Найти в Дзене
Беседы у очага

"Загадки да Винчи"вторая часть.

"Диалоги о гении"

Александр и Олеся переместились к "Даме с горностаем" (54,8 × 40,3 см, 1489-1490).

Фотомем с хэштегом #Горностайодин
Фотомем с хэштегом #Горностайодин

— Вы знаете, — начал Александр с присущей ему журналистской дотошностью, — этот портрет Чечилии Галлерани скрывает потрясающую деталь. Под верхним слоем краски обнаружили два предварительных варианта: сначала она была без горностая, потом с серым горностаем, и только в финальной версии появился белый зверёк.

Олеся, с иронией:

— Представляете, это как современный дизайнер, который показывает заказчику разные версии логотипа. "Нет, синий не подходит, давайте попробуем красный... А может, вообще другую концепцию?" Только вместо Photoshop – темпера и масло.

— А вот что действительно интересно, — Александр достал свой неизменный блокнот, — горностай на картине – это игра слов. По-гречески "галле" означает "горностай", что перекликается с фамилией Галлерани.

— О, это же просто ренессансный мем! — оживилась Олеся в стиле Гомперца. — Как будто Леонардо запостил фотку с хэштегом #Горностайодин. Только вместо лайков – восхищённые взгляды миланского двора.

Александр, поправляя очки: — В документах того времени сохранились свидетельства, что Чечилия была не только красавицей, но и интеллектуалкой. Свободно говорила на латыни, писала стихи...

— Типичный Pinteres эпохи Возрождения, — подхватила Олеся. — "Навыки: классическая литература, поэзия, игра на лютне, позирование для гениальных художников..."

Александр с теплотой улыбнулся:

— А вот ещё любопытный факт: реставраторы обнаружили на картине отпечаток ладони Леонардо. Он буквально прикасался к работе, создавая свои знаменитые светотеневые эффекты.

— Это как современный художник, который забыл подписать работу и оставил вместо автографа отпечаток пальца, — рассмеялась Олеся. — Хотя... для биометрической идентификации вполне подошло бы!

— Кстати, о подписях, — Александр перешёл на серьёзный тон. — На картине есть скрытая монограмма "LV", видимая только в инфракрасном свете.

Олеся игриво подмигнула:

— Louis Vuitton эпохи Кватроченто! Только вместо сумочек – шедевры живописи. И знаете, что забавно? Оба бренда до сих пор в цене.

— Не могу не отметить, — добавил Александр, — что краски на этой картине сохранились лучше, чем на многих других работах мастера. Всё благодаря особой технике наложения слоёв.

— Как современный сэндвич из фильтров , Pinterest подхватила Олеся. — Только вместо Valencia и Mayfair – личные рецепты да Винчи из толчёных минералов и масел.

Они переглянулись с пониманием людей, способных видеть вечное в современном и современное в вечном.

— Может, пройдём к его анатомическим рисункам? — предложил Александр. — Там есть потрясающие заметки о строении человеческого сердца.

— С удовольствием, — кивнула Олеся. — Только давайте сначала сделаем селфи с Чечилией. Она бы точно оценила иронию момента!

"Диалоги о гении: анатомический этюд"

Они остановились у витрины с анатомическими рисунками. Александр, с присущей ему основательностью, указал на лист с изображением человеческого черепа (29,2 × 19,8 см, 1489).

Записи да Винчи с зеркальным письмом. Детальное изображение черепа человека.
Записи да Винчи с зеркальным письмом. Детальное изображение черепа человека.

— Посмотрите, — начал он, склонившись к стеклу, — эти заметки на полях сделаны зеркальным письмом. А вот здесь Леонардо описывает пазухи носа, которые до него никто правильно не изображал.

Олеся, с усмешкой:

— Знаете, это как современный медицинский учебник, только написанный хакером. Причём в то время вскрытие тел считалось почти криминалом. Леонардо был как Нео из "Матрицы" – видел структуру реальности насквозь.

— Действительно! — оживился Александр. — В документах госпиталя Санта-Мария Нуова сохранились записи о том, что он договаривался с гробовщиком о доступе к телам. Представляете, какой это был риск для репутации?

— О да, — подхватила Олеся , — это как современный независимый исследователь, который идёт против системы. Только вместо хакерских форумов – тайные ночные вскрытия, а вместо компьютерного кода – анатомические зарисовки.

Александр достал свой блокнот:

— А вот поразительный факт: его рисунки эмбриона в утробе (30,3 × 22 см, 1510-1513) настолько точны, что современные врачи используют их для обучения. Он первым правильно изобразил положение плода.

— Представляете, — Олеся грациозно прислонилась к витрине, — это как первый в мире УЗИ-снимок! Только вместо аппарата – гениальная интуиция и скальпель.

— Кстати, о точности, — продолжил Александр. — В его записях нашли первое описание атеросклероза. Он заметил "утолщение стенок сосудов, которое происходит у стариков".

Олеся рассмеялась:

— Леонардо был как древний Google Medical – всё знал, всё видел, только вместо алгоритмов использовал собственный мозг и глаза.

— А вот здесь, — Александр указал на другой рисунок, — его исследования механики человеческого тела. Он первым описал работу мышц как систему рычагов.

— Ага, — подхватила Олеся, — первый биомеханик! Если бы он жил сейчас, точно бы создал какой-нибудь революционный стартап по разработке экзоскелетов.

Александр поправил очки:

— В его записях есть потрясающая фраза: "Пусть тот, кто любит практику без теории, уподобится кормчему, ступающему на корабль без руля и компаса".

— Это как современное "без теории ты только джун-разработчик", — улыбнулась Олеся. — Хотя Леонардо сформулировал это куда поэтичнее.

— Может, пройдём к его ботаническим зарисовкам? — предложил Александр. — Там есть удивительные исследования движения растений к свету.

— С удовольствием, — кивнула Олеся. — Только сначала сфотографирую эти рисунки для своего арт-блога. Уверена, мои подписчики оценят этот "древний медицинский косплей".

Продолжение следует...

Другие мои статьи ЗДЕСЬ