Найти в Дзене
Это тоже Питер!

Вера Гусева — создатель знаменитого розового трамвая

Трамвай в последние годы снова стал популярным видом городского транспорта. Его уже не считают устаревшим, а напротив, в Красносельском районе планируют удлинить маршрут по улице Маршала Казакова вплоть до самого Финского залива. Здесь же, в нашем районе, живёт удивительная девушка, которая своими руками может собрать трамвай с электрической тягой. Вы её, конечно, видели не раз, когда она проезжала мимо на розовом трамвае. Зовут её Вера, и ей 19 лет. Вера, помните ли вы себя в возрасте десяти лет? Чем вы увлекались тогда? Мне всегда нравилось разбираться в технике. В детстве я разбирала игрушки, которые работали на батарейках. В общем, с электричеством я дружила. Ещё я любила кататься на электричках «с ветерком», то есть испытывать экстрим. Я как бы совместила свои увлечения. Полгода изучала, как устроены электрички и электрооборудование. Когда я переехала в Красносельский район, я решила изучать трамваи: как они устроены, что в них хорошего, а что плохого. Сначала изучала сама, а пото

Трамвай в последние годы снова стал популярным видом городского транспорта. Его уже не считают устаревшим, а напротив, в Красносельском районе планируют удлинить маршрут по улице Маршала Казакова вплоть до самого Финского залива. Здесь же, в нашем районе, живёт удивительная девушка, которая своими руками может собрать трамвай с электрической тягой. Вы её, конечно, видели не раз, когда она проезжала мимо на розовом трамвае. Зовут её Вера, и ей 19 лет.

Вера Гусева и её розовый трамвай VoltZ
Вера Гусева и её розовый трамвай VoltZ

Вера, помните ли вы себя в возрасте десяти лет? Чем вы увлекались тогда?

Мне всегда нравилось разбираться в технике. В детстве я разбирала игрушки, которые работали на батарейках. В общем, с электричеством я дружила. Ещё я любила кататься на электричках «с ветерком», то есть испытывать экстрим. Я как бы совместила свои увлечения. Полгода изучала, как устроены электрички и электрооборудование. Когда я переехала в Красносельский район, я решила изучать трамваи: как они устроены, что в них хорошего, а что плохого. Сначала изучала сама, а потом поступила в Академию транспортных технологий.

Вы родились не здесь? 

Нет, я родилась в Пушкине и жила там до 15 лет. Потом переехала в Красносельский район. В Пушкине я жила в «Детской деревне», где жили дети-сироты. Затем я переехала сюда, в Молодёжный дом, где жила до 18 лет. Мне нравится этот район больше, чем Пушкин. Сейчас мы живём вместе со своим парнем.

Когда вы сконструировали свой первый трамвай? 

Он был сделан три года назад, когда мне было 16 лет. Материалы я покупала на свою стипендию. 

Идея создать этот трамвай ко мне пришла в связи с тем, что на тот момент у меня не было возможности и времени кататься на электричках, поэтому я и решила найти этому не очень хорошему занятию довольно неплохую альтернативу. Сейчас же, трамвай "VoltZ" является экспериментальной моделью.

Вера Гусева и её розовый трамвай VoltZ
Вера Гусева и её розовый трамвай VoltZ

Когда я окончила Академию транспортных технологий буквально два-три месяца назад, меня пригласили в Горэлектротранс поучаствовать в выставке «Россия — моя история», в честь Дня транспорта.

Как проходила выставка? 

Мне показалось, что она была плохо организована, и у меня остались о ней не очень приятные впечатления. Когда мой трамвай перевозили обратно в Горэлектротранс, он был повреждён. Стойка, на которой крепится колесо, была отломана. Мой трамвай сломали. Хорошо, что потом его отвезли в Троллейбусный парк №1. Кстати, там работают очень хорошие люди — обычные рабочие, которые быстро починили мой трамвай.

Вера Гусева и её розовый трамвай VoltZ на берегу Финского залива.  vk.com/ptmz_trams
Вера Гусева и её розовый трамвай VoltZ на берегу Финского залива. vk.com/ptmz_trams

Сколько времени требовалось на сборку такого розового трамвая? 

Изначально первый образ трамвая был собран за пять дней. 6 октября 2021 года — день создания трамвая. Я выехала на нём на улицу, и он… развалился! После этого я поняла, что это довольно интересный проект, и его нужно улучшать. С каждой поездкой находилось всё больше и больше ошибок, которые нужно было исправлять. Сейчас трамвай находится в практически идеальном состоянии. Он до сих пор является экспериментальной моделью. 

Когда вы сможете назвать свою модель не экспериментальной? 

Скорее всего, когда я сделаю ещё один такой же трамвай и полностью его испытаю. Испытания нужно проводить не только в простых условиях, например, просто проехать по ровной трассе, как это делают некоторые производители современных трамваев. Необходимо испытывать его в жестких условиях, чтобы проверить, как работают все механизмы. Это не однодневное испытание; на это нужно время. Мой розовый трамвай уже прошёл все испытания — и холодом, и дождём, и снегом, и ветром. Везде ездила, и вроде всё нормально работает. 

Планируете ли вы совершенствовать эту модель? 

Да, например, задние колеса нужно заменить на надувные, чтобы не было вибрации, и рама не разваливалась. А с передними колесами я даже не знаю, что делать, потому что сейчас производят некачественные детали, которые очень быстро выходят из строя. Я хочу сделать так, чтобы всё выглядело красиво, классно и дорого. Это не просто модель для развлечения; это довольно интересный проект, уникальная разработка с необычным электрооборудованием. 

Сколько килограммов она выдерживает? 

Однажды на нём проехали пассажиры общим весом 200 кг. Правда, после этого возникли проблемы с проводом от мотора колеса. 

Поэтому теперь больше катаете на ней детей, правильно? 

В основном, да. Но вот сегодня вас прокатила.

Вам приятно, что к трамваю все подходят и задают вопросы? 

Мне это привычно. Я говорю, как есть: что сама его сделала и катаюсь. Меня бесит, когда его называют троллейбусом или автобусом. Благодаря популярности ко мне стали поступать заказы на изготовление моделей трамваев. Моя разработка называется VoltZ — это розовый трамвай и трамваи такого типа. Также есть в планах модель ПТМЗ-22 — тоже моя разработка.

Они заказывают это для себя? 

Да, для себя, для детей. Заказывали даже из других городов. 

А где вы их делаете? У вас своя мастерская? 

Да, есть место, где я их делаю. Маленькие трамваи можно делать в домашних условиях, конечно. 

Модель трамвая ПТМЗ-22.  vk.com/ptmz_trams
Модель трамвая ПТМЗ-22. vk.com/ptmz_trams

В вашем телеграм написано, что вы работаете на заводе, это так?

Да, работаю с удовольствием. Когда-то я мечтала открыть свой завод по производству трамваев. Как говорится, мечты сбываются. 

Я занимаюсь производством и разработкой моделей трамваев, выполняю различные заказы по изготовлению моделей. Так же, планирую развиваться в этой сфере.

А ваш парень как относится к тому, что вы создаете трамваи? 

У него у самого руки из нужного места растут. 

В какой город вы хотели бы отправиться на своем трамвае? 

Я даже не знаю... Мне и в Санкт-Петербурге нравится. Никуда пока не хочу выезжать. 

Вам нравятся современные трамваи, которые сейчас работают в городе? 

Честно говоря, мне они не особо нравятся. Я знаю, какое у них управление. У них есть задержки: допустим, нажимаешь на газ, а он секунды две думает и только потом едет. У него целая куча датчиков, которые мешают нормальной эксплуатации. Для чего это всё сделано? Поломки обходятся очень дорого. Я считаю, чем меньше всяких комплектующих систем, тем надёжнее и безопаснее. Проще заменить какой-то один элемент, чем ковыряться в электронике, заказывать её за десятки или сотни тысяч. 

Все эти недоработанные современные системы — искусственный интеллект только мешает управлять трамваем. Вся эта электроника, электронные тормоза — всё электронное ни к чему хорошему не приведёт. Электричество отключится — электронный тормоз не сработает, и что делать? А ничего. Лучше механика, чем электроника. 

На свои трамваи я ставлю самые простые элементы электрооборудования. На моем розовом трамвае, например, сигнал от ручки контроллера (где газ и тормоз) до моторов доходит через один блок управления, то есть никакой другой электроники у меня нет. Всё просто и надёжно. И очень легко найти неисправность. В основном все неисправности у меня были связаны с проводкой. Но по-хорошему надо просто сделать нормальную проводку. У меня на трамвае стоит автомат, который в случае короткого замыкания отключит систему. Трамвай работает на аккумуляторе, и на самом аккумуляторе есть плата защиты от короткого замыкания. То есть у меня двойная безопасность. 

Трамваи для вас — это хобби или бизнес? 

Это мечта! Она появилась два года назад. Я занимаюсь производством моделей трамваев, но моя цель — делать настоящие трамваи, более качественные, чем современные «ведра». 

Модель трамвая «Стриж».  vk.com/ptmz_trams
Модель трамвая «Стриж». vk.com/ptmz_trams

Есть у меня одна модель в разработке сейчас. 

Трамвай ПТМЗ-22 СГ. Он рассчитан на зиму, в отличии от розового трамвая. Там будут все условия для комфортных поездок.

ПТМЗ-22 СГ — это модель трамвая, которая может ездить как по рельсам, так и по дороге.   У неё совмещенный тип. Этот трамвай будет иметь механическое управление — никакой электроники, никаких сенсоров и датчиков не будет, за исключением тех, что не влияют на управление трамваем. Электроника не способна проработать все ситуации на дороге; человек же способен реагировать в самых необычных ситуациях. 

Это потрясающе! Желаю вам удачи!

Беседовала Александра Лахтина.

Специально для @etotozhepiter

Октябрь, 2024

t.me/ptmz_tram

ПТМЗ Production ⚡