- “Мы живeм низмeннoй жизнью, мы нeoбразoванны и безграмотны; и в этoм oтношении я, признаюсь, не дeлаю бoльшoго paзличия мeжду безграмoтнocтью тех моих землякoв, которые не знают aзбуки, и безгpaмотностью тех, кто выучилcя читать лишь для тoго, чтобы читaть книги для дeтeй и слабоумных. Мы дoлжны стремиться сpaвняться с дocтойными людьми древности, a для этого надo прежде всегo узнать oб их деяниях. Но мы — мeлкaя пopoда, и наши духoвные взлеты oгpaничены столбцами ежеднeвных гaзeт“ (Генри Дэвид Торо, "Уолден или жизнь в лесу").
- "За любой комфорт нужно pacплaчивaться. Пoлoжениe домaшнего животного влечёт за сoбoй пoлoжение убoйногo cкoта" (Эрнст Юнгер, "Уход в лес").
9 августа 1854 года на прилавки книжных магазинов поступила работа американского писателя и мыслителя Генри Дэвида Торо "Уолден или жизнь в Лесу". За годы, прошедшие с тех пор, мнения об этой работе менялись не однажды на строго противоположные. Её совершенно не оценили современники писателя, но в знаменитом романе "Дзен и искусство ухода за мотоциклом" 1974-го года издания, главный герой возит с собой именно томик Торо. Роберт Стивенсон осудил Генри Торо за трусость и побег из общества, но "Уолден..." стал культовым текстом в эпоху хиппи. И сейчас, когда всё чаще звучит призыв к экологичному и осознанному потреблению, отказу от излишества, роскоши, в пользу интеллектуального и духовного, работа "Уолден или жизнь в лесу" звучит очень современно. А ещё - книга безумно увлекательно читается, завораживает своими идеями и вдохновляет на собственные проекты!
А спустя век, 1951-м году, немецкий писатель, мыслитель и офицер, участвовавший в обеих мировых войнах, выпускает эссе "Уход в лес" - размышление о новом человеке, готовом взять на себя ответственность жить осознанно и обдуманно, невзирая на постоянную смену векторов в политической и общественной жизни государства.
При всей несхожести этих произведений, и Торо, и Юнгер - очень актуальны и своевременны. И об этом хочется поговорить...
...
Книга "Уолден или жизнь в лесу" выросла у Торо из эксперимента. Писателю захотелось пожить вне города, у отдаленного озера, ориентируясь исключительно на свои силы и возможности. Здесь следует оговориться: Торо не собирался жить в шалаше, питаясь подножным кормом и нося набедренную повязку, нет. У писателя были и инструменты, и гвозди, и ел из посуды, и чернилами пользовался. Главной мыслью Торо было показать: как же можно жить иначе в условиях современности, не подстраиваясь под диктуемые законы, но творя свою судьбу. Как можно работать - в радость, свободное время проводить - в размышлениях и беседах с природой. Как можно остаться в огромном выигрыше, отказавшись от гонки за ресурсы и статус.
Ключевой тезис "Уолдена..." можно попробовать выразить так: преобладание городского населения, стремительное развитие технологий, машинизация и урбанизация несут столько же минусов, сколько и плюсов. Человек в новых условиях просто теряет свою суть, становясь винтиком, но не творцом. Важно научиться не только пользоваться достижениями науки, но понимать - зачем пользоваться и к чему это приведёт.
И ведь это за век до Хаксли и Фромма. Поразительно.
...
Эссе "Уход в лес" - совсем небольшая работа Эрнста Юнгера, вышедшая в 1951-м году. Ему - за пятьдесят, он проиграл две войны, побывал и последователем, и критиком немецких политических амбиций, был одним из виднейших интеллектуалов Европы и только-только был снят запрет на публикацию его трудов. Потому, его эссе (да как и другие книги) было принято с большим интересом, причём читателями с различными идеологическими позициями. И, пожалуй, Юнгер никого не разочаровал.
Наверное, одно из главных отличий Юнгера от Торо в том, что первый - ставит акцент на политику. Он рассуждает о личности, которая противопоставляет себя государству. О личности, которую государство уничтожает - как свободную, независимо мыслящую политическую единицу. Эрнст Юнгер пишет: "Ecли вo вpeмeнa гocподcтвa непосредственного насилия, затянувшиеся, быть может, нaдoлго, обретаются одиночки, хранящие сознание своих прав даже жepтвуя собой, то именно здесь нам и необходимо искать. Даже там гдe oни молчат, вокруг них, как над скрытыми под водой рифами, всегда будeт вoлнeниe. Oни дoказывают, чтo пpeвосходcтвo в силе даже там, где oнo измeняет историю, не способно создать пpaво". Торо же paзмышляeт о поиске в области духовного, о самосознании и самоощущении себя в мире: "Стaньтe Кoлумбами целых новых континентов и миров внутри себя, открывайте нoвые пути - нe для тopговли, а для мыcли". Мысль Торо - о взаимоотношении человека и общества, что плывёт по течению. Мысль Юнгера - о взаимоотношении человека с системой, что желает подчинить себе каждого. И оба они: о новом сознании, что будет способно породить в людях мысль об отказе - от привилегий, чинов, излишеств. Оба они: про одиночек, нащупывающих свою дорогу в дремучем, но таком богатом - на открытия и опыт - Лесу.
...
И думается, что "уход в лес" (и по Торо, и по Юнгеру) - это метафора отказа от сотрудничества. Не со всеми, но с руководством, управлением, официальными органами. Та самая "внутренняя эмиграция", упоминание которой можно всё чаще встретить в рецензиях на труды писателей, музыкантов, философов, художников. Видимо, время опять пришло - и нужно быть готовым "уходить в лес".
...
Есть желание - отключиться
от всеобщих сетей планеты,
и никто чтоб: ни спутник, ни птица
не сказали бы - как ты и где ты.
Есть желание - не включаться
в общий бег, в ход часов и дней,
не здороваться и не знаться
даже с лучшими из людей.
Есть желание - в дали, в степи
в белокрылую стать зимы
раствориться, пустить побеги,
и когда-нибудь расцвести.
(Михаил Чебунин).