С 2011 года святейший патриарх РПЦ Кирилл начал имплицитно проводить «мягкие» реформы РПЦ. Только в 2021 году, то есть через 10 лет, в декабре 2021 года, патриарх публично признал факт проведения им реформ.
Какие цели ставил патриарх, проводя реформы русской церкви? Что из этого получилось?
Читайте ниже
(Ставьте лайк, комментируйте, делитесь с друзьями).
Вдохновитель.
Вдохновителем патриарха Кирилла на эти реформы выступила романтическая память о его духовном учителе – митрополите Ленинградском и Новгородском Никодиме (Ротове).
Молодой тогда еще церковник и монах Кирилл был поражен демократизмом и человечностью Владыки Никодима.
Кирилл с детства привык к суровой церковной дисциплине. К тому, что перед Владыками надо стоять на коленях, общаясь с ними, и не задавать лишних вопросов. Когда же Кирилл встретился с Владыкой Никодимом (Ротовым) был поражен его умению общаться с людьми на равных, его простоте, его открытости и мудрости. Владыка Никодим располагал к сердечному простому общению.
Для будущего патриарха Кирилла это стало вдохновляющим образцом. Вот таким, думал молодой монах и церковник Кирилл, должен быть иерарх (архиерей) русской православной церкви.
И он решил сделать так, когда стал предстоятелем РПЦ.
Рост числа иерархов РПЦ.
По данным «Независимой газеты» от августа 2024 года: за 15 лет патриарху Кириллу удалось увеличить численность иерархов с 200 в 2009 году до 402 на начало 2024 года, то есть вдвое.
За счет чего происходило увеличение численности иерархов? За счет дробления епархий.
Дробя и увеличивая число епархий и архиереев, патриарх стремился сделать их ближе к людям, сократить дистанцию между епископатом и паствой. Сделать иерархов доступными и полезными народу. Особенно, верующим.
Но реальность выступила противоположной намерениям.
Чем это обернулось?
Авторитет иерархов церкви, по факту, оказался не высок. И, возможно, самым низким за историю церкви. У патриарха Кирилла, осуществлявшего эти реформы, перед глазами были примеры иерархов царских времен (когда вера в обществе была велика), советских времен (когда церковь была в опале). Это были сильные церковники, мощной духовно – христианской школы.
Современная же церковь не имеет таких первооснов. Они забыты, утеряны в обществе и церкви. Поэтому сокращение дистанции между архиереем и паствой породило конфликты, а не близость. Миряне и рядовое духовенство стали выступать против епископата. Причины конфликтов не только финансово – имущественные, но и власть в церкви.
Несколько фактов – эпизодов. Читайте ниже.
Эпизод 1. Суздальский бунт
В конце 2023 года бунт прошел в Суздальской епархии. Руководство православной гимназии подало в суд на митрополита Владимирского и Суздальского Тихона (Емельянов). Вопрос касался финансирования учебного заведения и подчиненности. Судебные тяжбы идут до сих пор.
Эпизод 2. Казанский бунт.
В июне 2024 года случился конфликт в Казанской епархии. Во время конференции «Духовенство и псевдостарчество», главный сектовед РПЦ, председатель РАЦИРС – профессор Александр Дворкин обвинил ряд архиереев РПЦ, что они не обращают внимание на деятельность «псевдостарцев». Делая это за подношения.
Например, отметил проф. Дворкин, Владыка Кирилл (Наконечный) прикрывает деятельность запрещенного в служении «коммерческого сектанта», бывшего священника Владимира Головина из города Болгара (о нем была статья на этом канале. Претензии тому же Владыке были высказаны и по поводу схиигумена Сергия (Романова), ныне находящемуся в тюремном заключении.
Кроме того, профессор Дворкин негативно отозвался о деятельности «народного батюшки» Ткачева, увидев в том тоже элементы «секты» и «псевдостарчества» (была статья об инциденте на этом канале .
Возникло серьезное противостояние между представителями первосвященства РПЦ в лице архиепископа Саввы (Тутунова), председателя СМО РПЦ епископа Евфимия (Моисеева) с РАЦИРС.
Церковь стала на защиту «своих», священстива, а профессору Александру Дворкину сократили туры по епархиям. По типу: «не нравится как мы работаем – не приезжай к нам».
Эпизод 3. «Сысоевцы».
Конфликт случился в июле – августе 2024 года между председателем СМО епископом Евфимием (Моисеевым) и московской школой «православного миссионера» (ПШМ). ПШМ – является идейным центром «сысоевщины» в РПЦ (по имени убитого в 2009 году священника Даниила Сысоева). Возглавляет школу с того же года протоиерей Игорь Фомин.
Антиисламистские идеи Сысоева и подходы к миссионерству давно входят в конфликт с риторикой РПЦ и уже близки к признанию их экстремистскими в связи с нынешней мировой политической ситуацией. Кроме того, ПШМ стала претендовать на заметную церковную власть в РПЦ. Она, даже больше, чем РАЦИРС стала исполнять роль «полиции нравов» при РПЦ и находилась в постоянном поиске «внутренних врагов церкви». Врагами ПШМ были и «эволюционисты», и «осиповцы» (последователи профессора МДА Осипова А.И.) и «дугинцы» (последователи философа Дугина). Эта вся идейно экстремистская борьба, как мы понимаем, никак не вяжется с добрым начальным намерением патриарха Кирилла о близости иерархов и народа и об открытом обществу пастыре. Патриарх хотел, чтобы все были как «никодимовцы». А получилось, как получилось. Его величество факт, ее величество реальность внесли свою лепту.
В результате СМО РПЦ в самих «сысоевцах» увидели сектантское образование, назвав его как «ультраортадоксальное сектанство». И провели его реорганизацию. Вместо ПШМ создали образовательный проект «Ортодоксия», совместно с Свято-Тихоновским Православным университетом. Назначили другого руководителя проекта – протоиерея Александра Тимофеева.
ПШМ не смирилось, а начало активную информационную войну против РПЦ. Особенно, в лице протоиерея Георгия Максимова. Повстанцы обвинили епископа Евфимия в кумовстве за назначение на должность Тимофеева (мол, они вместе учились, знали друг друга). ПШМ взывает к патриарху Кириллу восстановить ПШМ в правах. Ситуация очень напряженная.
Эпизод 4. Соловецкий бунт.
Конфликт руководства проекта «12 храмов» с наместником Соловецкого монастыря епископом Порфирием (Шутовым) в августе 2024 года.
«12 храмов» это авторский проект, направленный на укрепление нравственных ценностей и повышения интереса к духовному развитию в обществе. Курировали проект аж 8 Владык РПЦ, чьи имена указаны на сайте проекта. Автором его является Артем Рублев и со-товарищи.
Было подписано соглашение «12 храмов» и с Соловецким монастырем в 2023 году. Но уже в августе 2024 года на ТГ канале монастыря появилось сообщение о разрыве отношений монастыря с этой организацией. Якобы, «12 храмов» связаны с какой-то оккультной организацией и руководство «12 храмов» имеют свои интересы в создании внутри РПЦ своего закрытого сообщества. Также, братия монастыря отметила, что это не духовный проект, а коммерческий.
Артем Рублев, руководитель проекта, не согласился с таким заявлением, обрушился недовольством на «монахов, не понимающих в работе с молодежью ничего», а, также обвинил РПЦ в непонимании сути «его детища».
Заключение.
Патриарх Кирилл, опираясь на добрые воспоминания о сильных иерархах РПЦ прошлого, решил сблизить иерархов церкви с народом, увеличил число епархий и иерархов.
Но возник конфликт интересов между частными просветительскими центрами, желающими использовать бренд РПЦ себе помощь и официальной церковной структурой, в лице архиереев.
Церковь, имея внутри себя консервативную структуру, при этом еще и стремится соответствовать внешней рыночной ситуации. Сесть на два стула одновременно? В результате, проекты не идут, или идут слабо, но процветает «личный бренд» внутри РПЦ (ткачевцы, осиповцы, сысоевцы, дугинцы, и так далее).
Все это, издательство «Независимой газеты», проводившей данное исследование, назвало кризисом институциональной религиозности в российских реалиях. Как будет разрешать эти возникшие конфликты патриарх Кирилл, кого подключит в помощь, пока не понятно
(по материалам: Независимая газета, А.Коскелло, август 2024 года)
Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.
Ставьте лайк.
Делитесь с друзьями.
Дополнительно мой ТГ канал о важных вещах, где много интересного: t.me/igor_orlov2
Кто хочет присоединиться к Рождественскому посту – голоданию сейчас – смотрите видео на моем канале.