Если вы когда-либо думали о себе как об интроверте или экстраверте, использовали термины архетипа или коллективного бессознательного, или были на консультации, сидя напротив своего терапевта, а не лежа на кушетке — то в любом из этих случаев можете поблагодарить одного человека: Карла Густава Юнга.
Детство
Швейцарский психолог родился в 1875 году. Его дед - тоже Карл Густав - был врачом и ректором Базельского университета. О нем также ходили слухи, что он был незаконнорожденным сыном Гете.
Его отец был сельским пастором. Юнг испытывал «сильнейшую жалость» к нему и «видел, как безнадежно он оказался в ловушке церкви и ее теологического учения».
У матери Юнга были психические нарушения. Она страдала от нервных срывов, разговаривала с «духами» по ночам. Иногда она говорила голосом, который, казалось, не принадлежал ей. Когда умер отец Юнга, она обратилась к сыну, как оракул, заявив: «Он умер вовремя для тебя».
Можно сказать, его детство было неспокойным, он стал замкнутым и отстраненным мальчиком. В то время Юнг стал считать, что в нем присутствуют две личности, которые он назвал личность №1 и № 2.
№1 была ребенком своих родителей и своего времени. А личность №2 была вне времени, «не имеющая вообще никакого определенного характера - рожденной, живой, мертвой, все в одном, полное видение жизни».
Возможно, Юнг не был таким уж необычным, ведь многие дети предаются фантазиям. Отличие Юнга заключалось в серьезном отношении к своей внутренней жизни. «Я всегда старался освободить место для всего, что хотело прийти изнутри», - отмечал он. Позже он переименовал и обобщил №1 и №2, назвав их эго и самостью. Достижение правильного баланса между этими двумя аспектами психики занимает центральное место в его теории развития личности, называемой индивидуацией.
В возрасте 12 лет, незадолго до окончания его первого года обучения в школе, Юнг был сбит с ног другим мальчиком и на время потерял сознание. Врач предполагал, что у мальчика развилась эпилепсия. Позже, когда Юнг вспоминал о своём детстве, он интерпретировал этот эпизод как невроз.
Начало карьеры
В университете Юнг показал себя блестящим студентом, закончил медицинский и естественнонаучных факультеты. Его докторская диссертация «О психологии и патологии так называемых оккультных явлений» заложила основы его двух ключевых идей. Во-первых, идею о том, что в бессознательном содержатся части личности, называемые комплексами. Один из способов их проявления - оккультные феномены. Во-вторых, что большая часть работы по развитию личности происходит на бессознательном уровне.
Впервые он заявил о себе в психиатрической больнице в Цюрихе, работая с Ойгеном Блейлером, врачом, который ввел в обиход слово «шизофрения». Юнг участвовал в разработке теста на ассоциации слов: пациенту зачитывали список слов и просили ответить на каждое из них первым пришедшим в голову словом. Ответ и время, затраченное на создание ассоциации, фиксировались. Длительное время ответа указывает на то, что слово-стимул бессознательно беспокоит пациента. Юнг внёс свой вклад в интерпретацию результатов теста — он связал беспокоящие слова с бессознательным и показал, как тест дает возможность заглянуть в внутренний мир душевнобольных. В одном случае Юнг обнаружил, что пациентку, которая в течение 50 лет была зациклена на, казалось бы, бессмысленной работе по изготовлению иллюзорной обуви, бросил любовник-сапожник.
Любовницы и феномен переноса
Юнг становился довольно известным, и его слава в Цюрихе послужила поводом для первого из нескольких вопросов, которые впоследствии нанесли удар по его репутации — его любвеобильность. Когда он выступал с публичными лекциями, до и после вокруг него собирались толпы женщин. Сабина Шпильрейн стала его пациенткой и, по слухам, любовницей - возможно, не единственной. Позже он создал шведскую семью с подругой семьи Тони Вольфф, с чем его жена со временем смирилась.
Сегодня секс с пациентками считается непростительным грехом среди психотерапевтов. Грешил ли Юнг? Сейчас невозможно узнать правду. Но тем не менее, психоаналитику из-за скандала пришлось покинуть кафедру и клинику.
В его защиту можно сказать, что феномен развития у пациентов сильных чувств к своим терапевтам — перенос, тогда только начинал изучаться. Друг и наставник Фрейда, Йозеф Брейер, отказался от «лечения разговорами», когда одна из его пациенток не просто влюбилась в него, но и получила фантомную беременность, называя Брейера отцом. По началу Фрейд считал, что перенос не приносит пользы и его следует обходить. Затем он пришел к убеждению, что он является краеугольным камнем психодинамической терапии, поскольку возвращает к жизни похороненные чувства анализантов.
Отношения с Зигмундом Фрейдом
Отношения Юнга с Фрейдом с самого начала были амбивалентными. Первый их контакт состоялся в 1906 году, когда Юнг написал о своих тестах на ассоциации слов, понимая, что они служат доказательством теории Фрейда о вытеснении (репрессии). Фрейд немедленно и с энтузиазмом написал ответ. Но Юнг колебался. Прошло несколько месяцев, прежде чем он ответил.
Они встретились через год и проговорили без остановки целых 13 часов. Фрейд назвал Юнга «самым способным помощником, который был рядом со мной». Юнг же писал в ответ «Позвольте мне наслаждаться вашей дружбой не как дружбой равных, а как дружбой отца и сына». Создатель Эдипова комплекса, суть которого состояла в желании сына убить отца, был встревожен таким предложением. Фрейд действительно назвал Юнга своим «сыном и наследником», но пережил ряд невротических эпизодов, свидетельствующих о страхах по поводу своего протеже.
Один из таких случаев произошел во время их совместной поездки в Америку в 1909 году. Разговор, зашедший о мумифицированных трупах, найденных в торфяных болотах, заставил Фрейда обвинить Юнга в том, что он желает его смерти и упасть в обморок.
Другое разногласие проявилось, когда Юнг спросил Фрейда, что же он думает о парапсихологии. Зигмунд был известным скептиком. Но пока они спорили, неожиданно в комнате громко треснул книжный шкаф, что заставило обоих подскочить на месте. Юнг интерпретировал это, ссылаясь на свою теорию о том, что сверхъестественное может быть проекцией внутреннего разлада. «Чепуха!» — ответил Фрейд, после чего Юнг предсказал, что шкаф ещё раз издаст треск, что собственно и произошло.
С самого знакомства Юнга мучила мысль о том, что Фрейд ставит свой личный авторитет выше поиска истины. А за этой мыслью скрывались глубокие теоретические разногласия между ними.
Юнг считал Фрейда редукционистом. Он не мог согласиться с тем, что главное влечение в жизни человека - сексуальное. Вместо этого он определял либидо более широко - как психическую энергию или жизненную силу, сексуальность же является лишь одним из его проявлений. Что касается Эдипова комплекса, Юнг пришел к убеждению, что связь между ребенком и его матерью не основана на скрытой кровосмесительной страсти, а проистекает из того факта, что мать является основным поставщиком любви и заботы — предвосхитил теорию привязанности Джона Боулби.
Юнг также считал, что содержание бессознательного не ограничивается вытесненным из сознания материалом. Скорее, бессознательное определяет всю жизнь человека. Человеческая личность в его интерпретации состоит из трёх слоев. Сознательный аспект - включает в себя тело и сознательную психическую жизнь. Под ним находится уровень личного бессознательного - материал из жизни отдельного человека. А под ним находится коллективное бессознательное, передающееся по наследству. Юнг считал, что у него есть объективные доказательства этого общечеловеческого наследия. Юнг работал не с невротиками, как Фрейд, а с психотическими больными, в частности с параноидными шизофрениками. Он первым стал вслушиваться в содержание их бреда, и в его спорной интерпретации больные говорили о мифических образах и символах, которые они не могли обнаружить в процессе чтения или в культуре.
Для Фрейда Юнг становится сыном, предавшим идеи отца, и к 1913 году их дружба подошла к концу. Юнга сильно подкосил этот разлад, он начал испытывать ужасную «конфронтацию с бессознательным». Он начинает чаще погружаться в странные состояния, видит видения и слышит голоса, разговаривает сам с собой. По описаниям его состояния и анамнезу жизни можно предположить, что великий психоаналитик болел шубообразной шизофренией. Не смотря на разрыв отношений с Фрейдом и психоаналитическим сообществом, Юнг сохранил глубокое уважение к своему наставнику до самого конца, признавая его огромный вклад во все области жизни человека.
Юнг и нацизм
Обвинения в том, что Юнг был нацистом, основываются на таких доказательствах, как статья в журнале, которую он написал в 1918 году. Юнг провел различия между еврейской и немецкой психикой, чтобы проиллюстрировать разнообразие наследуемых элементов коллективного бессознательного. Когда нацисты перечитали эту статью в 1930-х годах, они исказили ее до неузнаваемости. Они опустили и другое наблюдение Юнга - о том, что немецкая психика имеет «варварские» наклонности. Юнг предупреждал, что к бессознательному следует относиться крайне серьезно, оно может стать причиной гибели миллионов людей.
Юнга также обвиняют в том, что он подчинялся нацистским властям, в частности Маттиасу Герингу, человеку, который стал лидером организованной психотерапии в Германии, не в последнюю очередь потому, что он был двоюродным братом Германа Геринга. Фактически, Маттиас поставил имя Юнга под пронацистскими заявлениями. В интервью Кароль Буаман 1948 года в качестве оправдания своего сотрудничества с нацистским режимом Юнг не находит ничего лучше как заявить, что «среди его коллег, знакомых и пациентов в период с 1933 по 1945 было много евреев». Хотя и тогда, и сейчас ряд историков упрекают Юнга в сотрудничестве с нацистским режимом, он никогда не был осуждён официально и, в отличие от Хайдеггера, ему было разрешено продолжить преподавание в университете.
Жизнь после войны
В апреле 1948 года в Цюрихе был организован Институт К.Г. Юнга. Институт вёл подготовку на немецком и английском языках. Сторонники его метода создали Общество аналитической психологии в Англии и подобные общества в США, а также в ряде европейских стран. Можно заметить забавную закономерность, что последователи двух школ — юнгианского анализа и классического психоанализа часто недолюбливают друг друга, продолжая традицию вражды основателей данных подходов.
Карл Юнг умер в 1961 году у себя дома, в Кюснахте, Швейцария, в возрасте 85 лет.
Идеализация и обесценивание
Как и многие выдающиеся первопроходцы в области психотерапии, у героя данной статьи найдется множество сложных и неоднозначных моментов в его биографии. Идеализировать великих психологов было бы неправильно, однако и обесценивать их тоже не стоит. Лучше всего рассматривать их как целостные личности, с яркими достоинствами и недостатками. Некоторые психологи полагают, что его концепция «коллективного бессознательного» является следствием его болезни. Каждый сам решит, как воспринимать его идеи, но невозможно игнорировать тот факт, что они оказали ключевое влияние на развитие психологии в целом.