Данная статья предлагает рассмотреть неофолк с точки зрения его потенциальной возможности реконструировать древнюю культуру через призму музыкальных произведений. В работе представлены отличительные черты неофолка в начале XXI в. Автор уделяет особе внимание тому, какие составляющие позволяют назвать неофолк именно реконструкцией той или иной дохристианской культуры. Также приводятся примеры наиболее успешных музыкальных неофолк-групп.
Сведения об авторе:
Молитвина Кристина Игоревна, аспирант по научной специальности 5.10.1 Теория и история культуры, искусства Института Современного Искусства, менеджер деканата магистерских программ.
Научный руководитель:
Кандидат философских наук Соколов Юрий Евгеньевич, проректор по научной работе Института Современного Искусства.
На территории многих стран, в том числе и на территории России археологи и по сей день находят в той или иной степени сохранности музыкальные инструменты, некоторые из которых использовались еще в Бронзовую эпоху и продолжали активно использоваться, например, во времена Викингов (VIII-XI вв.). Помимо археологии исследователи обнаруживают в дошедших до нас литературных текстах так же их упоминания, что несомненно наводит на мысль о том, что с давних времен людей окружала музыка от самой примитивной до первых попыток аккомпанировать себе при исполнении. Иногда она выполняла исключительно развлекательную функцию, а иногда это ритмичнй бой мечей о щиты, сопровождаемый выкриками, придающий уже сакральный смысл. Однако колоссальной проблемой является отсутствие каких-либо источников, повествующих о самих техниках, будь то произнесения текстов, будь то воспроизведения мелодий. Но в XXI в. некоторыми инициативными музыкальными коллективами была предпринята попытка реконструировать древнее звучание музыкальных инструментов, аутентичных ритуальных текстов и самой ритуальной, магической основы того времени.
Такой музыкальный эксперимент вошел под названием неофолк, который в последние 10 лет набирает популярность. В контексте современных реалий данный стиль играет не последнюю роль, поскольку, в нынешнюю эпоху «отмены российской культуры» на Западе интерес к своим корням наоборот только растет, как и гордость за свое героическое прошлое. Причина кроется в том, что, как мы скажем ниже, в своей основе неофолк имеет традиционные ценности различных древних культур, которые и отображаются в музыке.
Исток неофолка можно рассматривать с двух сторон. Если говорить об идейном источнике, то его стоит искать в рамках движения New Age формирующемся на Западе в 70-е 80-е годы прошлого столетия, а именно в сформировавшемся в его контексте одноименного музыкального направления. Возникает закономерный вопрос – почему? Причина в том, что последователи данного течения отвергали окружающую их реальность и искали ей альтернативу. Выбор пал на языческие верования наших предков – альтернативная духовность. Их интересовал энергетический мир, по этой причине практиковали техники, способствующие изменению сознания, а что как не музыка способна поспособствовать сему? Поэтому в контексте нью-эйджа и появляется хорошо нам знакомая музыка, которая часто используется при медитациях и т.п.
Следующим шагом, приближающим нас к определению неофолка как реконструкции древней культуры является широкое распространение в то же время неоязычества. Чем же было «полезно» данное религиозное течение с точки зрения современного неофолка? Всё дело в том, что в рамках неоязычества с интересом изучаются тексты различных древних культур, прежде всего это скандинавская, германская. Итак, добавим к вышесказанному языческую культуру. В это время и происходит своеобразный первый шаг к тому неофолку, который мы знаем сегодня, поелику древние тексты вплетаются в канву медитативных музыкальных New Age произведений.
«Неоязыческая идентичность в первую очередь выражается через музыку» [2, с. 9], – пишет антрополог Сара Пайк (однако здесь они служат больше, как экзотическое украшение).
Таким образом «дверь» в альтернативную духовность, которая поддерживалась и популяризовалась музыкой была успешно открыта. Здесь пока еще в Нью-эйдже, который находится на границе с современным неофолком был и отход от привычных нам музыкальных инструментов, используемых ранее, поскольку в произведения стали вплетать звуки живой природы, различные малоизвестные инструменты, синтезаторы и пр. Сами музыкальные произведения можно назвать «медитативными» c этническими фрагментами. Всё это стало прочной основой для будущего неофолка в понимании начала XXI в., поскольку вектор был задан.
Второй способствующей появлению неофолку, о которой говорят все исследователи стиля является постиндустриальная музыка, которая, умело жонглируя различными стилями получила в результате неофолк. Однако о данном периоде в рамках нашей статьи много говорить не будем, поскольку от индастриала именно современный неофолк унаследовал в большей степени саму экспериментальность и желание отойти от использования электронных музыкальных инструментов.
Итак, к 70-м годам XX в. neo-folk начинает формироваться уже как самостоятельный музыкальный стиль. Однако тот неофолк, который сформировался на современной сцене прошел долгий путь трансформаций, поелику, став «самостоятельным» он не сразу мог позиционироваться именно как способ выразить свою культурную идентичность (изначально на территории Британии). В 70-е 80-е годы неофолкеры через творчество выражали свои правые взгляды, используя при этом элементы мифологий (германской, скандинавской и др.). Это еще не реконструкция, это, как пишет В. Шуг: «протест рабочего класса в сочетании с романтической тоской по древним временам». Здесь пока еще магические темы, мифологические герои и сюжеты используются для усиления смысла основного текста, а также в качестве подтекста, поскольку чаще всего упоминаются они лишь мельком или же в названиях композиций , альбомов, самих групп. Основным же музыкальным инструментом в то время была акустическая гитара.
Музыка созданная такими неофолк группами как Current 93, Sol Invictus и др. была меланхоличной, отвергающей современность и ее пороки, обращающиеся к славе и величию прошлого в качестве вдохновения [9, с. 17]. В 90-е годы неофолк становится менее популярен, занимая свою музыкальную нишу.
Но уже в начале XXI столетия неофолк «возрождается» и претерпевает сильные изменения (можно сказать создается нечто новое под старым названием), поелику в 70-е 80-е музыканты, позиционирующие себя как неофолкеры в своей музыке как было сказано выше лишь касались эзотерических, оккультных и других тем. Именно здесь можно с уверенностью говорить о том, что это по праву новый фолк, новый взгляд на традицию дохристианского периода, поскольку в нем встречаются аутентичность (на которой делается акцент) и элементы электронной музыки (которые добавляют в музыкальные композиции, дабы усилить «плотность и эпичность» (однако аутентичность всё же превалирует над современными элементами звучания).
Райан Кирк относительно неофолка писал: «это с стремления к доиндустриальному языческому прошлому в сочетании с пиететом, который он придает культурным ценностям»
В XXI в. артисты не просто используют эти темы, они полноценно интегрируют все имеющиеся у нас знания (и открываю новое своими силами) о древних культурах и создают то, что мы можем назвать не развлекательной, а «ритуальной музыкой» древности (языческого периода).
Изучая современный европейский неофолк можно сделать вывод, что из рядового музыкального стиля он стал сложной системой, требующий колоссальных знаний исполнителей в сфере культуры и искусства, эзотерики и даже необходимо иметь представление о древних магических практиках (если говорить о скандинавском неофолке). Таким образом, неофолк в XXI в. невозможно назвать просто музыкальным стилем, поскольку он может функционировать как сложная культурная система со свои набором практик, идеологий и смыслов [3, с.539]. Причем важно отметить то, что артисты не только стремятся создать нечто новое, но и побудить аудиторию искать эти источники информации [9, с.17].
Среди всего многообразия древних культур неофолкеров привлекает более всего скандинавская, иногда это единичные обращения к римской, шумерской. Ответ на вопрос «почему скандинавская», на наш взгляд, довольно прост. Во-первых, это пусть и недостаточно большое количество дошедших до нас литературных источников (особенно относительно славянской), однако они на столько поэтичны и полны ярких образов, что оставить их без внимания невозможно. Во-вторых, исследователями доказано, что изначально тексты были предназначены именно для устного исполнения, Стеблин-Каменский утверждал: «учёными было доказано, что тексты песен уходят корнями к различным устным вариантам, из этого вытекает, что найденные тексты – непосредственная запись устной традиции» [2, с.52] по этой причине тексты используются практически как уже готовые «слова к песне», что не может не привлекать музыкантов.
Ставя себе в задачу попытку реконструировать древнюю культуру, неофолк-музыканты сталкиваются с одной большой проблемой: мы не знаем, как именно произносились, а быть может и пропевались аутентичные тексты, какие именно мелодии сопровождали ритуалы и празднества представителей тех дальних времен. Здесь стоит отметь неоспоримую ценность неофолка с той точки зрения, что с помощью создаваемой ими музыки мы имеем возможность сохранить примерный вариант того древнего звучания. Как было сказано ранее, неофолк XXI в. представляет собой сложную структуру, которая позволяет, на наш взгляд, достойно продемонстрировать современному человеку, как это могло бы быть.
Разберемся что же в нее входит, какие культурные моменты реконструирует неофолк. Начать стоит с уже упомянутых аутентичных текстов, которые являются прочной основой стиля, его «визитной карточкой». Анализируя творчество современных неофолк группы мы можем разделить на следующие категории: 1) те, кто используют оригинальные тексты без каких-либо изменений; 2) те, кто, используя сюжеты, героев и т.д. оригинального текста сочиняют стилизованный или делают музыкальное произведение о чем-либо уже написанном. Бесспорно, в контексте «реконструкции» наиболее ценен первый вариант и стоит сказать, что таких музыкантов намного больше, наиболее интересны группы Heilung и Wardruna
Среди наиболее часто используемых древних текстов в музыкальных произведениях является, бесспорно, Старшая Эдда, и такие ее песни как Hávamál (Речи Высокого), Voluspá (Прорицание Вельвы), Sigrdrífumál (Речи Сигрдривы). Одной из лучших музыкальных интерпретаций «Прорицания Вёльвы» является одноименная композиция норвежской группы Wardruna (2018), причем не только музыкально, но и образно. Достаточно посмотреть одно из выступлений группы с данной композицией: Эйнар Селвик (фронтмен) исполняет ее, аккомпанируя себе на кравик лире (четкий образ скальда). Также интересно отметить композицию группы Heilung “Nikkal” в основе которой «Хурритский гимн №6» датируемый 1400-1200 гг. до н.э., а ведь это древнейшая из ныне известных записей использующая музыкальную нотацию!
Далее стоит сказать о рунах и рунических текстах. Помимо текстов, дошедших до нас в корпусе рунических поэм (англосаксонская (VIII–IX вв.), норвежская (XII–XIII вв.) и исландская (XV в.)), неофолк группы используют рунические надписи, найденные на камнях, амулетах, древках копий и т.п. Таким образом это не только запечатление в музыке древних рунических памятников, но и мотивация к поиску новых артефактов, их изучению и их интерпретации. Здесь необходимо отметить, что руны, это не только фиксация символов на различных поверхностях, это особая магическая система, которая в дохристианском Севере предполагала их произнесение. По этой причине использование рун и рунических текстов в музыкальных неофолк-композициях является попыткой воссоздания сего магического процесса произнесения, пропевания.
Помимо реконструкции текста (варианты пропевания) происходит и попытка воспроизвести языки, которые вышли из ежедневной речи. Среди которых мы можем назвать древнескандинавский (Old Norse), древневерхненемецкий (Althochdeutsch), диалекты белорусского, старославянский и др. Перед артистами встал уже анонсированный ранее вопрос: как исполнять текст, если до нас не дошли источники, где бы это было зафиксировано? Ответ был найден. Основатель группы говорил, что при создании мелодий он отталкивается исключительно от своих внутренних ощущений и той музыки, что заложена изначально в текст.
Следующим пунктом является аутентичные музыкальные инструменты, приведем в качестве примера лишь несколько: барабан (ритуальный бубен), тагельхарпа, гудок, кравик лира, гоутхорн, бронзовый и деревянный лур и др.
«Я полностью отдаю себе отчет в том, что пишу современную музыку, на основе древних знаний создаю новые произведения. Это не слепая переработка старых песен на современный лад. Это воссозданные с помощью древних инструментов идеи, которые сегодня не утратили актуальность», – говорит Эйнар Селвик
Безусловно, как и в случае с текстами, мы не знаем какие мелодии исполняли на инструментах. Однако и здесь есть возможный ответ. Мы можем реконструировать звучание инструментов учитывая диапазон самих инструментов и их тональность, которые не изменились, довольно ограничены и таким образом диктуют возможные способы игры. В одном из интервью Э. Селвик рассказал, что он не хотел заставлять звучать инструменты, он не пытался придумать мелодию, которая могла бы исполняться в древние времена. Вместо этого Селвик даёт звучать им самим, он лишь неосознанно задает направление этого звучания. Иными словами, не Селвик играет на инструменте, а сам музыкальный инструмент управляет Селвиком. Сами же музыкальные инструменты реконструируются по тем археологическим находкам, которые находят и по сей день.
1.Старшая Эдда. Древнеисландские песни о богах и героях. Литературные памятники. – Санкт-Петербург : Наука, 1963. – 259 с.
2.Weston D. Pop pagans. Paganism and Popular Music / D. Weston, A. Bennet. – Durham UK : Acumen, 2013. – 278 p.
3.K Granholm. “Sons of Northern Darkness”: Heathen Influences in Black Metal and Neofolk Music/ Department of History of Religions, Stockholm University SE-10691 Stockholm, Sweden. Numen 58 (2011) 514–544. – 534 p.
4.Kirk R. Revolt Against the Modern World: Exploring the Post-Industrial Romance of Neo-Folk. Nota Bene: Canadian Undergraduate Journal of Musicology, 2009: Vol. 2: Iss. 1, Article 7. – 17 p.
5.Lynch G. The Role of Popular Music in the Construction of Alternative Spiritual Identities and Ideologies. Journal for the Scientific Study of Religion 45(4), 2006. – 481-488 p. – URL: https://doi.org/10.1111/j.1468-5906.2006.00322.x (accessed: 4.02.2022).
6.Näsström B. M. Magical Music in Old Norse Literature. / B. M. Näsström. – Scripta Instituti Donneriani Aboensis, 1996. – 229–240 p. – URL: https://doi.org/10.30674/scripta.67231 (accessed: 12.01.2022).
7.Schnurbein S. Norse Revival: Transformations of Germanic Neopaganism. – Boston : Brill, 2016
8.Hall Dennis. 1994. “New Age Music, A Voice of Liminality.” Postmodern Popular Culture, 18(2):13-22.
9.Roe S. Against the Modern World: NeoFolk and the Authentic Ritual Experience. / S. Roe. – Literature & Aesthetics 29 (2), 2019. – 15-31 p. –– URL:https://openjournals.library.usyd.edu.au/index.php/LA/article/view/14263 (accessed: 20.12.2021).
©️ Молитвина Кристина, 2023.