Каждый человек по-своему оценивает ценность товаров. И эта оценка опирается как на личные предпочтения, так и на цены и на соотношение предпочтение/цена для схожих категорий.
Эта тема является довольно важной в оценке потребительского поведения людей. В том, как они выбирают товары. А также показывает действенный метод выбора, если вы ещё не знаете о нём.
Итак, перейдём от теоретической части к практической.
Товары делятся по группам, например, выберем такую группу как гарниры. Хотя формально она может разбиваться на такие группы как крупы, овощи и тп.
Есть покупатель, он выбирает товар к покупке.
Сначала можно оценить предпочтения покупателя. Например, на первом месте у него картофель, на втором макароны, на третьем гречка. Это - первый критерий отбора.
Далее идёт цена, как один из важнейших элементов. Например, картофель - 50 рублей за килограмм, макароны - 70 руб за пачку, греча - 40 рублей за пачку. Здесь есть смысл рассматривать цену за условную сковородку готового блюда, что примерно даст нам затраты на 1 сковородку картошки ~50, макарон ~35, гречки ~20.
Итого самый дешёвый вариант это гречка, а самый дорогой вариант - картошка. Всё относительно условно, просто, чтобы читатель понял, как в данном расчёте используется параметр цена/стоимость/затраты.
Также на данный расчёт могут влиять такие вещи, как сложность приготовления, затраты на доставку, свежесть/сезонность и тд.
Так вот - в итоговом варианте покупатель делает выбор с учётом предпочтений, цены и дополнительных вариантов.
Хотя указанный выше пример может казаться довольно равным, но он объясняет основную идею, довольно точно.
Также всегда есть возможность найти замену для тех товаров, что вы используете сейчас. Это может открыть для вас новые варианты, горизонты, вкусы и выгоду от замены.
Напомню, что цены на товары не являются постоянными на протяжении всего года, а имеет значительные колебания, связанные как с процессом производства данного товара, так и способами его транспортировки и сбыта.
Рассмотрим другой вариант, с фруктами.
Начинается новый год, январь на дворе. Если вы обращаете внимание на цены, то довольно хороший вариант выбора - яблоки. Относительная дешевизна, вкус, полезность, свежесть. Даже если вы любите арбузы и черешню, то ваш выбор вряд ли остановится на них зимой. Понятное дело, что миллиардерам всё-равно, но статья для простых людей.
Наступает конец мая, свежая черешня на рынке ... И? Вы покупаете арбуз? Может быть яблоки? Нет :) Черешню.. (а вообще своя лучше).
Наступает август, что у нас в (потребительской) корзине? Арбузы, дыни, виноград... Не бананы.
Конечно, иногда фактор желания перевешивает любые цены и это нормально. Но всё-таки цена - важный фактор в выборе покупок.
Теперь рассмотрим момент с высокими ценами. Соотношение цен между схожими товарами определяет основное направление спроса на эти товары, а также стимулирует тот или иной выбор покупателя. Например, покупатель год назад покупал арбуз по 10 УЕ за килограмм (а виноград стоил 100 УЕ за килограмм). Наступил следующий год, произошли урожаи/неурожаи и арбуз стал стоить 30 УЕ, а виноград 50 УЕ. Очевидно, что такая разница в цене будет подталкивать к покупке винограда и к отказу от покупок арбуза....
Теперь вариант когда в последующий период, к примеру, цена арбуза выросла с 10 УЕ до 30 уе, а винограда со 100 уе до 300 УЕ(без резкого роста инфляции). В этом случае покупатель или сократит покупки почти в 3 раза или совсем откажется от покупок. Или найдёт замену в категории фрукты на более выгодный продукт по соотношению цена/количество товара.
Просто хочу сказать, что отказ от покупки - тоже опция и важный фактор. То что сейчас происходит с автомобилями. Продавцы хотят продать по космическим ценам, а покупатель говорит им - Нет, Стоп....
Вот такая вот схема выбора товара покупателем, исходя из стоимости товара и предпочтений покупателя.
Чем лично вам могут помочь эти данные/знания? Ищите выгоду в ваших покупках. Небольшое внимание к изменению цен в течении года для различных категорий схожих товаров позволит вам получать больше полезности при меньших затратах.
А теперь немного юмора.
Приходит студент музыкального училища защищать свою дипломную работу.
Комиссия: И как же называется ваша дипломная работа?
Студент: "О роли музыкальных инструментов в жизни животных".
Комиссия: Очень интересно, хотя и ничего не понятно!
Студент: Так назвать дипломную работу мне посоветовал мой научный руководитель, а изначально я её назвал "А нафига козе баян".
...