Найти в Дзене
Швец, чтец и игрец на дуде

Мои лучшие книги 2024-го года, итоги

Который год в конце декабря я пишу подобную статью, но впервые это дается мне сложно. В списке будет мало книг, и дело не в том, что я читала меньше обычного. Автоматическая мысль «это был непростой год» навеяна, видимо, Владимиром Владимировичем, но пора отделять привычное от истинного. Год не был непростым. Он был странным. С важными решениями, проблемами, счастливыми моментами, трудностями и настоящим чудом. Пожалуй, это первый год сознательной жизни, который я прожила глубоко в себе, искусство было неизменным спутником, но и его сила редко выдергивала на поверхность. Список мал, но мощен. То, что побиралось сквозь панцирь. А еще мой 2024 официально год малой прозы. Здесь я чаще пробуждалась и встряхивалась, поэтому о ней расскажу в отдельной статье*. Здесь – романы и две не художественные книги. Подробные отзывы есть на канале, буду кратка и оставлю ссылки. Сложный, необычный роман, для которого сложно четко определить жанровую принадлежность: антиутопия, философский трактат и
Оглавление

Который год в конце декабря я пишу подобную статью, но впервые это дается мне сложно. В списке будет мало книг, и дело не в том, что я читала меньше обычного.

Автоматическая мысль «это был непростой год» навеяна, видимо, Владимиром Владимировичем, но пора отделять привычное от истинного. Год не был непростым. Он был странным. С важными решениями, проблемами, счастливыми моментами, трудностями и настоящим чудом. Пожалуй, это первый год сознательной жизни, который я прожила глубоко в себе, искусство было неизменным спутником, но и его сила редко выдергивала на поверхность.

Список мал, но мощен. То, что побиралось сквозь панцирь.

А еще мой 2024 официально год малой прозы. Здесь я чаще пробуждалась и встряхивалась, поэтому о ней расскажу в отдельной статье*. Здесь – романы и две не художественные книги.

Подробные отзывы есть на канале, буду кратка и оставлю ссылки.

Морис Бланшо «Всевышний»

Сложный, необычный роман, для которого сложно четко определить жанровую принадлежность: антиутопия, философский трактат и даже немного хоррора. Взрыв отдельно взятых элементов реализма и сюрреализма иллюстрирует внутренний мир маленького человека, неожиданно столкнувшегося с хаосом окружающего мира.

Когда, как я, все понимаешь — это ад

Тим О’Брайен «Вещи, которые они несли с собой»

-2

Самый пронзительный роман не о войне, а о людях внутри войны, прошедший электрическим током через моё тело. Некрасивая истина и поражающая правдивость от лица человека, который действительно побывал на чужой войне и не смог себе этого простить. Отзывалась, царапалась, тронула.

Отвоевал свое, вернулся домой. Уцелел. Я уцелел, но нету у рассказа счастливого завершения, потому что я струсил и отправился на войну.

Владимир Набоков «Истинная жизнь Себастьяна Найта»

-3

Ни для кого не секрет, что я влюблена в этого похотливого грязного старика (из заметок Фаулза если что, а то начнётся), очередной роман не стал исключением, но традиционно – глоток свежего воздуха. История известного писателя, который хотел жить по законам собственной души, но ожидаемо не находил для неё пристанища. Здесь же я впервые так ярко прочувствовала скорбь Набокова по покинутой русской земле.

«Я всегда думал, пишет он, что одно из самых чистых чувств - это чувство изгнанника, оплакивающего землю, где он родился.

Дино Буццати «Загадка Старого Леса»

-4

Неожиданно приятная и теплая притча о важности хранить и лелеять в себе ребенка под скорлупой из боли и жизненных тягот, и о добром начале, которое теплится даже внутри самой черствой души. Местами жуткая, сказочная, но трогательная.

По безлюдным долинам часто бродят пагубные мысли, недобрые желания, и откуда они берутся – неизвестно. Их рождает одиночество, а потом они проникают в сердце

Ференц Шанта «Пятая печать»

-5

Сильнейший роман о моральном выборе с концовкой, разрывающей душу на части. Хорошо бы напомнить себе, что любой человек сам ответственен за последствия личных решений и последнее дело – осуждать. Со стороны святой может показаться грешником, данный роман лучшее тому доказательство.

Производить мертвецов легко — гораздо труднее делать таких мертвецов, которые едят, пьют, работают и в то же время умеют держать язык за зубами как настоящие, неподдельные мертвецы.

Петер Фламм «Я?»

-6

Автор, врач по образованию, создал сложно-притягательный портрет человека, которого сломило посттравматическое стрессовое расстройство, но кроме главной идеи в романе есть большее – горькая иллюстрация бессмысленности жизни потерянного человека, которому суждено стать безликой тенью собственной жизни. Единственная невосполнимая потеря – потеря своего Я.

Падение чeлoвека, уже pacпавшегося, чтобы pacпадаться дальше

Линдсей Кларк «Химическая свадьба»

-7

Роман-мистерия, с которым я провожала год. Путешествие внутрь собственного подсознания в поисках ответов на самые главные вопросы жизни, завораживающий сюжет и важные выводы. Именно так стоило завершить год, книга нашла меня в нужное время и навсегда останется судьбоносным посланием.

Ты живешь, час за часом, обдумывая что-то, нащупывая будущее, не удовлетворяясь, но справляясь; но затем происходит пересечение с чужим миром, и внезапно ты снова оказываешься в смятении. Действительность находится где-то в другом месте. А ты обездолен.

• Не художественная литература

Много-много психологии читала, но там узкопрофильное, а вот, что может быть интересно всем:

Роберт Зарецки «Жизнь, которую стоит прожить. Альбер Камю в поисках смысла»

-8

По-настоящему захватывающая биография одного из моих любимых экзистенциалистов, проливающая свет не только на жизнь и творчество Камю, но и глубинно разбирающая его произведения, философию, взгляды. Без воды, без грязного белья, только ты, Альбер и философия – читается на «ура».

Рэндольф Несси «Хорошие плохие чувства»

-9

Эволюционный взгляд не только на психические проблемы человека, но и в целом на вид людской. Научный подход помогает лучше понять себя, мотивировку действий и даже мыслей. Понять и простить принять.

Небольшой, но вкусный улов.

Снова поймала себя на мысли, насколько огромную роль в моей жизни играет литература. И это не эскапизм, это самопознание.

Поделитесь своими лучшими книгами года?

-10

*Вторая часть о лучшей малой прозе уже на канале: