Найти в Дзене

Как Сатана рассматривается в иудаизме

Сатана — персонаж, который появляется в системах верований многих религий, включая христианство и ислам. В иудаизме «сатана» — это не разумное существо, а метафора злого начала — Йецер Хара, которое существует в каждом человеке и искушает нас совершать неправильные поступки. Еврейское слово «сатана» (שָּׂטָן) переводится как «противник» и происходит от еврейского глагола, означающего «противостоять» или «препятствовать». В еврейской мысли одна из вещей, с которой евреи борются каждый день, — это «злое начало», также известное как йецер хара (יֵצֶר הַרַע, из Бытия 6:5). Йецер хара — это не сила или существо, а скорее относится к врожденной способности человечества творить зло в мире. Однако использование термина сатана для описания этого импульса не очень распространено. С другой стороны, «доброе начало» называется йецер ха'тов (יצר הטוב). Упоминания о «сатане» можно найти в некоторых православных и консервативных молитвенниках, но они рассматриваются как символические описания одного и
Оглавление

Сатана — персонаж, который появляется в системах верований многих религий, включая христианство и ислам. В иудаизме «сатана» — это не разумное существо, а метафора злого начала — Йецер Хара, которое существует в каждом человеке и искушает нас совершать неправильные поступки.

Сатана как метафора Йецер Хара

Еврейское слово «сатана» (שָּׂטָן) переводится как «противник» и происходит от еврейского глагола, означающего «противостоять» или «препятствовать».

В еврейской мысли одна из вещей, с которой евреи борются каждый день, — это «злое начало», также известное как йецер хара (יֵצֶר הַרַע, из Бытия 6:5). Йецер хара — это не сила или существо, а скорее относится к врожденной способности человечества творить зло в мире. Однако использование термина сатана для описания этого импульса не очень распространено. С другой стороны, «доброе начало» называется йецер ха'тов (יצר הטוב).

Упоминания о «сатане» можно найти в некоторых православных и консервативных молитвенниках, но они рассматриваются как символические описания одного из аспектов человеческой природы.

Сатана как разумное существо

Сатана появляется как полноценное существо только дважды во всей  еврейской Библии , в Книге Иова и в Книге Захарии (3:1–2). В обоих этих случаях термин, который появляется, — это ha'satan , где ha — определенный артикль «the», как в английском языке. Это призвано показать, что терминология относится к существу. Однако это существо сильно отличается от персонажа, встречающегося в христианской или исламской мысли, известного как Сатана или Дьявол.

В книге Иова Сатана изображен как противник, который насмехается над благочестием праведника Иова (אִיּוֹב, на иврите его зовут Иов). Он говорит Богу, что единственная причина, по которой Иов так религиозен, заключается в том, что Бог дал ему жизнь, наполненную благословениями.

«Но на все имение его возложи руку Твою, и он проклянет Тебя в лице Твоем» (Иов 1:11).

Бог принимает пари Сатаны и позволяет Сатане обрушить на Иова всевозможные несчастья: его сыновья и дочери умирают, он теряет свое состояние, его поражают болезненные нарывы. Но даже когда люди говорят Иову проклинать Бога, он отказывается. На протяжении всей книги Иов требует, чтобы Бог сказал ему, почему с ним происходят все эти ужасные вещи, но Бог не отвечает до глав 38 и 39.

«Где был ты, когда Я создавал мир?» — спрашивает Бог Иова: «Скажи Мне, если ты так много знаешь» (Иов 38:3-4).

Иов смирился и признал, что говорил о вещах, которых не понимал.

Книга Иова пытается ответить на сложный вопрос, почему Бог допускает зло в мире. Это единственная книга в еврейской Библии, в которой упоминается «сатана» как разумное существо. Идея сатаны как существа, владычествующего над метафизическим миром, так и не прижилась в иудаизме.