Найти в Дзене
Нетопырь читает Ваху

«Падение Дамноса» Ника Кайма: героически превозмогаем жестянок

Все начинается с рядовой, хотя и не штатной ситуации. Сейсмический толчок (ну, а что еще это может быть?) выводит из строя основные генераторы, силовые установки целой планеты Дамнос Прим отказывают. ЧП, конечно, однако… рутина. Или нет? На самом деле нет — сегодня у меня есть немного очень личного мнения о книге «Падение Дамноса» Ника Кайма, истории о драматичном противостоянии некронов и Ультрамаринов во главе с Катоном Сикарием.

До прилета Ультры жители Дамноса пытаются справиться самостоятельно. Кайм дает очень выразительные эпизоды именно самого начала — когда еще никто не понимает, что происходит нечто настолько ужасное. Дамносская Гвардия Ковчега — местные военные — собирает силы. А вот шахтеры Джинн, Колпек, Фалька — это мирные люди, они заняты повседневной работой. Но тем из них, кто выживет, придется оставить мирный труд и выступить против практически непобедимых ксеносов.

Молодой Кайм любит «говорящие» названия, вот и планете он дал название от английского «дамн» — проклятие. Некроны действительно являются проклятием для всех миров, где расположены их гробницы. Наивные органики, поколениями живущие на планете, и не догадываются, что, по мнению некронов, они должны быть немедленно истреблены. И именно это некроны начинают делать с жителями Дамноса. Причем они ухитряются быстро освоить готик и отправить людям сообщение: «Сдавайтесь и умрите». Ошеломленные военные думают, что сообщение с ошибкой, должно же быть «сдавайтесь ИЛИ умрите». Но у некронов этого «или» нет…

Честно, меня всю дорогу удивляет, что обширной информацией о врагах человечества обладают только избранные: Космодесант, инквизиция. Зато Дамнос вовремя зовет на помощь Ультру.

Ультрамаринов, разумеется, ничем не удивишь. И снова у нас молодой Кайм: он с удовольствием нагоняет восторженной патетики, всячески подчеркивает, как идеально астартес маневрируют и планируют боевые операции, именует Сикария «бесстрашным», а его 2-ю роту — «прославленной». Сейчас это уже выглядит наивным. Однако во время написания книги, вероятно, читателю как раз и хотелось видеть идеальных героев — и антагонистов без малейшей человечности.

 Портрет Катона Сикария. Худ. baklaher
Портрет Катона Сикария. Худ. baklaher

Впрочем, воля ваша, но обращение Сикария к отделению: «Думайте о своей цели, Львы. Пусть наш рык сразит врагов Империума!» меня скорее насмешило. Шумовые Ультрамарины… Ах, Катон Сикарий, хороший ты воин, только с поэтичными метафорами у тебя не задалось.

На самом деле Кайм, конечно же, изображает именно лучших бойцов, то есть именно таких, какими и должны быть космодесантники. Действовать они будут энергично, опасности на них обрушатся ужасающие, десантная капсула еще не успеет раскрыться, как в нее ударит гаусс-луч, убив одного из товарищей. А чтобы добавить этим уж слишком хорошим воинам «перцу», Кайм устраивает им соперничество с 1-й ротой Севера Агеммана.

В этой книге мы увидим не только Катона Сикария, но и других «старых друзей», например, библиария Варона Тигурия (ему дадут несколько ярких эпизодов), моего давнишнего любимца Сципиона Воролана — одного из самых гибких и мыслящих, и в то же время человечных Ультрамаринов, Праксора Манориана, который больше всех переживает за славу и первенство своей роты. Воролан ему даже высказывает насчет того, что слава-то не главное.

Именно из-за Праксора остальные неохотно признают, что по части честолюбия астартес не лучше обычных людей.

Эпизоды совместной работы астартес и обычных людей, пожалуй, лучшее, что есть в этой книге.

Кайм постарался придать Ультрамаринам индивидуальности. У него вышел выразительный дементный дредноут, например. Но я ожидала, что от их соперничества и стремления кому-то что-то доказать любой ценой в сюжете будет больше драматичных моментов, как и от адреналиновой зависимости Сикария и культа его личности в роте. Может быть, Кайм тогда просто не очень представлял себе, как раскрыть космодесантников, потому что обычные люди у него вполне живые.

В «Падении…» хватает и общих мест. Ну разумеется, как же адмехи — и не норовят изучать и использовать некронов вместо того, чтобы выдвинуть против них полки скитариев. А губернатор почти наверняка окажется (и окажется!) никуда не годным управленцем, от которого один вред.

Некроны. Худ. Andre-Lang Huynh
Некроны. Худ. Andre-Lang Huynh

Меж тем нам дадут и немного некронов: в этой книге они не безликая масса «врагов вообще», у них есть имена, командиры, есть собственное целеполагание, они даже обзывают друг друга жестянками (!). Немного раскроют внутренний мир ксеносов — очень немного, но тем не менее, во многих книгах и этого нет. При этом некроны — это враги без милосердия, без способности к переговорам, они умеют мыслить, но не умеют ни с кем мирно уживаться. Правда, что-то за человечеством далекого темного будущего этой способности тоже не водится.

В общем и целом «Падение Дамноса» — фантастический боевик и за рамки жанра не выходит. Нас ожидает множество боевок, плавно перетекающих одна в другую. Они драматичны, они преисполнены пафоса, они напряженны, полны трагизма, откровенно натуралистичны, так что если вы любите элементы сплаттерпанка — получите и распишитесь. Как еще написать о противостоянии с некронами? А вот за психологизмом, реалистичным изображением войны или глубокой мыслью — не сюда.