечно влиял своим традиционным деспотизмом на своих сыновей, которые буквально до седых волос содержались им в чёрном теле и ежовых рукавицах. После смерти Ефима Петровича старший его сын -Фёдор Ефимович , вырвался на волю когда уже сам был сед и недолго прожил в своём доме на углу Константиновской и Никольской ( бывш. Скабиневского).
Был он добрейшей души человеком , любил театр, (о чём при отце-старике и мечтать нельзя было), весёлую компанию, такую же беседу, был отзывчив на добрые дела. Заправка в доме отца была такова, что дети постоянно жили в страшном разладе со своей совестью и своими потребностями. Но уже дети Фёдора и Исая Ефимовичей не имели понятия о том тягостном и суровом режиме, который царил когда-то в доме их дедушки. Фёдор Ефимович «не успел повести своих детей так как хотел», а вот его младший брат - Исай Ефимович дал детям своим то образование и воспитание, которое по духу времени считал лучшим. Старшего сына своего, в дальнейшем гласного саратовской городской Думы, провёл через Императорский Дерптский университет (сейчас Тартуский университет в Эстонии), а дочь Анну выдал замуж за старшего врача саратовского городской больницы В.В.Типякова, который специализировался по акушерству , у пары было четверо детей, позже семья уехала из Саратова в Ростов на Дону, где Типяков поступил на службу старшим врачом в местную городскую больницу . Выстроив для себя и своей большой семьи (восемь детей) громадный дом на Александровской улице (ныне Горького) между Малой и Большой Кострижными (ныне улицы Пушкина и Сакко и Ванцетти) улицами, Исай Ефимович продолжал торговые операции по соляному делу, а затем по хлебному, оставаясь крупным помещиком в Саратовской и Казанской губерниях.
Он был не чужд общественной деятельности: много лет состоял гласным саратовской Думы, был её председателем и председателем биржевого комитета. Но здоровье не позволяло ему продолжать активный образ жизни. Собираясь в Варшаву на операцию, он умер от сердечного приступа в одночасье, это произошло в 1898г.
Первым из братьев, в 1881г. умер Иван Ефимович Аносов .Его сыновья имевшие купеческие свидетельства г. Моршанска Тамбовской губернии Исаак и Елисей Ивановичи Аносовы, после смерти отца получили в наследство кроме земель ещё и дворовое место с каменными домами во 2-ой г. Саратова части, в 247 планном квартале, на углу улиц Никольской (ныне Радищева) и Малой Сергиевской ( ныне Мичурина). Место Ивану Ефимовичу Аносову досталось в 1879г. по купчей крепости от статского советника Александра Ивановича Шахматова (ГАСОФ.428, оп.1,д.432).
Позже дворовое место было ими продано промышленнику-мукомолу Петру Петровичу Шмидту и тот выстроил на нём угловой дом, который сейчас является исторической достопримечательностью нашего города.
Современный саратовский краевед и писатель А.В. Кумаков в своей статье « Штрихи к портретам провокаторов и предателей в народнических кружках Саратова» упоминает о двоюродных братьях Аносовых в связи с революционной деятельностью в Саратове:
Внедрение в нелегальные кружки своих агентов – провокаторов, стало широко применимой практикой. Провокаторы побуждали нерешительных борцов к реальным действиям, влекущим за собой уголовную ответственность, которая облегчала изоляцию от общества, поддавшихся на провокацию.... В заметках Блока о политических делах в столицах фигурировало два Аносова. Помимо Ильи в поле зрения вымогателей попал его двоюродный брат – купец 2-й гильдии Елисей Иванович Аносов, который в 1884-1885 гг. часто приезжал в Петербург. Был он человеком очень богатым, получившим от отца в наследие миллионное состояние, имел в Саратове каменный дом. Аносов, занимаясь коммерческими делами, разъезжал по всей России, часто бывая на Нижегородской ярмарке. Жандармам стало известно, что «к двоюродному брату Ильи Аносова, Елисею Аносову, молодому человеку 19 лет, весьма скромному и робкому, проживавшему летом этого года в Петербурге, явились в занимаемую им там квартиру два лица, назвавшими себя жандармским офицером и чиновником полиции, для производства обыска и ареста, мотивируя эти действия павшим будто бы на Елисея Аносова подозрениям в политической неблагонадёжности, так как брат Илья привлечён по делу о государственном преступлении, причём выдававший себя за полицейского чиновника тут же отвел Елисея Аносова в сторону и сказал ему, что он Елисей Аносов может миновать ареста, если заплатит им деньги. Дальнейшими происками этих лиц и способом запугивания Елисей Аносов вынужден был уплатить им крупную сумму, в общей сложности 60 тыс. руб.
Илья всё-таки был позже арестован, но Фёдор Исаевич* Аносов 5 июня 1886 г. внёс за сына Илью залог в 3000 руб. и последний был выпущен на свободу…
*скорее всего Ефимович.
По утверждению городского общественного деятеля И.Я.Славина- у Исая Ефимовича был ещё один дом в Саратове, доставшийся ему от графа Алексея Алексеевича Уварова. Дом находился на углу улиц Вольской и Крапивной (ныне Шевченко), в 176 планном квартале с обширным и густо разросшимся садом.
Барский особняк этот был выстроен по проекту губернского архитектора Тидена в 1870-е гг. Но к сожалению, до наших дней он не дошёл (даже фото не сохранилось). Дом был сломан в 1922г., а на его месте позже было выстроено жилое здание «сталинки», по совр. адресу: ул.Вольская,14..
Существует предположение, что саратовская ветка Аносовых была от одной родни с тамбовской: те тоже приехали из Сибири, были из староверов, у саратовских Аносовых в собственности было много земель в Тамбовской губернии. Книга Е.А.Дьяковой «Мы все живем поверх страны, пропавшей без вести» -её семейная хроника. Автор книги Елена Дьякова по отцовской линии была потомком сразу двух родов — Дьяковых и Аносовых (из Тамбова). Она пишет: «По смутной памяти у тамбовских Аносовых были родственники в Саратове. Там в 1820-х – 1830-х гг. разбогател добычей соли на озерах Эльтон и Баскунчак купец Петр Васильевич Аносов ».
Источники:1. Документы ГАСО;2. Дореволюционные газеты Саратова; Мемуары И.Я.Славина;3. Н. Аносова «Пока ещё ярок свет...»; 4.А.В. Кумаков« Штрихи к портретам провокаторов и предателей в народнических кружках Саратова.» https://old-saratov.ru/2023/11/14/kumakov-a-v-shtrixi-k-portretam-provokatorov-i-predatelej-v-narodnicheskix-kruzhkax-saratova/