Найти в Дзене
Синефил Тарковского

Рождённый убивать (1947) - незаслуженно забытый нуар от режиссёра "Звуков музыки"

Фильм-нуар, снятый Робертом Уайзом в 1947 году. То была пора зрелого нуара, когда фильмы в этом жанре снимали практически все. Вот и Роберт Уайз, режиссёр, известный в основном по «Вестсайдской истории» и «Звукам музыки» (ещё он снял самый первый фильм по «Стартреку»), не обошёл стороной «тёмные» фильмы – правда, снял он всего три таких картины. «Рождённый убивать» стал первым его опытом в жанре, за ним последовал вестерн «Кровь на Луне» и отличная боксёрская нуарная драма «Подстава», за которую Уайз получил премию в Каннах. Важным для студийных боссов при утверждении Уайза на пост режиссёра было то, что за его плечами был крайне успешный антикоммунистический фантастический хоррор «Похититель тел» – снимать за небольшие деньги так, чтоб зрителям нравилось, он умел. Главный герой – амбал, предпочитает сперва делать, а потом уже думать. Он напрочь лишён тормозов, в нём горит необоснованная ничем жажда насилия. В него влюбляется женщина, по агрессивности схожая с ним, но куда более расчёт

Фильм-нуар, снятый Робертом Уайзом в 1947 году. То была пора зрелого нуара, когда фильмы в этом жанре снимали практически все. Вот и Роберт Уайз, режиссёр, известный в основном по «Вестсайдской истории» и «Звукам музыки» (ещё он снял самый первый фильм по «Стартреку»), не обошёл стороной «тёмные» фильмы – правда, снял он всего три таких картины. «Рождённый убивать» стал первым его опытом в жанре, за ним последовал вестерн «Кровь на Луне» и отличная боксёрская нуарная драма «Подстава», за которую Уайз получил премию в Каннах. Важным для студийных боссов при утверждении Уайза на пост режиссёра было то, что за его плечами был крайне успешный антикоммунистический фантастический хоррор «Похититель тел» – снимать за небольшие деньги так, чтоб зрителям нравилось, он умел.

Главный герой – амбал, предпочитает сперва делать, а потом уже думать. Он напрочь лишён тормозов, в нём горит необоснованная ничем жажда насилия. В него влюбляется женщина, по агрессивности схожая с ним, но куда более расчётливая и хитрая. Он – агрессивный, крайне подозрительный и импульсивный, а она жаждет денег, завидует своей богатой сестре и готова на любые предательства. Оба они стремятся на дно, уволакивая друг друга и заодно близких им людей.

Один из второстепенных персонажей, частный детектив, продажный и, казалось бы, совершенно несимпатичный, на фоне главных героев парадоксальным образом становится одним из самых положительных персонажей, голосом правосудия.

-2

Хотя фильм не стал сверх-известной классикой и относится скорее к «категории B», он всё же выделяется на фоне сотен других, малоизвестных жанровых побратимов. Он полностью пропитан запахом агрессии и атмосферой повышенной концентрации греха. Главный герой, сочащийся брутальностью, как будто полностью игнорируют все разумные ограничения, чем вызывает удивление даже своих коллег по преступлению. Тогда у публики, не привыкшей к такому на экранах, такой сюжет вызывал шок. Аморальная аморальность, да ещё и под «чёрный» джаз! Пуританская критика, стремящаяся к «защите нравственности» публики, картину ругала как раз таки за демонстрацию излишней жестокости. Мол, люди насмотрятся подобного, повредятся сознанием и потом сами пойдут убивать. Впрочем, нынешние цензоры недалеко ушли от подобных взглядов на искусство. Надо понимать, что действующий тогда ещё цензурный Кодекс Хейса, защищавший мораль и нравственность публики от покушений на неё со стороны излишне смелых режиссёров, не давал показать чего-то действительно страшного. Но режиссёр постарался максимально близко подойти к грани, за которой бы уже последовали реальные санкции.

-3

К сожалению, малый бюджет не позволил привлечь к работе над лентой ярких и известных актёров. Исполнитель главной роли, Лоуренс Тирни, лишь спустя почти 50 лет после выхода картины сыграет в действительно известном фильме – «Бешеных псах» Тарантино. Зато тут есть Элиша Кук-младший, популярный хара́ктерный актёр второго плана, ему, пожалуй, и принадлежит лучший актёрский перформанс в фильме.

Визуального богатства, характерного для «высокого» нуара, в том числе для более поздней работы Уайза «Подстава», в фильме нет – у оператора было мало опыта работы с жанром (зато он поработал над замечательной драмой «Дверь на сцену».

В итоге получился добротный и крепкий нуар, не без огрехов, но всё же интересный и атмосферный. Когда он только вышел, его даже ругали за излишнюю аморальность. И фильм действительно состоит из корысти, коррупции, насилия и порочной любви – всё по заветам жанра.

Моя оценка: 6.3/10
КиноПоиск: 6.7/10
IMDb: 7.2/10
RottenTomatoes: 83%

Пост опубликован в тг-канале "Синефил Тарковского"