Найти в Дзене
Записки не краеведа

Формирование коллекции Донского музея истории казачества #2

⇦ предыдущая часть В добрый час задуманная мысль об устройстве Донского исторического музея приобретает всё большее и большее сочувствие среди населения Донского края, благодаря которому коллекции музея прогрессивно и значительно увеличиваются. Так как сведения о поступающих в музей предметах составляют живой интерес для общества и в особенности для любителей старины, то мы считаем необходимым сообщить известия обо всех поступлениях в музей, о которых не печаталось ещё раньше. На этот раз сообщаем сведения о коллекциях, собранных одним из главных деятелей по организации музея Г. А. Ознобишиным и доставленных им в сентябре минувшего 1886 года. Почти все поименованные здесь лица представленные ими предметы безвозмездно принесли в дар музею, за что им и объявлена особенная благодарность господина Войскового Наказного Атамана и лишь два лица (Черевков и Литвишкова) пожелали получить самое незначительное вознаграждение за свои пожертвования. Из Донецкого округа присланы от подполковника И.

⇦ предыдущая часть

В добрый час задуманная мысль об устройстве Донского исторического музея приобретает всё большее и большее сочувствие среди населения Донского края, благодаря которому коллекции музея прогрессивно и значительно увеличиваются. Так как сведения о поступающих в музей предметах составляют живой интерес для общества и в особенности для любителей старины, то мы считаем необходимым сообщить известия обо всех поступлениях в музей, о которых не печаталось ещё раньше. На этот раз сообщаем сведения о коллекциях, собранных одним из главных деятелей по организации музея Г. А. Ознобишиным и доставленных им в сентябре минувшего 1886 года.

  • От господина Р. К. фон Кютельгена – вырытые им в кургане близ слободы Ореховой (имение графа Орлова-Денисова, на реке Медведице) два человеческих черепа, очень хорошо сохранившиеся, два бронзовых копья, каменный молот, кусок полуистлевшего дерева от могильного сруба и кости, как полагают некоторые, тарпана, то есть дикой лошади.
  • От священника Малодельской станицы (на реке Медведице) отца В. И. Дмитриева – небольшой каменный молоток изящной отделки, найденный в юрте названной станицы.
  • От отца дьякона хутора Мешкова, Мигулинской станицы, М. А. Новикова – молоток из красноватого камня, найденный в окрестностях названного хутора (при речке Тихой).
  • От атамана хутора Недвиговского, Гниловской станицы, С. Маштакова – найденные на городище древнего «Танаиса» два глиняных кувшина.
  • Пять каменных плит с греческими надписями и монограммами дохристианской эпохи, найденные господином Ознобишиным при раскопке на том же городище.
  • 50 кусков разных глиняных сосудов и несколько экземпляров костей, найденных учителем Нижне-Новочеркасского приходского училища А. К. Туркиным на двух городищах в юрте Гниловской станицы.
  • От казака Гниловской станицы С. М. Бойкова – одна амфора из Елизаветинского городища и кувшин из Недвиговского (Танаис) городища и две каменных плиты из кургана, находящегося в пяти верстах от станицы Гниловской.
  • От А. П. Колесниковой, имеющей жительство в станице Елизаветинской, - два глиняных кувшина и медное блюдо с армянской надписью, найденные в Азове.
  • От купца А. Г. Беляевского – каменная тумба с орнаментом генуэзского стиля, найденная в кургане, при расчистке места для постройки дома, в Азове.
  • От урядника Семикаракорской станицы Черевкова – берцовая кость огромного мамонта, вытащенная рыболовной сетью из Дона.
  • От казачки М. Литвишковой, имеющей жительство в Гниловской станице, голенная кость мамонта.
  • От атамана хутора Синявского Я. В. Рудова – кусок чашечной кости мамонта, весом в семь с половиной фунтов, и череп допотопного быка.

Почти все поименованные здесь лица представленные ими предметы безвозмездно принесли в дар музею, за что им и объявлена особенная благодарность господина Войскового Наказного Атамана и лишь два лица (Черевков и Литвишкова) пожелали получить самое незначительное вознаграждение за свои пожертвования.

Сведения о формировании коллекции музея от В. В. Часовникова.

Из Донецкого округа присланы от подполковника И. М. Суворова, при участии В. В. Суворовой и участкового заседателя Донецкого округа, господина Низовкина, в январе 1886 года:

  • В дар Донскому музею – старинная сабля, оправленная в серебро, пожалованная Императрицей Елизаветой первой предку жертвователя, казаку (впоследствии старшине) Савве Суворову, «за его верные службы», 28 июля 1744 года.
  • Для исторического архива несколько старинных актов различного содержания.

Из второго Донского округа от М. М. Курнакова получены, через окружного начальника названного округа А. В. Мишарева, принесённые господином Курнаковым в дар музею, в ноябре 1886 года:

  • Весьма древний шлем.
  • Стальной панцирь.
  • Турецкий ленчик (часть седла), покрытый вызолоченной бронзой.
  • Старинная камышовая трость, оправленная по концам бронзой с таким же молотом на одном конце, составлявшая, по-видимому, знак достоинства какого-либо военачальника.
  • Ятаган с коралловыми и золотыми украшениями по рукоятке и клинку; ножны отделаны в серебро с чернетью, на верхней бляхе двуглавый орёл и надпись: «победителю Очакова», - по преданию, подаренный одному из предков М. М. Курнакова (кажется по женской линии), будто бы знаменитым графом Суворовым, вероятнее же всего – князем Потёмкиным, так как Суворов при окончательном взятии Очакова в 1788 году не был.
  • Сабля, оправленная в серебро, - эфес которой изображает одноглавого орла, считавшаяся в доме Курнаковых очень старинной, переходившей из рода в род.
  • Сабля, оправленная в серебро, с цепочкой на эфесе, также старинная, с арабской надписью на клинке.
  • Две старинные сабли, выбранные господином Мишаревым из пяти, как наиболее интересные по наружному виду.
  • Серебряный с чернетью и позолотой ковш, весом в 114 золотников, пожалованный Императрицей Екатериной II, в 1779 году, предку Курнакова (по женской линии) подполковнику Афанасию Попову.

Кроме того М. М. Курнаков дал обещание передать впоследствии в музей:

  • Портрет Императора Павла I, во весь рост, замечательный и художественной работы и писанным, как говорят, в Англии.
  • Старинные фамильные бумаги и ещё некоторые вещи.

Вместе с тем А. В. Мишарев представил ещё полученную им от М. И. Кузнецовой в дар для музея золотую византийскую монету, оказавшуюся, по определению известных нумизматов, профессоров Прозоровского и Маркова, редкой, с изображением с одной стороны Христа Спасителя и с греческой надписью: «Царю спасай», а с другой – с изображением портрета и надписью: «деспот Алексей I Комнин» (1081-1118 год по Рождеству Христову). Монета эта, как говорят, найдена одним охотником-казаком в лисьей норе.

От вдовы статского советника М. А. Елисеевой, получена через того же окружного начальника господина Мишарева, в декабре 1886 года серебряная небольшая чашка, круглой формы, по-видимому византийской работы, вырытая в одном из курганов и приобретённая покойным супругом жертвовательницы Д. К. Елисеевым, от которого она слышала, что кроме этой чашки в том же кургане был найден серебряный набор конной сбруи.

Жертвователям поименованных предметов выражена благодарность господина Войскового Наказного Атамана.

Газета «Донская речь» № № 26-27 1887 года.

⇦ предыдущая часть | продолжение ⇨

НавигаторМузейная деятельность

Подборка "Археология"