Михаила Боярского можно и нужно называть иконой советской культуры: театральной, музыкальной и кинематографической. Он ассоциируется у зрителей с духовным олицетворением всех добропорядочных и нравственных ценностей, вызывает чувство эмпатии с помощью маленьких, приземлённых, но от того не менее культовых и разноплановых образов. Всего за несколько лет Боярский видоизменился от артиста массовки и второстепенного члена состава театральной труппы до актёра первого плана, пророчат которого в свои проекты чуть ли не все крупные режиссёры старой закалки. Такую любовь в свою сторону Михаил смог получить прозаичными и трогательными амплуа разнохарактерных персонажей: от мушкетёров и декабристов, до сказочных существ и героев из экранизаций литературной классики
Больше всего зритель знает Боярского по его самым значительным кино-ролям: он покорил публику в "Гардемаринах", втиснулся в телесные границы Чёрного Джека из "Человека с бульвара Капуцинов", покорил советскую публику образом коварного и честолюбивого кота Матвея в "Приключениях Маши и Вити", стал графом де Морсером в "Узнике замка Иф" и доном Сезаром, а также адаптировал для больших и малых экранов образ самого д`Артаньяна из "Трёх мушкетеров". Но какие роли Боярского менее известны публике и, тем не менее, стоят своего первичного просмотра или пересмотра? В сегодняшней статье обсудим самые разные и такие не похожие друг на друга роли актёра, в честь его наступающего дня рождения. Приятного прочтения!
Гицу - "Мосты" (1973)
Режиссёр: Василе Паскару
Сегодняшний материал просто не мог обойтись без упоминания первого появления Михаила Боярского на кино-сцене. Дебютом актёра стала второстепенная роль в антивоенных "Мостах": советской драме с отчётливой примесью яркого молдавского колорита. Для ещё двадцатичетырёхлетнего Боярского было настоящей удачей сняться вместе с Михаилом Волонтиром: считается, что именно постановщик картины, Василе Паскару, и запустил Борскому целиковую актёрскую карьеру. За один только этот фактор недооценённые в народе "Мосты", как символ молдавской культуры, уже заслуживают пристального внимания
Декабрист Якубович - "Звезда пленительного счастья" (1975)
Режиссёр: Владимир Мотыль
После резко свалившегося на плечи Боярского успеха, вызванным его разнохарактерными амплуа в "Соломенной шляпке" и "Новогодних приключениях Маши и Вити", актёр ушло в драматическое русло: он исполнил эпизодическую роль декабриста Якубовича в культовой "Звезде пленительного счастья", рассказывающей о противостоянии жён осуждённых и государственной атмосферы тех лет. Боярский стал для манифеста Владимира Мотыля приятным дополнением: а заодно добавил в портфолио ещё один потрясающий образ, на сей раз сотрясающий зрителя не сентиментальностью или магией, но тяжёлым, сдавливающим реализмом
Волк - "Мама" (1976)
Режиссёр: Элизабета Бостан
Коалиция советских, румынских и французских кинематографистов подарила маленьким зрителям ещё одну сказочную притчу о победе сил добра над силами зла. Молодому Боярскому здесь отошла роль коварного и предприимчивого Волка, что намерен получить выкуп за похищенных детей местной Козы. Советская публика восприняла "Маму", как прямолинейную и весьма точную вариацию классической сказки, а Боярский вновь подтвердил редкую для современного актёра способность - перевоплощение в разнообразные образы. И пускай роль Волка быстро затмили другие сказочные амплуа Боярского, для советского ребёнка этот коварный злодей был, есть и остаётся символом разножанровой особенности актёра
Конокрад - "Как Иванушка-дурачок за чудом ходил" (1977)
Режиссёр: Надежда Кошеверова
Ещё одно подтверждение тому фактору, что Боярский способен украсить своим нестандартным образом любое кино-произведение: сказку, элегию или хронику реальных событий. В "Иванушке-дурачке" актёр воплотил образ беспечного конокрада Фёдора, который обманывает простодушного главного героя и забирает у того коня. Этот диалог между персонажами можно переслушивать вечно: он не надоест никогда. Здесь экранная харизма молодого Боярского изящно противопоставилась глуповатости типичного "ванькиного" образа из классических сказок
Борис Майорец - "Комиссия по расследованию" (1978)
Режиссёр: Владимир Бортко
В производственной кинокартине Владимира Бортко Михаилу Боярского досталась партия помощника главного конструктора реактора, на котором за несколько дней до следственного процесса произошла авария. В отличие от предыдущих амплуа, сказочных или исторических, в "Комиссии по расследованию" Боярский примерил на себя роль самого обычного советского рабочего: простодушного, но не менее эрудированного и знающего себе цену. Для советского зрителя столь резкая перемена образа Михаила стала неоднозначной: что лишь подчеркнуло филигранность и изящность его актёрского стиля
Отец Алика - "Выше радуги" (1986)
Режиссёр: Георгий Юнгвальд-Хилькевич
Магический реализм советского кинематографа - поистине уникальная вещь, открывшая миру искусства множество новых тропов и этюдов. Весь концепт "Выше радуги" строится на противостоянии мозгов и кулаков, силы воображения и силы физической, вымышленности и реализма, представителей нового и старого поколений: представителей таких как раз играют Дмитрий Марьянов (сам Радуга) и Михаил Боярский - отец главного героя. К слову, "Выше радуги" - ещё одно подтверждение тому, как безукоризненно Боярский может вписаться в любое экранное амплуа: старой или новой закалки
Николай Первый - "Чокнутые" (1991)
Режиссёр: Алла Сурикова
Михаил Боярский уже становился мушкетёром, сотрудником советской промышленности, сказочным злодеем, говорящим животным, представителем старой закалки, конокрадом и даже графом. Но в "Чокнутых" образ Боярского возвысился до государственных границ: он воплотит роль своенравного императора Николая I, что наблюдает со стороны за противостоянием первых железнодорожников и консервативных хозяев извозничьих компаний. Тем и символичнее, что эта роль стала последним этапом в переходе советского кинематографа к современному
Тартюф - "Тартюф" (1992)
Режиссёр: Ян Фрид
Последний фильм великого режиссёра музыкальных откровений, Яна Фрида, рассказал трагикомичную историю о неукротимом лжеце с джентльменскими манерами, который соблазняет чужих женщин и крадёт жён у верных мужчин. Михаил Боярский воплотит образ чертовски галантного рифмоплёта Тартюфа, жизнь которого сводится к репетативным повторениям однообразных действий. К слову, последняя лента Фрида ознаменовала окончательный переход советской закалки в сторону российской безнаказанности в сфере культуры
Келлер - "Идиот" (2003)
Режиссёр: Владимир Бортко
Уже в среде современного отечественного кинопроизводства Владимир Бортко адаптировал "Идиота" Достоевского под форму десятиэпизодного мини-сериала. Боярскому же здесь отошла партитура верного товарища Парфена Рогожина, Келлера, что преподаёт бокс и является маститым карточным шулером. Келлер появляется далеко не в каждом эпизоде "Идиота", но во всех сценах с Боярским этот актёрский образ буквально отдаёт его наработанным опытом. К слову, сам книжный Келлер в душе всегда являлся артистом: что отлично коррелирует его кинематографический образ с карьерой Боярского
Мосий Шило - "Тарас Бульба" (2009)
Режиссёр: Владимир Бортко
В дорогой перенос классической истории о семейном возмездии и возвышении чувства долга от Николая Гоголя Михаил Боярский влился столь идеально, что о сходстве экранного Мосия Шило с актёром догадался далеко не каждый зритель. Пожалуй, это действительно последняя роль актёра, которая краем глаза поглядывает на успехи советского кинематографа: то, что идёт дальше, - уже совершенно другая история, в которую Боярский попытался влиться столь же блистательно, как и раньше
Напоследок, хочется пожелать Михаилу Сергеевичу не только здоровья и крепких сил (они сегодня нужны нам всем), но и будущих актёрских и музыкальных успехов. Творчество Боярского знают и любят во всей России, на фильмах с его образами выросло не одно, но сразу несколько поколений. Боярский - это эталон доброты, нежности, высокообразованности и интеллигентности для каждого начинающего актёра и музыканта, что для сегодняшней индустрии - как оазис посреди пустыни