Найти в Дзене
Юридический офис

Как вести себя с коллекторами?

Оглавление
Как вести себя с коллекторами?
Как вести себя с коллекторами?

Законодательство Российской Федерации устанавливает строгие ограничения на методы и порядок взаимодействия лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности (далее – коллекторы), с должниками. Должник имеет право на взаимодействие с коллекторами исключительно через представителя, наделенного соответствующими полномочиями, либо на однозначный отказ от любого взаимодействия. Неправомерные действия коллекторов могут являться основанием для обращения с жалобой в Федеральную службу судебных приставов (ФССП) России.

Коллектором признается сотрудник профессиональной коллекторской организации, включенной в государственный реестр, информация о которой размещается, в том числе, на сайте ФССП России. Данная организация осуществляет деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности.

Коллекторские организации не уполномочены применять к должнику меры принуждения к возврату долга. Исключительное право на применение мер принудительного исполнения, таких как изъятие имущества, наложение ареста, выселение и иных, предоставлено органам ФССП России в соответствии со статьей 5, частью 1 и 3 статьи 68 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Деятельность коллекторов ограничивается убеждением должника в необходимости погашения задолженности и содействием в поиске решения сложившейся ситуации.

Кредитор обязан уведомить должника о привлечении коллекторской организации к взаимодействию с ним по просроченной задолженности, либо о переходе права требования к иному лицу в течение пяти рабочих дней с момента соответствующего события.

Права коллекторов в части взаимодействия с должником

Закон № 230-ФЗ определяет допустимые способы взаимодействия коллекторских организаций с должником. К ним относятся:

  • непосредственное взаимодействие (личные встречи, телефонные переговоры, использование автоматизированных интеллектуальных агентов);
  • передача сообщений по сети связи (телеграфные, текстовые, голосовые сообщения, электронная почта, Единый портал госуслуг при соблюдении условий);
  • и письменная корреспонденция, доставляемая почтой, курьером или курьерскими службами.

Дополнительные способы взаимодействия могут быть прописаны в письменном соглашении между должником и кредитором (или коллекторской организацией), однако должник может отказаться от такого соглашения в любое время.

Взаимодействие с третьими лицами (членами семьи, родственниками, соседями и т.д.) возможно лишь при наличии письменного согласия как должника, так и третьих лиц, и само такое согласие может быть отозвано в любой момент.

Порядок взаимодействия также регламентируется законом. Так, при личной встрече или телефонном разговоре коллектор обязан сообщить должнику:

  1. свой индивидуальный идентификационный код (или ФИО),
  2. наименование кредитора и коллекторской организации,
  3. а также информацию о просроченной задолженности (размер и структуру).

Закон обязывает коллекторскую организацию отвечать на обращения должника (или его представителя) по вопросам просроченной задолженности в течение 10 рабочих дней с момента получения обращения.

Ограничение взаимодействия коллекторов с должниками

Закон № 230-ФЗ устанавливает ограничения на частоту и время взаимодействия коллекторов с должником, используя способы, описанные ранее (личные встречи, телефонные переговоры и т.п.).

В частности, личные встречи не должны превышать одного раза в неделю, а непосредственное взаимодействие в рабочие дни ограничивается с 8 до 22 часов, а в выходные и праздники – с 9 до 20 часов по местному времени. Однако кредитор и должник могут заключить соглашение, изменяющее эту частоту взаимодействия. Кроме того, взаимодействие запрещено в период, установленный законодательством РФ как льготный.

Должник имеет право направить кредитору и (или) коллекторской организации заявление о взаимодействии только через представителя (исключительно адвоката) или об отказе от любого взаимодействия, используя указанные ранее способы. Однако такое заявление об отказе может быть подано не ранее чем через четыре месяца после возникновения просрочки платежа. Его действие приостанавливается на два месяца с момента вступления в силу судебного решения о взыскании долга, в течение которых допускается взаимодействие с соблюдением других установленных ограничений. Если заявление не было подано до вынесения судебного решения, его можно подать в течение месяца после вступления решения в силу.

Действия в случае превышения коллекторами своих полномочий

Закон запрещает коллекторам применять физическую силу, портить имущество и оказывать психологическое давление на должников. Без письменного согласия должника коллекторская организация не имеет права передавать третьим лицам информацию о должнике, его задолженности и прочие персональные данные.

На неправомерные действия коллекторов можно пожаловаться в ФССП России и органы прокуратуры. Жалоба в ФССП может стать основанием для внеплановой проверки, нарушения в ходе которой могут привести к исключению коллекторской организации из государственного реестра (например, за грубое нарушение, повлекшее вред жизни, здоровью или имуществу). Действия коллекторов также могут быть обжалованы в судебном порядке.

Неправомерные действия коллекторов влекут за собой административную, а при наличии соответствующих признаков – и уголовную ответственность. Коллекторская организация обязана возместить убытки и компенсировать моральный вред, причиненные ее неправомерными действиями.