Итальянская детективная традиция не очень жалует маньяков и серийных убийц. Однако нынешний автор решил проявить оригинальность. При том, что он вполне популярен в традиционных форматах криминального чтива. Нынче сеньор Карлотто закрутил интригу в своем романе вокруг маньяка по прозвищу «Турист». Именно он, убив свою очередную жертву, попадает в самое пекло вражды двух могущественных кланов, связанных со спецслужбами. На стороне одного из них оказывается некий Пьетро Самбо, экс-комиссар полиции. Именно к нему обращаются коллеги и друзья той самой женщины, которая стала невольной жертвой «Туриста». Убийцу надо найти…
Так стартует главная интрига романа, который Массимо Карлотто выпустил еще в 2016 году. Пикантность его детищу придает место основного действия – Венеция. Есть в этой авторской уловке что-то от Дэна Брауна – мастера детективного туризма по дестинациям мирового интереса. Его итальянский коллега не отстает и подробно описывает маршруты своих героев в романе. Но что толку, если ты не бывал в Венеции, и знаешь только Гранд-канал до площадь Святого Марка с голубями. Не поможет вам ни Лукино Висконти, ни Томас Манн. Смерть в Венеции, конечно, состоялась, но смысл ее в романе Карлотто совсем иной.
Впрочем, есть еще один, чисто эстетский прием у автора. Он придумал своеобразную биографию для своего маньяка-героя – нечто вроде обладания некой гуманитарной профессии, позволяющей ему странствовать по свету, писать книги по музыке и убивать своих жертв, выбирая их по принципу случая. Однако все эти авторские забавы отходят на второй план, когда в борьбу вступают все обозначенные акторы криминальной интриги. Есть здесь и немного эротических эпизодов, но не они удерживают в напряжении читателей. Скорее здесь доминирует главный, испокон века характерный для подобного жанра интерес: поймают – не поймают. А вот разворот предполагаемого финала может удивить тех, кто жаждет возмездия. Все стартовало в Венеции, а закончится…в Дании. Но это уже, скорее, сюжетный довесок к основной интриге. Ее быстро за двести пятьдесят страниц мы усвоим и в очередной раз поморщимся от сознания того факта, что маньяки были, есть и будут присутствовать в детективном сегменте мировой литературы. Уж кто кто, а Массимо Карлотто в этом хорошо разбирается. И может нам преподать увлекательный жанровый урок на сию тему, сыграв в очередной раз на струнах читательского любопытства, жаждущего наказания Зла и расплаты с ним за его преступные деяния. Если при этом возникает интерес у людей, берущих в руки книгу, то усилия автора на ниве литературного детектива не пропали даром.
Сергей Ильченко