Найти в Дзене

Искусство эмальера

Эмальерное искусство — это искусство соединения стекла и металла, известное более трех тысяч лет. Самые ранние образцы были обнаружены археологами на территории современной Греции. Царица Нефертити носила украшения с горячей эмалью. Ею украшали погребальные маски фараонов. В Россию это мастерство пришло из Византии. Русские мастера не только переняли у византийцев тщательность и изящество исполнения, но и продолжили традиции эмальерного искусства, достигнув в последующие времена высокого совершенства и мировой известности. Особой славой пользовалась основанная в 1842 году в Петербурге фабрика Фаберже, а также открытое в конце 90-х годов XIX века московское отделение этой фирмы, объединяющее несколько производственных мастерских по изготовлению драгоценных ювелирных изделий. В этих мастерских выполнялись эмальерные работы высокого технического качества. Сегодня количество мастеров-эмальеров на территории России очень невелико и с одним из них мы хотим Вас познакомить. Некрасов Илья Але
Эмальерное искусство — это искусство соединения стекла и металла, известное более трех тысяч лет. Самые ранние образцы были обнаружены археологами на территории современной Греции. Царица Нефертити носила украшения с горячей эмалью. Ею украшали погребальные маски фараонов.
В Россию это мастерство пришло из Византии. Русские мастера не только переняли у византийцев тщательность и изящество исполнения, но и продолжили традиции эмальерного искусства, достигнув в последующие времена высокого совершенства и мировой известности.
Особой славой пользовалась основанная в 1842 году в Петербурге фабрика Фаберже, а также открытое в конце 90-х годов XIX века московское отделение этой фирмы, объединяющее несколько производственных мастерских по изготовлению драгоценных ювелирных изделий. В этих мастерских выполнялись эмальерные работы высокого технического качества.
Сегодня количество мастеров-эмальеров на территории России очень невелико и с одним из них мы хотим Вас познакомить.
Некрасов Илья Александрович – художник, мастер-эмальер, основатель компаний Гора и Холм, человек, активно возрождающий интерес к искусству горячей эмали , организатор курсов, мастер-классов и мероприятий.

Корреспондент: Илья Александрович, как вы пришли в такую необычную профессию? Ведь такого профильного образования, насколько мне известно, не существует?

ИА: Эмальер – у меня профессия приобретенная. За плечами есть два художественных образования – колледж по специальности художник росписи по дереву и высшее образование – факультет философии, культурологии и искусства в ЛГУ им.Пушкина..

Но главное образование я получил у отца, Александра Михайловича Некрасова.

Некрасов Александр Михайлович - Художник, преподаватель, директор музея, издатель. Родился в 1955г. В 1991 создаёт музей «Царскосельская коллекция» (Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Магазейная, д. 40/27), в 1996 году ставший государственным и действующий по сей день. А.М. Некрасов – бессменный руководитель музея «Царскосельская коллекция» и руководитель Мастерской живописи, действующей при музее.
Постоянный участник выставок СХ СПб, «Весь Петербург» ЦВЗ, коллективных выставок в России и за рубежом, организатор международных пленэров, куратор серии художественный выставок «Желтый треугольник»

-2

После армии я проработал дизайнером около года и ушел работать в музей к отцу. Занимался экспозиционно-выставочной деятельностью, позже решил открыть свою галерею. Первая галерея открылась во дворце Михаила Романова на английской набережной в Петербурге. Она называлась Z-GALLERY. Там была в основном абстрактная живопись, скульптура, мозаика, инсталляции.

Позже на Большом проспекте Васильевского острова я открыл мастерскую живописи и рисунка, преподавал в основном подросткам и взрослым людям. В это же время делал ремонт а соседних помещениях, чтобы открыть первую в России галерею Абстрактного искусства. Открытие состоялось в 2017 году и мы провели много интересных выставок, в том числе международных.

Здесь я впервые познакомился с эмалями. Однажды пришел художник и принес два альбома с работами, которые он хотел выставить у нас. В одном из альбомов были картины в абстрактном стиле, а в другом — работы, выполненные в технике эмали. Несмотря на мой опыт как художника, я впервые увидел это мастерство, и оно меня очень заинтересовало. Я попросил показать мастерскую, где создавались эти произведения. Так состоялось мое первое знакомство с горячей эмалью.

Корреспондент: А как вы освоили технологию? Насколько сложно было научиться работать с горячей эмалью?

ИА: Всё началось с того, что я предложил художнику помочь в организации мастер-классов и курсов по этой технике. Он согласился, и мы начали процесс. Мы установили печи, я собрал группу людей, и мы начали проводить мастер-классы, параллельно обучаясь этому ремеслу. Оно действительно очень увлекательное, и его возможности безграничны. Эту технику можно применять в самых разных сферах. Мой брат Серафим, который на тот момент уже работал со мной, тоже заинтересовался и начал изучать все нюансы, экспериментировать. В итоге мы сами начали работать в этой технике, а также брали уроки у двух других мастеров, чтобы освоить тонкости работы с эмалью. Постепенно к нам присоединилась моя ученица Вероника, которая впоследствии стала моей женой.

Со временем галерею пришлось закрыть, и мы с братом полностью сосредоточились на развитии мастерской. Основная идея заключалась во внедрении горячей эмали в интерьер и экстерьер. Почему экстерьер? Потому что эмаль прекрасно выдерживает любые погодные условия: она не коррозирует и не выцветает, что очень важно. Годы, а порой и тысячелетия, не оказывают влияния на цвет эмали. Если посмотреть изделия в Эрмитаже, то они находятся в отличном состоянии и прекрасно сохранились, не выцвели..

-3

Корреспондент: А какой у вас был следующий шаг? Вы же должны были со своим продуктом выйти на рынок. Это же не просто мастер-классы, когда ты собираешь народ. Здесь вы уже делаете готовый продукт.

ИА: Еще во времена существования галереи у нас сформировался круг знакомых дизайнеров и архитекторов, которые приобретали у нас предметы искусства для своих клиентов. Именно они стали нашими первыми покупателями. Постепенно дела наладились, хотя было безусловно тяжело. Финансирование полностью отсутствовало, и мы двигались вперед исключительно на энтузиазме и собственных силах.

В области горячей эмали нам удалось получить грант от государства на проведение мастер-класса для детей из детских домов, чтобы они могли попробовать поработать в этой технике и прикоснуться к искусству. Мастер-классы посетило порядка двухсот детей, на которых каждый из них сделал блюдце в технике горячей эмали,а в заключение мы провели выставку.

В нашей мастерской также состоялось несколько лекций для эмальеров с разных уголков России, где каждый делился своими знаниями и проводил мастер-классы в разнообразных техниках, связанных с эмалью. Историю искусства горячей эмали представила Наталья Кильчицкая.

Сейчас у компании Холм есть поддержка благодаря моему давнему другу Леониду и его товарищу. Они верят в мои идеи, поддерживают словом и делом. Мечты становятся все ближе к реальности, развитие ускорилось и мы выходим на другой уровень.

Корреспондент: Илья Александрович, а сколько вообще людей, которые владеют этой техникой в России?

ИА: Примерно можно посчитать по пальцам наших рук и ног, порядка сорока, думаю. Не считал. Этот мир очень тесен и невелик, эмальеры в основном друг друга знают. Жаль, что мало кто у нас варит сами эмали. Один из производителей - Дулевский фарфоровый завод. Сейчас нам удалось в Новосибирске найти женщину-химика, она варит эмали красивых оттенков, которые мы можем использовать для больших форматов работ.

Работа с эмалью — это живой процесс. Изделие, только что вынутое из печи, нужно либо сразу охладить в воде, либо подождать, пока оно остынет — все зависит от конкретного изделия. Затем мы добавляем еще один слой эмали, обжигаем его, повторяем процесс. Важно вовремя остановиться, чтобы не пережечь, не потерять естественную красоту материала в моменте. Это настоящая игра с огнем, своего рода диалог. В итоге мы получаем желанное изделие. Естественно затем обрабатываем: краешки и каемки доводим до блеска, чтобы подчеркнуть, что изделие из металла, или оставляем естественную окалину. В этом процессе ощущается близость к природе, к недрам земли. Когда работаешь с огнем, чувствуешь в себе первобытную силу: колотишь, шлифуешь и гнешь металл, затем добавляешь песок(эмаль), погружаешь все в огонь, при этом работаешь и с водой. Это процесс, в которой соединяются сразу несколько стихий, превращаясь в произведение.

-4

Корреспондент: А что сейчас вы производите в технике горячей эмали?

ИА: Мы занимаемся созданием фонарей, посуды, светильников, настенного декора, панно и декорированием мебели — вставками в кухонные фасады, столы и комоды. В настоящее время мы работаем над красивым проектом облицовки камина в технике горячей эмали, о котором я мечтал несколько лет.

Одно из направлений, которое нас сейчас особенно интересует, — это посуда для ресторанов. Рестораны, использующие стеклянную или фарфоровую посуду, теряют много денег из-за ее повреждений. Наша посуда, даже при падении на каменный пол, может лишь слегка сколоться или помяться, и это относительно быстро и недорого восстанавливается. При этом изделия из меди с эмалью тонкие, как фарфор, и прочные, как металл. У горячей эмали огромный потенциал, который, к счастью, не был полностью раскрыт за эти тысячелетия.

Корреспондент: Расскажите чуть больше про ваше кафе, которое вы сейчас открываете. Что это за идея, кем она реализуется и что там внутри будет?

ИА: Кафе — это шоу-рум нашей компании HOLM. Фирма занимается производством интерьерных и экстерьерных светильников и декора в технике горячей эмали. Здесь мы представляем людям наши изделия в реальной жизни, демонстрируя, как они могут выглядеть в их домах. Дизайнеры смогут прийти и на месте обсудить различные вопросы и идеи.

За кафе располагается наш проектный отдел — отдельное помещение, где можно совместно с дизайнером разработать эксклюзивные решения, если клиенту нужны изменения в проекте. Рядом с проектным отделом находится цех по металлообработке, где можно увидеть процесс производства наших изделий и погрузиться в эту увлекательную историю.

Кафе уже почти готово. В настоящее время мы занимаемся проработкой меню, организацией и систематизацией. У нас есть итальянская печь на дровах, в которой готовится пицца. Люди даже приезжают из разных отдаленных районов, чтобы просто попробовать пиццу, которую готовит наш замечательный шеф Петр. Для него еда — это тоже творчество, в нем без души никак.

Ждем Вас.

-5
-6

Еда
6,93 млн интересуются