Доисторические каменные глыбы формируют именно современную архитектуру – скалы из гранита, базальта или бетона. О чем говорит эта тяжеловесная эстетика?
Крышу в резиденции Элрода подпирает скала. Мощные каменные глыбы также играют важную роль в Доме Альберта Фрея. Оба дома в Палм–Спрингс, иконы модернизма, были построены не только в ландшафте, но и с ним - радикально-драматическое сочетание интерьера и экстерьера, созданное 50 лет назад в калифорнийской пустыне. Теперь архитектурные фирмы на разных континентах снова отправляются в путешествие во времени в этот революционный каменный век. Они сочетают в себе поразительно тяжелые валуны со стеклом, деревом и бетоном. При этом камни иногда выглядят как своеобразные скульптуры, иногда как объект-труве, иногда в них есть очарование руин, иногда первозданность пещеры. Однако все они не являются частью ландшафта.„Материальность архитектурного проекта часто понимается как его конструкция и выражение“, - говорит голландский архитектор и художник Анн Холтроп. „Мое восприятие изменилось до такой степени, что я стал сосредотачиваться на процессе обработки материала и на уникальном жесте, продиктованном конкретным материалом“.
Плавные стены
Материальная жестикуляция - это то, что Холтроп называет материальной жестикуляцией, которая позволяет ему находить форму и выражение своей архитектуры в производственном процессе. Как и в случае со зданием Green Corner, хранилищем коллекции исторического искусства Культурного центра Шейха Эбрахима в Мухарраке, Бахрейн. Его бетонные стены, отлитые из песка, имитируют рельеф скал, создавая фасад как отдельный объект. „Основное внимание уделяется изменению вещества в его жидком состоянии до того, как оно затвердеет и затвердеет“, - объясняет архитектор, открывший в Бахрейне филиал своей амстердамской студии.
Звучащие камни
Китайские архитекторы Ли Ху и Хуан Вэньцзин издавна были очарованы камнями. „У нас есть коллекция небольших кусков камня со всех уголков мира, в которых мы побывали“, - рассказывают два партнера OPEN Architecture (Пекин). „Природа - наш главный источник вдохновения.“ Для часовни Звука OPEN построил похожий на скалу амфитеатр, который как искусственный монолит вписывается в холмистую местность недалеко от Великой Китайской стены. В декабре прошлого года было завершено строительство музыкального театра открытого типа, первые спектакли которого запланированы на весну. Один виолончелист восхищается тем, что реверберация в зале была идеальной, а звучание - неописуемым.
Японским архитектором Шухеем Аоямой убеждена, что каждая комната передает чувства и воспоминания. Вместе с Йоко Фуджи он руководит пекинской архитектурной студией B.L.U.E., которая недавно открыла в городе Аранья на востоке Китая кафе Zolaism. Форма и текстура бетонных камней предназначены для того, чтобы гости чувствовали, что они отдыхают на открытом воздухе. В то же время в двух более крупных образованиях скрываются небольшие частные убежища. Камни, по словам философа и социолога Роджера Кайлуа в 1975 году, „не являются ни произведением, ни сущностью“. Чья коллекция камней надолго вдохновила архитектора Энн Холтроп. В современной архитектуре камни представляют собой аналог нашей повседневной жизни, основанной на высоких технологиях. Именно этот контраст между натуральным камнем и высокотехнологичным материалом даже Альберт Фрей считал „чрезвычайно захватывающим“. Удивительно, что новые находки, по-видимому, редко действительно происходят из каменного века. Все они мистичны.