Найти в Дзене

Как выбрать школу для ребенка с РАС и ЗПРР?

Обычная или специальная: как выбрать школу для ребенка с РАС и ЗПРР С приближением семилетнего возраста родители ребенка с РАС и ЗПРР начинают всё больше тревожиться. Для каждого малыша наступает один из самых ответственных периодов жизни, и особенные детки тут не исключение. С одной стороны, родители переживают, что чадо «не потянет» нагрузку стандартной школы, его будут обижать. А с другой – что он не получит должное образование, хотя среди деток с РАС есть одаренные, но такие дети скорее исключение, чем правило (в основном это дети с синдромом Аспергера). По статистике Ассоциации «Аутизм-регионы» желания родителей разделились примерно одинаково: половина хочет обучения в стандартной школе, а другая – в специализированной (речевой), где бы их ребенок обучался в кругу детей с аналогичными проблемами. Индивидуальный подход, где интересы ребенка стоят на первом месте – вот, по нашему мнению, оптимальный критерий для выбора учебного заведения. Все дети с РАС и ЗПРР разные, у них отличает

Обычная или специальная: как выбрать школу для ребенка с РАС и ЗПРР

С приближением семилетнего возраста родители ребенка с РАС и ЗПРР начинают всё больше тревожиться. Для каждого малыша наступает один из самых ответственных периодов жизни, и особенные детки тут не исключение.

С одной стороны, родители переживают, что чадо «не потянет» нагрузку стандартной школы, его будут обижать. А с другой – что он не получит должное образование, хотя среди деток с РАС есть одаренные, но такие дети скорее исключение, чем правило (в основном это дети с синдромом Аспергера). По статистике Ассоциации «Аутизм-регионы» желания родителей разделились примерно одинаково: половина хочет обучения в стандартной школе, а другая – в специализированной (речевой), где бы их ребенок обучался в кругу детей с аналогичными проблемами.

Индивидуальный подход, где интересы ребенка стоят на первом месте – вот, по нашему мнению, оптимальный критерий для выбора учебного заведения. Все дети с РАС и ЗПРР разные, у них отличается уровень интеллекта, поведение, социальные навыки и адаптивные возможности. Только оценивая состояние ребенка в совокупности, его потенциал к обучению и общению, можно выбрать обычную или специальную школу.

Не стоит забывать, что закон в любом случае на стороне родителей – детки с РАС могут учиться в любой школе, в том числе общеобразовательной. Но не станет ли это чрезмерным стрессом для хрупкой психики даже при всех успехах? Не произойдет ли регресс из-за резкой смены обстановки? Поэтому к вопросу обучения следует подходить обстоятельно и ответственно, оценивая все возможные последствия. Мы полагаем, что тяжелые формы ЗПРР и РАС нуждаются, все-таки, в специальном обучении, чтобы, в первую очередь, ребенок не пострадал.

Благо, в последние годы в нашей стране внедряется понятие ресурсных классов (один из элементов инклюзивного образования для особенных детей), где дети занимаются по особой адаптированной программе. Они открыты уже во многих крупных городах страны, включая Москву, СПб., Воронеж, Новосибирск. Программа из года в год расширяется. Она дает возможность ребятам с РАС и ЗПРР стать частью стандартного образовательного процесса, постепенно вливаясь в среду. Там же, где нет еще ресурсных классов, ребенок с подобными проблемами может учиться в обычном классе (когда у него нет серьезных проблем с речью и интеллектом) или в интегративном классе, где учатся и другие дети с нарушениями.

Несмотря на существующую проблему обучения деток с РАС и ЗПРР, ситуация постепенно улучшается: наша образовательная система прилагает усилия, чтобы обеспечить особенным малышам право на обучение.

К сожалению, все вышеописанное относится к тому, как должно быть в идеале. Но реалии на сегодняшний день не соответствуют действительности. Рассмотрим каждую ситуацию.

Статья 79 закона «Об образовании в Российской Федерации» выделяет следующие формы обучения детей с ОВЗ:

1. Инклюзивный класс массовой школы

Минусы – в сложности с реализацией: невозможность соблюдения программ 4.1 ФГОС ОВЗ и 1.1. ФГОС ОВЗ в связи с переполненностью учебных классов и нехваткой преподавателей. При работе с детьми с РАС существуют трудности с соблюдением специальных условий (для каждого ребенка они свои), наличие/отсутствие тъютора (их практически нет, в связи с низкой оплатой труда и сложностью работы). Социальная проблематика так же присутствует – обучение в среде нейротипичных сверстников достаточно часто приводит к буллингу ребенка и/ или неприятному общению с родителями нейротипичных детей. Плюсы – для большинства детей практически отсутствуют.

2. Коррекционный класс массовой школы или коррекционная школа

Плюсов много. Маленькие классы, работают только коррекционные педагоги, обученные работе с детьми с ОВЗ, буллинг детей практически исключен. Минус только один – таких классов очень мало в стране.

3. Надомное образование

Минусы – в отсутствии социализации и малом (в два-три раза меньше, чем в обычных классах) количестве учебных часов (опять же связанном с нехваткой учителей). Плюсов достаточно много. Исключен буллинг. Ребенок обучается в спокойном и индивидуальном ритме, так, как может, по возможностям. Отсутствует негатив со стороны других родителей и объяснения с ними. Социализацию можно обеспечить в секциях, групповых и психологических тренингах; на специальных мероприятиях, возможных в конкретном для ребенка варианте. Чаще всего, именно этот вариант наиболее приемлем.

4. Семейное образование.

Как начальное образование, возможно, допустимо. Потому что именно родители становятся учителями своего ребенка. Азбуке и считать на палочках, конечно, научить можно. Но обучать алгебре, астрономии или химии сможет не каждый родитель.

5. Ресурсный класс

На самом деле, идеальный вариант обучения детей с ОВЗ, но существующий пока только на бумаге и реализованный в очень немногих школах страны. Метод основан на прикладном анализе поведения с компенсацией каждого ребенка и внедрением его в обычный класс. Занятия проходят в индивидуальном классе с индивидуальными кабинками, индивидуальными тъюторами, работающими под контролем куратора, которого контролирует супервизор. Это наиболее идеальный, но наименее осуществимый вариант на сегодняшний день.

Глупо равнять всех детей. Больных и здоровых. Сильных и слабых. Инклюзия на сегодня – полная утопия.

В случае с коррекционными классами и школами: на сегодняшний день рост количества детей с РАС и ЗПРР настолько велик, что невозможно подготовить такое количество специальных коррекционных педагогов для детей с ОВЗ и обеспечить нужды всех образовательных учреждений.

Насчёт внедрения в социум. Человеческая природа так устроена, что мы никогда не исключим детскую жестокость по отношению к слабому и больному. Тихую ненависть родителей нормотипичных детей к тем, кто тянет класс вниз не искоренить. В конце концов, существует (хотя и не все признают) стремление некоторых детей к проявлению превосходства и патологическому доминированию над сверстниками.

А самая большая сложность заключается в обучении особенных детей после школы, если ее вообще удаётся закончить.

Вывод напрашивается следующий – необходима максимальная индивидуализация обучения с обязательной предварительной коррекцией соматического и психического здоровья для достижения максимальных результатов в адаптации ребенка к социуму.

А как вы считаете, в какой школе лучше обучаться деткам с РАС и ЗПРР?