***
Из разговоров пожилого поколения, не Можайских жителей, когда-либо, проездом бывших в Можайске, передается впечатление, что это город – сад. Действительно, весенняя летняя, осенняя красота различных деревьев кустарников и цветов украшает улицы города, прикрывает различные строения, в жару сохраняет прохладу, способствует чистоте и свежему воздуху. Из них, многие деревья – исполины, посаженные по улицам в начале ХХ столетия, сегодня, представляют особенную ценность, относятся к реликтовым. В перекличке между собой составляют основу городского пейзажа, его своеобразие. К ним относятся серебристые тополя, посаженные к 100-летнему юбилею Бородинского сражения, липы, клены… Посадки эти сделаны в годы эстетического равновесия архитектурной среды. Над городом главенствовали храмы, им подчинялась жилая застройка, не выше двух этажей, которую окружала зелень парков и садов.
***
К 1923 году, по справочнику «Можайский уезд» 1925 года, население Можайска составляло 4114 человек. При этом числе горожан плодоносило яблонь – 3289; груш – 126; слив – 386; вишен – 3313; смородины – 1739; крыжовника – 400; малины в десятинах – 1,02 (217 кв.м.).
Кроме яблонь антоновки и коричневой встречались грушовка, зеленка, верхотурка, кальвиль, плодовитка. Из груш преобладали тонковетка и бессемянка.
В том же справочнике читаем, что из городских садов выделялся сад братьев Григория и Михаила Андреевых, угол ул. Герцена и Красноармейской. Сад состоял из 147 корней, имел до 30 сортов, пользовался уходом и хорошо плодоносил. Сад Андреевых был ограничен парковыми посадками. Из них сохранились сосны.
В 1923 году, питомник братьев Андреевых расширялся, занимал новую полученную от Местхоза площадь в 1800 кв. сажень, на которой высаживали около 30000 дичков, главным образом яблоки.
В городе находилось цветоводство Григория Алексеевича Андреева, существовавшее как промышленное с 1917 года; как любитель Г. А. Андреев занимался выгонкой цветов с 1905 года. Площадь под цветоводство занимала 360 кв. сажень с двумя теплицами. Выращивались исключительно астры, хризантемы, гортензии, примулы. Сбывались цветы в Москве.
Далее по справочнику узнаём, что при станции Можайск было станционное цветоводство с теплицей на три отделения. Цветами удовлетворялись цветники станций Белорусско-Балтийской железной дороги на участке Кубинка – Дровнино.
В городе площадь огородов в 1923 году занимала 65,73 десятины; из них 18% зерновых культур; 50% картофеля; главные овощи 31,5% (в убывающем порядке: капуста, брюква, свекла столовая и кормовая, огурцы, морковь столовая и кормовая, лук); второстепенные овощи 0,5% (в убывающем порядке: редька, помидоры, бобы, горох, табак, репа, фасоль, турнепс, тыква, чеснок, мак, цикорий, салат, кабачки).
В 1923 году по данным учета Местхоза наиболее крупные огородники города в числе шести, занимали лишь 5 десятин 815 кв. сажень, из которых под огородными культурами, включая картофель, было занято 3 десятины 931 кв. сажень. Из этого соотношения видно, что у названных огородников сады занимали более одной трети площадей. В Можайске, в дореволюционные годы, население в большинстве состояло из потомков купцов, мещан и интелегенции, для многого числа из них огородные проблемы были второстепенными, поэтому плодово-ягодные сады занимали не малую площадь в городе.
***
В дореволюционное время Можайск украшали парковые сады.
В записях краеведа Н. И. Власьева отмечаем: «Старый Можайский городской сад был посажен на месте бывшего болота Е. В. Армфельд, по настоянию бывшего исправника Грибского осенью 1886 года. Весной 1887 года началось в нем уже общественное гулянье; впервые объединивших концы гулянья по приходам».
К сожалению, указать точно где был этот сад на сегодня не представляется возможным.
Известно болото, позднее осушенное, находилось в истоках речки Куширки, при въезде в Можайск от Москвы, по улице Московской слева. Здесь был конец приходского квартала Вознесенской церкви, по другую сторону от Московской дороги - конец квартала Троицкой церкви. Возможно, это и был тот сад.
Место это находилось при сенной торговой площади города, где позднее на ней в 1914 году построена шикарная богатая школа с классическим уклоном образования (средняя школа №1) у мельницы Куширского ручья.
В этом месте улица 2-ая Московская (Каракозова) упиралась в улицу Амбулаторную (тогда пограничную без названия). До поймы ручья Куширки в створе улицы с южной стороны на рубеже ХХ века в окружении названного сада подходила застройка городской больницы, сохранились здания туберкулезного диспансера и кожного отделения. Где-то в этом районе у доктора Андрея Ивановича Вогау в собственном доме родился, затем проживал будущий русский и советский писатель Борис Пильняк-Вогау.
Автор статьи очень хорошо помнит эту местность и сад, так как десять лет ходил через него в школу. Удивительные огромные деревья, среди них широченные стволовые ивы, съедобный кустарник, нигде такого в Можайске не видел. А осенью красота необыкновенная, цветной полет и шуршание под ногами. Помимо прочих деревьев, более ста лет простояли здесь могучие ивы, некоторые из которых дожили до начала XXI столетия. В обхвате ствола нужно два-три человека, что указывает на более, чем сто лет и их было не мало. Последнее из них раскинуло свои ветви на улице Амбулаторной рядом с больницей. Сад дублировал подолье Куширки от улицы Карасева до улицы Московской. Но спилен под неказистые корпуса больницы. Как архитектор замечу, что вопрос размещения корпусов больницы можно было решить по другому, сад сохранить и архитектуру создать. Но, увы...
Когда-то этим садом и прилегающим с юга садом Андреевых оканчивался город, являясь украшением въезда и утешением для горожан в дни и часы отдыха. От этой живописной границы в 60-х годах застроен район «Черемушки», единственно правильное решение в распределении строительства хрущевской застройки.
Известен парк, подаренный городу графским родом Уваровых, зафиксирован как сад 1903 года. Он прилегал к торговым рядам с севера и восточной стороны в контуре территории отведенных торговым рядам. Теперь часть этого сада является городским парком «Победы» с имеющимися захоронениями воинов 1941-42 годов и ветеранов Великой Отечественной войны.
В Можайске при Лужецком монастыре был сад, очевидно старинного происхождения. Сохранились у восточных врат монастырской ограды два величественных серебристых тополя. В городе эти царственные деревья украшают улицы во многих местах. Подобных три дерева включены в парадный ландшафт партера военно-исторического музея-заповедника Бородино. Известно, что два из них посажены в 1839 году императором Николаем I. Это обстоятельство напоминает, что городские серебристые тополя, по своему возрасту близкие к Бородинским, посажены к 100-летней юбилейной дате известной битвы.
***
Традиция Можайского садоводства восходит к XVI веку. При царском дворце Ивана Васильевича IV располагался государев сад. Относительно современной планировки, территория этого сада располагалась от улицы Переяславль-Хмельницкой до поймы реки Можайки (ул. Набережная), от улицы Московской до прохода через Можайку на улицу Советская. Здесь сад оканчивался короткой улочкой ХVI века, которая прослеживается и сегодня. При этой улочке находилась церковь св. Космы и Дамиана. На территории этого сада, помимо озеленения, находились пруды и зверинец. Царь любил охоту. Есть предания, как он охотился на Козьей горке, как проводил соколиную охоту выше Марфина брода по Москве-реке. Пойманная живность могла содержаться в зверинце, там же содержались соколы-охотники. Зверинец служил потехой для царских гостей для иностранных послов.
Сады тех времен носили утилитарный характер. Царский сад в рациональной планировке имел плодово-ягодную часть, цветочную часть, огород. При этом простом подходе царские садоводы достигали ублажающих красот.
Отдаленное представление о таких садах дает дипломная работа в МАРХИ 1989 года архитектора И. Купцовой (Васнецовой) под руководством кандидата архитектуры ВНИИТАГ г. Москвы М. П. Кудрявцева.
Реконструкция царского сада ХVII века через реку от московского кремля показывает, что симметричный в своей основе, в противолежащих частях был асимметричен, традиционный принцип древних азиатских садов. В работе показано цветение сада на весну, лето, осень. Помимо плодового сада и огорода, отдельно выделяется аптекарский сад. Сад акцентирует церковь пресвятой Богородицы, поэтому сад этот ЕЕ ЦАРСКИЙ, в честь ЕЕ имени.
Как сказано, можайский государев сад оканчивается церковью св. целителей и бессеребренников Космы и Дамиана, любимых царем святых сподвижников. Известно, что во время Казанского похода они были явлены ему во сне, после чего он основал на этом месте город Козьмодемьянск. Аналогично московскому саду, при этой можайской церкви мог располагаться аптекарский сад. В окрестностях исторического ареала города встречаются редкие цветы, быть может, это остатки культуры бывшего государева сада.
В книгах «Назиратель» и «Домострой» составленных в ХVI веке, время упоминания можайского государева сада в писцовых актах, даны характерные сведения о том, как формировать сады и огороды, что косвенно поможет увидеть царский сад в Можайске, его жизнь изнутри: «Садовые тыны… кто-то окапывает их канавами, кто-то оплетает плетнем на кольях, а третьи обсадят терновником – колючим кустарником или другими деревьями по обводным канавам… Канавы такие нужно копать пошире или поуже, смотря по тому, сколько сбегает воды; служат они защитой и от людей, от зверей, от вредной скотины». «… С весны укрепить ограду.… Также и двор был бы всюду огорожен крепко и тыном заделан, и ворота всегда прикрыты, а к ночи и заперты. Собак же держать сторожливых, и охраняли бы слуги. Огород же всегда был бы заперт.… А возле тына, вокруг всего огорода, там, где крапива растет, насеять борща, и с весны варить его почаще ... Сад же заложить самому, чтобы места от дерева до дерева было бы по три сажени, а то и больше, яблони тогда растут большими, зерновым и овощам не мешают расти, а как разрастутся густо ветки, и под деревьями уже ничто не растёт, насей тогда борщу, все же всегда урожай какой-то.
…А пошлет Бог какие плоды в твоем огороде, сначала нужно собрать их и то, что созрело прежде все из первых плодов в церковь Божию принести, чтобы их освятили священники – отпробуют сами садовода благословят.… И в сад призывают священников - опять же отпробовать и благословить урожай от урожая первины приносят священникам и в Божии церкви, в какие ходят молиться, подают от всего урожая сиротам и больным, по монастырям раздают убогим же Боголюбцы.
И тот, кто так поступает - да благословен его дом и сад, и поле, и пашня, и покос, и скотина, и все живое, да удвоит Господь семена плодородные и наполнит Господь его дом благодати различной, и отпустит грехи, получит прощение он в сем веке и наследует жизнь вечную».
Книга «Домострой» открывает нам знание о яблоке «можайская бель», указывает на укоренелость местной традиции пищевого промысла известной древней Руси, этим указывает на присутствие садов, как элемент города, и в более старые времена: «А бель можайскую чистую, если яблоки не побиты, да груши и дули, в патоке перепущенные без воды, класть в корчаги смоляные».
***
В советский период времени у города появились новые сады и парки. Тенистые аллеи вокруг торговых рядов, занимающие бывшие базарные места , украшают город, являются продолжением парка к подарку графини Прасковьи Уваровой. Да и сам город в летний период это парк.
Фотодокументы ХIХ века показывают, что Николаевская гора не засаживалась деревьями. Только за алтарем церкви св. Петра и Павла зеленелась маленькая березовая рощица. Высадка в послевоенный период парка на горе наносит вред археологическим пластам исторического города, изменяет гидрологию горы, повышая влагостойкость, отрицательно влияет на устойчивость фундаментов церковно-архитектурного комплекса. Сегодня, заросли Никольской горы способствуют криминальной обстановке, даже днем могут представлять опасность для мирных граждан. Святое место «Священного города» находится в поругании. В этом исключительном случае, следует произвести вырубку почти всех деревьев и кустарников.
Уникальны по своей живописности «Можайские овраги» - подолья речек Можайки, Каширки, Филимоновки. Они часть животворной пешеходно-парковой системы города ХХ века.
Стихийно выросшая по склонам оврагов и долине растительность перемещает человека из города в другой мир, мир спокойствия тишины и ощущения старины. В верхнем течении реки, козы – естественные газонокосилки, придали склонам подолья рукотворно ухоженный вид. Эти зеленые рукава-проспекты выводят пешехода к открытым просторам Москвы-реки, к обзору церковных куполов.
Кладбище за Москвой-рекой при церкви св. Ильи-пророка является образцово показательным и выглядит как парк-некрополь, обсажен высокими туями и по москворецкому берегу имеет набережную, сооруженную в 80-годы, позднее убиенным протоиреем Борисом.
В 50-годы в пойме Москвы-реки при городе между водокачкой и устьем речки Можайки разбили парк для гуляний. Горожане в летнее время любили проводить время на жарком берегу реки. Парк в посадке имеет много простых тополей, разросся, прикрывая грунтовую Звенигородскую дорогу, напоминает лес. Для городских гуляний парк требует реконструкции.
Когда-то популярная Козья горка, теперь в летнее время за своей дальностью мало привлекает горожанина, но зимой это лыжно-спортивный парк, особенно привлекал, стремящихся к здоровью, жителей города, в годы спортивного подъема страны.
Сад средней школы №1 на протяжении многих лет был единственным парадным и уютным культурно высаженным учебно-спортивным парком для горожан. Сформирован силами учителей и учеников. Центр сада перед парадным входом украшает больших размеров круглая цветочная клумба, заложенная ещё при строительстве школы в 1914 году, памятник садово-ландшафтного искусства эпохи модерн. По радиусу, через широкую обводную дорогу, ее дублирует размером с низкий можжевельник туевая посадка, далее посадки раскидистых дубов и высоких тополей. В саду есть боярышник, яблони. В зарослях высоких деревьев была географическая площадка с показательным прудиком, островом и полуостровом. В западной части от школы располагалась стеклянная оранжерея и пруд, возможно старинного происхождения. Сад опоясывала широкая беговая дорожка, отсыпанная мелким шлаком. В саду есть спортивные площадки: баскетбольная, волейбольная, легкоатлетическая - игровая, для метания ядер и гранат. Спортивный комплекс, удачно вписанный в парк, построен в после военное время учениками под руководством учителя физкультуры, трудов, рисования и черчения Бориса Леонидовича Васнецова.
Так же, в городе в после военный период высаживались фруктовые сады. Между Лужецким монастырем и Кремлевским холмом, вдоль улицы Стрелковой, разбили яблоневый сад колхоза «Рассвет». К сожалению, сад спилили. Часть площади сада отдали под строительство частных домов - порочная практика строительства революционной эпохи. Сад частично мог быть сохранен и отдан в пользование новых владельцев.
К востоку от города перед Филимоновским ручьем по распоряжению городской администрации высажены частные сады руками квартиросъемщиков. Сады плодово-ягодные, оказали значительную поддержку в хозяйственной жизни горожан.
***
Внутренняя красота Можайска определяется лицом частных старых садов. Огородничество в них – дело второстепенное. В них хрестоматийные посадки малины, крыжовника, красной и черной смородины, черноплодки, вишни, сливы, яблонь, груш. Присутствуют парковые растения.
Старый сад Зевакиных, именитых горожан начала ХХ века, посажен в 30 годы при собственном доме по улице 2-ой Железнодорожной. Удлиненное пространство обсажено многолетними липами, березами, сиренью, вишнями, черемухой. Изнутри к ним прижимаются яблони. В центре образуемой между ними площади симметрично тропе, ведущей от дома, стоят две до 5 метров туи. Конец сада утопает в парковой и плодово-ягодной зелени, напоминает лес. Там же находится старинный пруд.
Сад Гороховых, угол улицы Герцена и Красноармейской, посажен художником Иваном Лаврентьевичем Гороховым. Сад, разделенный между его сыновьями, следует рассматривать в совокупности. Утопает в листве ценных пород деревьев с небольшим прудом. Живописная картина представляется взору на восток из садовой части внука живописца – художника Игоря Горохова, на садовую часть краеведа Валентина Ивановича Горохова. Высокие разномастные деревья прикрывают задний план. Средний план оформляет пихта с пониженной растительностью. Передний план состоит из низких деревьев и кустарника.
Ярусная живость деревьев напоминает театральные декорации, красива в любое время года, особенно осенью.
Сад художника Сергея Васильевича Герасимова – его родовое гнездо, сегодня мемориальный музей. Расположен на одноименной музею улице. Парковый сад, обсаженный высокими деревьями, спускается с высокой горы к Москве-реке. В нижней части переходит в невысокие плодово-ягодные посадки. В саду под гору «по Кавказки» уходит тропа, здесь чувствуется черноморская экзотика, которой увлекались можаитяне в начале 20 века.
***
Можайские сады, раскидистые старинные деревья – это память об ушедших людях, об их добрых делах, немые старожилы эпохальных событий. Своим тенистым лиственным покровом берегут нажитый уют и доброту тихого малого города.
Можайск - 2000 год