Найти в Дзене

«Брак в кане галилейской» Иероним Босх — БРАК В КАНЕ ГАЛИЛЕЙСКОЙ (Между 1475-1480. Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам)

▪️Картину «Брак в Кане Галилейской» относят к раннему периоду творчества художника и связывают ее создание с женитьбой Босха на Алейт Гойартс ван дер Меервенне и полагают, что в ней отражено размышление художника о таинстве брака, которое воспринималось христианами как момент принятия благодати. Своим присутствием на свадьбе в Кане Галилейской Христос благословил, освятил брак и совершил на нем чудо превращения воды в вино.

Сложная структура «Брака в Кане», изобилующая не совсем понятными нам деталями, — это «мысли вслух» Босха о человеке, в котором стремление к земным наслаждениям уживается с надеждой на спасение души. Детали и фигуры, которые Босх вводит в эту сцену, нетрадиционны для иконографии «Брака в Кане». Такова, например, уменьшенная в размере фигура в церковном облачении, стоящая на переднем плане подобно донаторам, но спиной к зрителю. Некоторые исследователи считают, что это распорядитель пира, а фигура его уменьшена, чтобы не загораживать изображение жениха и невесты.

Оживающие скульптуры на капителях колонн одни исследователи считают демонами, другие видят в фигуре слева обычное изображение амура. Несомненно, эти и другие не совсем понятные персонажи, введенные в композицию, наделены важным смыслом, но он пока ускользает от нас.

▪️За накрытыми столами торжественно восседают гости. Служитель наполняет водой последний из шести кувшинов. Христос, как и Богородица, почти не выделяется среди других гостей. Художник изображает таинство брака и его телесную подоплеку. На переднем плане картины — собачки (знак верности в браке). Волынка в руках музыканта, изображенного над головой жениха, имеет любовный смысл: круглый мешок указывает на женщину, язычковая трубка  — на мужчину. На столбе оживает демон-амур с натянутым луком, готовый пустить стрелу любви. Красный полог за спиной Христа скрывает внутренние покои. Некоторые особенности стиля позволяют определить, что собаки на переднем плане и, возможно, музыкант и амур, были дописаны позднее.

Фрагмент
Фрагмент

▪️ Образ Христа исполнен святости и спокойствия. Даже изображая сцены земной жизни Спасителя, художник не стремится наделить Его земными, человеческими качествами. Позднее, уже в XVII веке, великий голландец Рембрандт Харменс ван Рейн начнет изображать Христа как человека, со слабостями, свойственными людям. На рубеже XV-XVI веков подобная трактовка еще невозможна.

Фрагмент
Фрагмент

▪️Многие исследователи ищут и находят в картине алхимические символы, тем более что чудо, сотворенное Христом на свадьбе, — это чудо превращения. Фигуру человека на фоне буфета с сосудами, напоминающими алхимические реторты, некоторые считали изображением мага или алхимика. Алхимия имела весьма разработанную теорию, связанную с философией, астрономией, астрологией. Босх, как и большинство его современников, считает эту науку ересью. Вот почему жених выбирает между истинным чудом, чудом Христа, и ложным чудом алхимии. Босх напоминает зрителю о вечном конфликте Добра и Зла.

Фрагмент
Фрагмент

▪️По средневековой традиции особые праздники отмечались особым угощением. Двое слуг торжественно выносят главные блюда: лебедя и голову кабана. Вверху на помосте расположился ухмыляющийся шут с волынкой. Справа персонаж не теряет времени даром — запрокинув голову, он подставил рот под струйку, текущую сверху из опрокинутого кувшинчика.

#vivid_r #vivid_r_босх