Найти в Дзене

Дело жизни мецената и коллекционера Алексея Бахрушина

Театральный музей, создателем которого является Алексей Александрович Бахрушин, является уникальной и неповторимой коллекцией старой Москвы. А началось все с обычного спора, который случился между купцом-мануфактурщиком Бахрушиным и купцом Куприяновым. Алексей Александрович оказался азартным человеком. Заключили пари: кто больше соберет предметов, которые имеют самое прямое отношение к истории русского театра. Оговорили срок - один месяц! На том и порешили. Пари конечно же выиграл Алексей Бахрушин, только с тех самых пор стал он коллекционировать театральные раритеты. Хобби? Увлечение? Настоящая страсть? Только стал он заядлым коллекционером: бурные торги на блошином рынке, почти детективные истории, поиски раритетов и ни с чем не сравнимая радость от приобретаемого. Купцов-фабрикантов Бахрушиных знали и уважали в Москве. Созданные ими предприятия многим людям давали трудовые места. Меценатство они считали частью своей жизни. По прошествии каждого года Бахрушины выделяли денежные

Театральный музей, создателем которого является Алексей Александрович Бахрушин, является уникальной и неповторимой коллекцией старой Москвы. А началось все с обычного спора, который случился между купцом-мануфактурщиком Бахрушиным и купцом Куприяновым. Алексей Александрович оказался азартным человеком.

Заключили пари: кто больше соберет предметов, которые имеют самое прямое отношение к истории русского театра. Оговорили срок - один месяц! На том и порешили. Пари конечно же выиграл Алексей Бахрушин, только с тех самых пор стал он коллекционировать театральные раритеты.

Алексей Александрович Бахрушин
Алексей Александрович Бахрушин

Хобби?

Увлечение?

Настоящая страсть?

Только стал он заядлым коллекционером: бурные торги на блошином рынке, почти детективные истории, поиски раритетов и ни с чем не сравнимая радость от приобретаемого.

Купцов-фабрикантов Бахрушиных знали и уважали в Москве. Созданные ими предприятия многим людям давали трудовые места. Меценатство они считали частью своей жизни. По прошествии каждого года Бахрушины выделяли денежные средства на помощь бедным, больным, учащимся. И делалось это совершенно не напоказ. Много добрых и светлых дел творили купцы Бахрушины во Славу Божью.

Дальний предок Бахрушиных - татарин из Касимова, который в конце XVI в. поселился в Зарайске Рязанской губернии. Пожил, пожил...да и принял православие, получив фамилию Бахрушин, по имени отца своего. И прожили его потомки в Зарайске два столетия. И только в 1821 году Алексей Фёдорович Бахрушин, которого принято считать основателем династии, перевез свое семейство в Москву, в замоскворецкие Кожевники. Перевез - это слишком условно. Шли они пешком, а весь скарб уместился всего на одной подводе.

Наталья Ивановна и Алексей Федорович Бахрушины.
Наталья Ивановна и Алексей Федорович Бахрушины.

Пройдет совсем немного времени и Алексей Федорович купит кожевенную фабрику, а затем и участки земли вокруг нее. Уже в 1834 году фабрика превратится в завод, а в 1835 году Бахрушина зачислят в списки московского купечества. Алексей Федорович был мастером своего дела, вкладывая все свое умение, смекалку и большое желание. Его можно уверенно назвать неповторимым новатором: постоянно совершенствовал технологии, закупал современное оборудование, болел душой за свое детище.

В семье росли три сына: Петр, Александр и Василий. Бахрушин-старший был отцом строгим, но справедливым. Часто говорил своим подрастающим чадам: "Вы знали нужду со мною вместе, умейте же уважать ее и у других; никогда не говорите о человеке чего-нибудь, что может повредить его доброму имени, или деловым отношениям и благосостоянию. Если что и услышите, знайте про себя".

Доходы росли, а дела шли в гору. Вот только в 1848 году Бахрушин-старший уходит из жизни от эпидемии холеры. Наследники перенимают дела отца, только оказывается, что имущество-то с долгами. Средства, которые брались на реконструкцию, еще не окупились. Бахрушиных стали осаждать кредиторы и очень многие советовали отказаться от наследства и дела отца. Вот здесь и показала свой характер жена покойного - женщина грамотная и практичная. Не стала Наталья Ивановна порочить доброе имя супруга своего, а приняла решение с сыновьями принять долги на себя и не дать пропасть семейному делу.

Суконная фабрика Товарищества Алексея Бахрушина и сыновей
Суконная фабрика Товарищества Алексея Бахрушина и сыновей

Сыновья Алексея Федоровича не только выправили дела семейные, но и приумножили. Братья четко осознали, что нужно зарабатывать и давать займы другим под проценты. В 1864 году они успешно учредили суконную фабрику, расшили торговлю шерстью и тканями. Образовавшиеся свободные средства стали вкладывать в земельные участки и доходные дома. А затем и завещание отца исполнили - занялись благотворительностью. Но рассказать я вам хочу о самом младшем наследнике одного из братьев Бахрушиных - Алексее Александровиче.

Родился он 31 января 1865 года в Москве, в семье московской династии Бахрушиных. Уже в возрасте шести лет мальчик был очарован волшебством Большого и Малого театров...волнение в ожидании чуда, шелест занавеса, постановки, актеры...искренность, таинство и загадка... Он прочувствовал, проникся и принял эту невероятную энергетику театра и уже не смог с ней расстаться.

Учился Алексей в гимназии Креймана. Это была частная гимназия для детей богатых купцов. Науки младшему Бахрушину давались с трудом, уже в четвертом классе его аттестат был раскрашен тройками. Алексей самовольно решает оставить гимназию. Это случилось после седьмого класса. Он объявил отцу, что решил заняться делом семейным и пойти работать на завод. Скандала Алексей избежал, аргумент был веским, но в дальнейшем он станет очень жалеть, что не стал учиться.

Казалось, Бахрушин жил двойной жизнью - рано утром спешил на работу, но вечером к его услугам были все театры столицы. Он просто обожал оперу и балет. Становился невероятным модником и щеголем, был успешен у дам, даже играл в любительских спектаклях.

Как уже говорилось, началом коллекционирования стало пари, а затем Алексей вошел во вкус. Он собирал все, что относилось к театру: программки, афиши, маски, автографы, личные вещи актеров, тетради с текстами ролей, балетные туфельки, перчатки актрис, собрание биноклей, дамские веера... Он часто ходил по антикварным лавкам, знал всех старьевщиков на Сухаревском рынке, всегда привозил из заграницы что-то интересное. Дарили и сами актеры, с большой благодарностью принимая его идею.

Он любил говорить: "Доброму вору все в пору. Там разберемся!" В высшем свете подсмеивались над увлечением и чудачеством Алексея. Только никто не мог и подумать подобная "ерунда" станет прямым свидетельствованием развития истории русского театра. 11 июня 1894 года Алексей решается показать свою собранную коллекцию друзьям, а уже 30 октября того же года - всем желающим.

Появились "Бахрушинские субботы", на которые с большим удовольствием приходили актеры и театралы....А. Ленский, М. Ермолова, Г. Федотова, Ф. Шаляпин, Л. Собинов, К. Станиславский, В. Немирович-Данченко...всех не перечесть. Да и не с пустыми руками, часто приносили все то, что накопилось за долгие годы сценической жизни. С каждым годом коллекция росла и увеличивалась. Дом буквально трещал по швам от вещей, книг, рукописей, писем.

А затем в жизни Алексея Бахрушина произошло удивительное событие - святочный костюмированный бал, на котором ему посчастливилось встретиться с юной Верочкой Носовой. Это случилось 8 января 1895 года. Ей было всего девятнадцать лет. Верочка - дочка купца миллионера-суконщика В.Д. Носова. Алексей приметил ее сразу - красивая, статная, летящая... Да и она была очарована обаятельным Бахрушиным. В этот вечер они не отходили друг от друга ни на мгновение...стрела Амура попала в самое сердце... Алексей не находил себе места, он был влюблен...ему хотелось обнять весь мир и кричать о своих чувствах... Следующая встреча произошла через пару недель на катке. Алексей признался в своих чувствах и предложил Вере стать его законной супругой. Зачем тянуть, если любишь всем сердцем и душой?!

Алексей Александрович и Вера Васильевна Бахрушины
Алексей Александрович и Вера Васильевна Бахрушины

И в апреле 1895 года они поженились. Европа стала их свадебным путешествием. Алексей часто рассказывал молодой жене о своем увлечении, об удивительной коллекции вещей, которая связана с историей русского театра. Он делился своими планами, мечтами, так как был совершенно уверен в родстве их душ.

Верочка поддержала мужа, предложив свою помощь и посильное участие. Дни шли за днями: Алексей все также работал на фабрике, Вера вела домашнее хозяйство. А вечерами она разбирала коллекцию мужа, выстраивая хронологию событий, раскладывая экспонаты по тематике.

На участке, который Бахрушин-отец подарил молодым на свадьбу, в построенном двухэтажном особняке уже для всего не хватало места. Театральные реликвии разрастались и множились: что-то Алексей находил сам, многое получал в качестве подарка от друзей-актеров.

Алексей Александрович и Вера Васильевна Бахрушины с детьми Кирой и Юрой
Алексей Александрович и Вера Васильевна Бахрушины с детьми Кирой и Юрой

В семье Алексея и Веры Бахрушиных в 1896 году родился сын Юрий, затем Александр и дочка Кира. Супруга полностью посвятила себя воспитанию детей. Сам Бахрушин продолжал дело своего отца и искал новые интересные экспонаты для своей коллекции.

В 1899 году в Ярославле широко праздновалось 150-летие русского театра. Алексей Александрович Бахрушин подготовил великолепную выставку, которая вызвала большой интерес публики. О коллекции заговорили, загудели, что вызвало новый поток поступлений. В доме Бахрушиных стало тесно, комнату за комнатой отдавали под музей: детская, коридор, даже конюшня и каретный сарай. Казалось, что еще не признанный музей просто выталкивает жильцов со своей территории.

Театральный музей Алексея Александровича Бахрушина
Театральный музей Алексея Александровича Бахрушина

Поэтому в 1913 году отец отдает Алексею Александровичу соседний дом, только это не надолго спасло ситуацию. Вскоре и он был заполнен. Алексей Бахрушин принимает решение передать свою собранную коллекцию в собственность Московского городского самоуправления, но от него устало отмахнулись: "Что вы?! Мы с третьяковским и солдатенковским собраниями достаточно горя хлебнули. А тут вы еще с вашим! Увольте, Христа ради!..." Бахрушин был в большом недоумении и отчаянии - труд его жизни оказался никому не нужным. Лишь Академия наук заинтересовалась этим уникальным предложением. В ноябре 1913 года, уладив все формальности, передача сокровищ состоялась.

После событий 1917 года Алексей Александрович не покинул родину. Он не мог даже представить того, что можно жить где-то на чужбине, вдали от своего детища.

Все семейные предприятия Бахрушиных были национализированы. Кожевенный завод стал Московским фурнитурным заводом, суконно-ткацкая фабрика - фабрикой "Красное веретено".

Новую власть Алексей Александрович признал. Коллекцию не разграбили, музею дали статус государственного. Бахрушина назначили директором с зарплатой в цельных сорок три рубля.

На своем новом посту Алексей Александрович оставался до конца своих дней. В 1929 году он тихо покинул этот мир... Вера Васильевна очень тяжело переживала уход мужа. Она до последнего своего вздоха боролась за сохранение музея, который не раз собирались закрыть. Но несмотря ни на какие обстоятельства детище Алексея Бахрушина живет и сегодня. Музей А. А. Бахрушина - одна из немногих коллекций старой Москвы, которая уцелела до наших дней. И здесь по-прежнему собирают все то, что связано с театром. А актеры и режиссеры приносят в дар новые экспонаты в память о совершенно невероятном, удивительном человеке и коллекционере Алексее Александровиче Бахрушине.

Всегда с вами - Летящая стрекоза)))

Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать то, чего еще не знали)))