В Нижнем Новгороде проходит прекрасная моно-выставка.
Она посвящена одному зданию и одному архитектору.
В 1914 году Фёдор Осипович Шехтель (1859–1926) — гений русского модерна — разработал проект Губернского земского музея в Нижнем Новгороде.
В 2024 году Нижегородский государственный художественный музей (НГХМ), празднуя 165-летие великого архитектора, представил выставку с практически чертежами этого здания, которые раньше практически нигде не публиковались.
Разработка музея в 1910-е годы была связана с празднованием 300-летия рода Романовых на царском престоле.
В 1913 году в городе уже было открыто здание, построенное к этой дате — это Государственный банк на Большой Покровской. Автором проекта банка стал Владимир Покровский, но у Шехтеля тоже был свой вариант банка, созданный для конкурса.
Спасибо моему коллеге Антону Марцеву за изображение проекта, больше нигде не смог найти его. Кстати, рекомендую публикацию Антона про все работы Фёдора Шехтеля и Нижнего Новгорода для портала Знакомьтесь, Нижний.
Полное название предполагаемого музея, проектируемого Шехтелем: Нижегородский губернский земский музей в память 300-летия воцарения дома Романовых. Аббревиатура была бы такая: НГЗМ вп 300 ВДР.
Планировалось построить здание на перекрёстке Верхневолжской набережной и улицы Больничной — сейчас это улица Нестерова.
Проект был окончен 12 апреля 1914 года, но так и не был реализован — вероятно, помешала начавшаяся Великая Европейская война, которую сейчас мы называем Первой мировой. В советские годы на этом месте был построен жилой дом.
На выставке в НГХМ представлена развёртка улицы, где на место существующего здания вмонтировали визуализацию музея. Можно увидеть, как выглядело бы здание, если бы проект получилось реализовать.
Губернатор нижегородской области Глеб Никитин комментируй открытие выставки рассказал, что проект музея может быть реализован:
Хотим реализовать этот великий проект, по эскизам для начала нужно будет заказать проектную документацию и, если все сложится, определяться с местом (где изначально планировалось - уже возвести не получится).
Интересно, что это может быть за место где есть подходящее пустое пространство под музей?
В проекте Шехтеля здании не очень крупные всего двухэтажное, с небольшой прилегающей территории перед зданием и во дворе. В общем, понадобится участок. Где его взять? Уместна ли реализация проекта 1914 года вне исторической части города? И можно/нужно ли строить этот объект ровно таким же, как его задумал архитектор 110 лет назад?
Мне лично нравится идея постройки здания, но кажется, что для такого музея в современном Нижнем нужно больше площадей и какая-то современная часть. То есть, представляю себе двухсоставное здание, где на первом плане будет реализация проекта Шехтеля, а в глубине что-то современное.
Недавно я у себя в Телеграме на примере восстановленного нижегородского фуникулёра говорил о сомнительности восстановление исторических зданий только ради самого факта восстановления, и здесь отчасти схожая история.
Но вместе с тем постройка музея могла бы решить большую городскую проблему — в Нижнем Новгороде нет краеведческого музея. Нет музея, рассказывающего историю города. Часть этих функции лежит на музее заповеднике, главное здание которого в особняке купцов Рукавишниковых.
Но история города точно больше, чем то, что показывается и рассказывается там.
Кажется во всех остальных крупных городах есть такие музеи.
Например, в Екатеринбурге, я знаю есть областной краеведческий музей и в музей истории города. А Нижний с его богатейший 800-летней историей до сих пор не рассказывает про себя на качественном уровне. Это упущение.
Не думаю, что обязательно решить этот вопрос именно с помощью проекта Фёдора Шехтеля, но считаю что такое музей просто необходим.
Но вернёмся на выставку. Всего там демонстрируется 53 листа с материалами проекта.
Показано множество чертежей, развёрток, планов, зарисовок.
Кроме фасадов в проекте архитектор продумал логику экспозиции, пути перемещения посетителей, места хранения и приёма экспонатов, столовую, рабочие помещения, гардеробы, туалеты и другие важные для бытования музея помещения и нюансы.
Заодно это выставка наглядно показывает подход архитектора к работе. С какой величайшей аккуратностью всё начерчено, нарисовано, показано. Естественно, всё вручную, карандашами, тушью, акварелью.
Посмотрим некоторые детали, предусмотренные Шехтелем.
Вот разрез здания по парадной лестнице.
На первом этаже предусмотрено большое панно «Микула Селянинович и Добрыня Никитич. Производительные и творческие силы России» по эскизу Михаил Врубеля. У Врубеля действительно есть такой рисунок, правда там богатыри подписаны и как Микула Селянинович и Вольга Святославович. Почему-то Шехтель одного из богатырей переименовал, оставив само изображение.
Любопытно, что чуть позже панно с богатырём в Нижнем Новгороде всё же появилось. На здании, созданном по проекту уже другого Фёдора — Ливчака из Симбирса. Речь про здание Крестьянского поземельного банка.
Вот моя публикация про него, панно там крупно видно:
На втором уровне музейной лестницы нарисовано окно. Я сначала подумал, что это изображены стеклоблоки Фальконе, но в подписи сказано, что это «кафедральное окно в цинковой оправе». Вероятно, имеется в виду витраж.
Ещё изображены очень красивые лестницы и фонари на них.
Вот оформление одного из залов. Написано «Кустарный музей НГЗМ» — музей в музее, получается. Поскольку экспозиция должна была показывать историю работы земств, она посвящена, кроме прочего, медицине, народному образованию, кустарной промышленности, дорожному делу, статистике — тому, чем занимались земства, по сути самоуправления.
Но и экспозиция естественно-исторический музей, уже действующего тогда, тоже должна был разместиться в этом здании.
Расписаны стены и свод зала.
Мне это напоминает оформление уже упомянутого Государственного банка на Большой Покровской. Вот фото Александра Ивасенко, где видно похожую роспись сводов.
Всё это оформление и в банке, и в музее отсылает к росписи древних палат, например в московском кремле.
Зарисовки, увеличенные до предполагаемых размеров, стали частью оформления выставки:
Ещё детали с чертежей:
Продумана даже ограда здания:
Выставка простая и короткая, но интересная, ценная.
Мы знаем про город и его архитектуру в основном на примере того, что можем увидеть собственными глазами или того, что было когда-то построено и снесено. Но есть и вещи не реализованные, оставшиеся в истории и они тоже что-то говорят нам о городе.
На входе/выходе есть ЗД-визуализация проекта.
А на соседней стене показаны основные проекты Фёдора Шехтеля. Большинство, конечно, в Москве. Но на самом деле у него широкая география и множество реализованных проектов. Глядя на их список в Википедии, удивляешься работоспособности и большому таланту гения.
Вот как нижегородские постройки выглядят в наши дни:
• Выставка проходит до 12 января в Нижегородском государственном художественном музее в третьем корпусе кремля.
Я точно всем рекомендую сходить. И не забыть посмотреть остальную коллекцию музея. Там собрано русское искусство — от икон до классических портретов и пейзаже, а оттуда до свежего искусства 20 века. Бесчисленные шедевры за 300₽.
А если будет мало, у Художественного музея есть ещё два отделения: коллекция западноевропейского искусства на Верхневолжской набережной и коллекции искусства 20-го века на площади Минина и Пожарского, всё рядом. Кроме того НГХ проводит выставки и в других пространствах, например сейчас в Манеже открылась выставка «От Рождества до Масленицы».
Рад, что Нижнему немного перепало и у нас есть где посмотреть Шехтеля. Хоть вживую, хоть в музее. Приезжайте в Нижний Новгород!
И приходите на мои прогулки. Я вожу их каждые выходные. Показываю городские улицы, особые районы и темы: уличное искусство, деревянную застройку, Нижегородскую ярмарку, Стрелку и многое другое.
Все подробности, анонсы и запись в телеграм-чате.
Посмотрите также мои другие статьи про нижегородскую архитектуру и искусство: